В специальном
выпуске журнала "Экспорт вооружений" опубликована статья Василия Кашина
и Юлии Магдалинской о третьей стратегии компенсации министерства
обороны США. Предлагаем ознакомиться с материалом.
15 ноября
2014 г. министром обороны США Чаком Хейгелом была выдвинута Оборонная
инновационная инициатива (Defense Innovation Initiative, DII),
нацеленная на "сохранение и укрепление военного превосходства США в XXI
веке" в условиях растущих бюджетных ограничений и "эрозии"
американского доминирования "в ключевых сферах ведения боевых
действий[1]. Основной идеей DII, согласно меморандуму министра обороны,
является укрепление американского превосходства перед лицом противника
за счет "интеллектуальных" решений. Среди них:
– совершенствование системы управления оборонными НИОКР;
–
создание долгосрочной программы планирования оборонных НИОКР, в рамках
которой будут идентифицированы, созданы и доведены до фазы серийного
производства "прорывные" технологии;
– активизация работы по
проведению командных игр с целью выработки альтернативных путей по
достижению задач, поставленных перед вооруженными силами США;
– разработка новых концепций проведения операций с целью лучшего задействования имеющихся ресурсов;
– проведение серии мероприятий по усовершенствованию управления самого министерства обороны США.
В
меморандуме приводился исторический пример того, как США в прошлом
удалось успешно осуществить подобный комплекс мероприятий, что "привело к
изменению ландшафта в сфере безопасности". Речь шла о серии реформ и
технологических программ, реализованных США в 1970–1980-е гг. и
ознаменовавшихся насыщением войск высокоточным оружием, современными
средствами разведки и управления, применением технологий малозаметности и
т.п. Данный комплекс технологических инициатив известен в американской
литературе как "Вторая стратегия компенсации"[2].
Плоды
"Второй стратегии компенсации" никогда не были опробованы в сражении с
равным противником. Однако доказательством ее успешности считается
быстрый и почти бескровный для США разгром армии Ирака в ходе операции
"Буря в пустыне" 1990–1991 гг. Также важно, что реализовывавшиеся тогда
программы оказали заметное воздействие на гражданскую экономику. Их
прямым порождением стала спутниковая навигационная система GPS, они
сыграли важную роль в рождении Интернета и многих современных технологий
связи. В связи с этим Вторая стратегия компенсации рассматривается в
США сейчас как беспрецедентный успех, начало нового "американского
метода ведения войны" и образец, который должен повторяться в
будущем[3].
Хейгел отмечал в своем меморандуме, что "мы
идентифицируем третью стратегию компенсации, которая отдаст
превосходство над конкурентами надежно в руки американского
проецирования силы на предстоящие десятилетия"[4].
Третья
стратегия компенсации (СК-3, Third Offset Strategy) как идея была
выдвинута американским Центром стратегических и бюджетных оценок
(CenterforStrategicandBudgetaryAssessments, CSBA) незадолго до
публикации меморандума Хейгела в докладе за авторством бывшего
заместителя морского министра США Роберта Мартинейджа "К новой стратегии
компенсации: использование долгосрочных преимуществ США для
восстановления глобальных возможностей по проецированию силы"[5].
Несмотря
на то, что Россия, Иран и Северная Корея упоминались в докладе, акцент
в нем делался на Китае, его растущей экономической мощи, которая, как
ожидалась, должна была привести КНР к превосходству над Соединенными
Штатами по номинальному объему ВВП уже в 2024 г. Автор также
останавливался на китайских успехах в реализации стратегии изоляции
театра военных действий (ТВД) (anti access and area denial, A2/AD,
ограничение доступа и маневра). Выражением этих успехов считались
китайский прогресс в создании интегрированной системы ПВО, прогресс в
противоспутниковом оружии, разработка новых систем оружия, таких как
противокорабельные баллистические ракеты, наращивание арсенала неядерных
высокоточных баллистических и крылатых ракет, развитие подводного
флота и т.п.
Для ответа на эти вызовы предполагалось
сделать акцент на областях технологий, где у США имелось прочное,
устойчивое превосходство. Успех в этих технологиях позволил бы
сформировать Глобальную ударно-разведывательную сеть (Global
Surveillance and Strike Network) и восстановить американское
превосходство. Для этого в докладе предлагались, в частности, следующие
конкретные меры:
- создание линейки беспилотных
летательных аппаратов, в том числе с очень большой продолжительностью
полета и возможностью дозаправки в воздухе в числе комплекса мер по
страховке от последствий поражения противником космических объектов
информационной инфраструктуры США и способных взять на себя задачи
связи, навигации, наблюдения и т.п.;
- наращивание собственных
возможностей поражения космических целей, чтобы сдержать противника от
ударов по американским спутникам;
- расширение географии
применения подводных сил за счет ускоренного развития технологий
беспилотных подводных аппаратов. Речь идет, в частности, о новых
технологиях аккумуляторов, подводной связи, автономного управления;
-
расширение возможностей подводных сил по доставке полезной нагрузки к
цели – начиная от совершенствования новых модулей полезной нагрузки для
атомных многоцелевых подводных лодок типа Virginia (Virginia Payload
Module) до создания донных и буксируемых модулей полезной нагрузки, в
том числе оснащенных модифицированными вариантами крылатых ракет
Tomahawk и зенитных ракет семейства Standard;
- расширение географии развертывания стационарных и мобильных сетей донных сенсоров;
-
создание новых семейств морского минного оружия для применения с
земли, моря и воздуха, а также нового типа противолодочного оружия
большой дальности;
- инвестиции на ускоренную разработку
электромагнитных пушек и оружия на направленной энергии (лазерного),
чтобы изменить нынешнее неблагоприятное соотношение в стоимости
баллистических ракет и средств защиты от них и обеспечить защиту
авианесущих кораблей и периферийных баз;
- создание новых
семейств систем для поражения сенсоров противника (системы на
микроволновом излучении, лазерные системы, системы РЭБ);
- ускоренная разработка технологии автоматизированной дозаправки топливом в воздухе;
- ускоренная разработка стратегического бомбардировщика нового поколения LRS-B;
-
разработка высотных БЛА с большой продолжительностью полета (по
аналогии с RQ-4 Global Hawk), способных действовать в зоне поражения
средств ПВО противника;
– разработка собственных "наземных
локальных систем A2/AD", состоящих из систем ПВО малой и средней
дальности, береговых противокорабельных ракетных комплексов, ракет
"поверхность-поверхность", морских мин и беспилотных подводных
аппаратов.
- Стратегический разведывательный БПЛА RQ-4 Global Hawk (c) ainonline.com
Легко
увидеть, что предложения были разработаны исходя из специфических
условий Тихоокеанского ТВД. Они учитывают реалии противостояния Китаю с
его огромным арсеналом ракет средней дальности, мощной системой ПВО и
береговой авиацией, значительными амфибийными силами, ускоренным
развитием противоспутникового оружия, быстро растущими силами общего
назначения ВМС. Стратегия также принимает во внимание слабые стороны
американского военного присутствия в регионе, где США не могут опереться
на военный альянс, подобный НАТО, а имеют дело с системой двусторонних
союзов разной степени эффективности, притом что большинство стран АТР
стремится к нейтральной позиции в американо-китайском споре.
Также
важно учитывать, что стратегия, по существу, не предполагает
инициирования большого числа новых крупных программ. Практически все
перечисленные в докладе Мартинейджа технологии уже были объектом
существенных инвестиций со стороны Пентагона. Речь идет, скорее, об
инвентаризации имеющихся НИОКР и придаче приоритетного характера тем из
них, которые позволяют достигнуть решающего превосходства над
вероятными противниками.
Стратегия имеет своей целью
достижение подавляющего военно-технического превосходства над Китайской
Народной Республикой в условиях, когда возможности США по резкому
наращиванию военных расходов ограниченны, а военные расходы КНР
продолжают расти высокими темпами (на 7% в 2017 г.)[6]. Китай уже
сейчас является крупнейшей экономикой мира по паритету покупательной
способности и второй – по номинальному объему своего ВВП. Несмотря на
замедление китайской экономики, она продолжает расти быстрее экономик
прочих крупных стран, кроме Индии. Доля военных расходов в китайском
ВВП стабильно не превышает 2%, в то время как у США в текущем
десятилетии колебалась в диапазоне 3,3%–4,7%.[7]
Вооруженные
силы США размазаны по миру, а вооруженные силы Китая сконцентрированы в
западной части Тихоокеанского ТВД. В результате возможности сил сторон
в западной части Тихого океана по ряду направлений уже находятся в
состояния равновесия, а по некоторым (возможности нанесения ударов по
базам ВВС в регионе; возможности борьбы с надводными целями) уже
отмечается превосходство китайцев[8]. DII и СК-3 уже на момент их
публикации можно было считать попыткой изменить негативную для США
динамику в балансе сил на Тихом океане.
Реализация
стратегии будет иметь ключевое значение для успеха американской
стратегии сдерживания Китая, которая начала осуществляться еще в начале
первого срока президентства Барака Обамы. В сфере военной мысли
выражением этого подхода стала родившаяся в 2009 г. концепция
"воздушно-морского сражения" (AirSeaBattle), специфически нацеленная на
противодействие приписываемой китайцам стратегии изоляции ТВД[9].
Во
внешнеполитической сфере выражениями новых приоритетов стали попытки
администрации сократить военные обязательства США в других частях мира и
сконцентрировать основные ресурсы на политике в АТР по постепенной
политической изоляции и военному сдерживанию Китая. Следствием стали
предпринятые администрацией Обамы в 2009–2011 гг. усилия по нормализации
отношений с Россией ("перезагрузка"), ускоренное сворачивание
американского военного присутствия на Ближнем Востоке, в частности в
Ираке, и в дальнейшем, в 2012 г. – объявление курса на "поворот в Азию"
(pivot to Asia). Целям постепенной экономической изоляции Китая служило
активное участие США в переговорах по созданию Транстихоокеанского
партнерства, глубокого экономического объединения, включавшего в себя
все основные экономики АТР, кроме китайской.
Внешнеполитические
и экономические элементы курса Обамы по сдерживанию Китая оказались
практически целиком неудачными, что лишь повышает роль военного и
военно-технического факторов. Потерпела неудачу политика "перезагрузки" с
Россией; быстрый вывод войск из Ирака обернулся катастрофой и
сковыванием значительных американских сил на Ближнем Востоке на
неопределенное время. США не смогли достигнуть существенной концентрации
сил на Тихоокеанском театре и укрепить свои отношения со странами
АСЕАН. Китайцы тем временем смогли, используя долларовую дипломатию,
фактически превратить в своих сателлитов Камбоджу и Лаос (что делало
единство АСЕАН по вопросам отношений с Китаем недостижимым), большинство
других членов союза стремились к поиску компромиссов с Китаем.
В
2014 г. военный переворот в Таиланде и неуклюжая реакция на него со
стороны США привели к дрейфу этой страны в сторону Китая.
Транстихоокеанское партнерство (ТТП), наиболее успешный элемент
стратегии Обамы, встречало растущее сопротивление в самих США, что
проявилось в ходе президентской кампании 2016 г. Последующим
катастрофическим для американской стратегии в АТР событием стала победа
на президентских выборах на Филиппинах популистского политика Родриго
Дутерте. Его переход от политики союза с США к многовекторному курсу,
направленному на привлечение инвестиций из Китая, означал, что США
теряют единственного полноценного военного союзника в Юго-Восточной
Азии. Победа на американских президентских выборах в США 2016 г.
Дональда Трампа покончила с ТТП, наиболее успешным элементом старой
стратегии.
Таким образом, уже в 2014 г. стало вполне
очевидным, что в долгосрочной перспективе у США в противоборстве с
Китаем остается, по существу, один козырь: технологическое
превосходство, основанное на динамичной частной инновационной
экономике. Разработанная за несколько лет до этого и обсуждавшаяся
экспертами СК-3 заняла одно из центральных мест в американском военном
планировании. 2016 год, ознаменовавшийся окончательным ослаблением
американских позиций в АСЕАН и подрывом идеологических основ
американского режима ввиду победы Трампа, лишь подтвердил правильность
этого тезиса.
Первоначальный набор технологий, выдвигавшихся CSBA
на раннем этапе развития программы, подвергся в заявлениях
американских официальных лиц определенной корректировке. Речь идет
фактически не о конкретных проектах, а об общих технологических
приоритетах, большинство из которых имеют ярко выраженный "двойной"
характер, либо вовсе сконцентрированы на технологиях производства.
В
частности, Хейгел в своем программном выступлении, посвященном DII в
ноябре 2014 г., называл такие приоритеты, как "робототехника,
автономные системы, миниатюризация, работа с большими массивами данных,
перспективные технологии производства, включая 3-D печать"[10].
В
заявлениях заместителя министра обороны США Роберта Уорка указывались
следующие приоритеты СК-3 в сфере информационных технологий:
-
обучающиеся машины – технологии искусственного интеллекта – в
интересах построения автономной системы, лучшей защиты от кибератак,
совершенствования систем управления и т.п.;
- интерфейсы между
человеком и машинами – включая системы отображения информации,
позволяющие оператору принимать более быстрые и качественные решения;
- взаимодействие пилотируемых и беспилотных систем в боевых условиях;
- создание автономных систем, защищенных от кибератак.[11]
Легко
увидеть, что большинство названных приоритетов совпадают с
магистральными направлениями развития и гражданской высокотехнологичной
индустрии, где происходит роботизация, внедрение беспилотного
транспорта, расширение использования больших массивов данных, 3-D печати
и т.п. Тесная интеграция между ВПК и гражданским бизнесом играет
принципиальную роль в стратегии. Начиная с 2014 г. Пентагон нарастил
усилия по налаживанию взаимодействия с компаниями Кремниевой долины, где
был открыт специальный офис военного ведомства[12].
Поскольку
СК-3 представляет собой во многом переоценку приоритетности ранее
существовавших программ, объемы финансирования, проходящие по
соответствующей статье бюджета Пентагона, не слишком велики. Они
отражают лишь финансирование новых проектов начатых в рамках СК-3. В
2017 г. на эти цели было направлено 3,5 млрд долл., а расходы за пять
лет начиная с 2017 г. должны были составить 18 млрд долл. Значительная
часть расходов идет на вполне конкретные прикладные проекты, связанные,
например, с помехозащищенностью высокоточных боеприпасов, созданием
новых типов противолодочных подводных автономных аппаратов,
модернизацией систем ПВО и т.п.[13]
Ряд исследователей на
основе анализа американского бюджета также отмечают резкий рост
расходов на НИОКР по таким связанным с СК-3 направлениям, как
гиперзвуковые летательные аппараты, оружие на направленной энергии и на
новых физических принципах, перспективные подводные аппараты,
технологии защиты космических аппаратов, передовые технологии ведения
боевых действий в киберпространстве (наступательных и
оборонительных)[14].
Будущее СК-3 при Трампе было
предметом дискуссий и спекуляций, продолжавшихся до недавнего времени.
Новый американский президент демонстрировал намерение увеличить расходы
на оборону, но он же проявил, по крайней мере на словах, склонность к
радикальному пересмотру отдельных крупных программ, начатых в прошлом,
как неэффективных. Его громкие заявления о возможном пересмотре
программы закупок самолетов F-35 и отказе от электромагнитных катапульт
на авианосцах, правда, не имели на момент написания данной статьи
каких-либо последствий.
При этом известные данные о
подготовке американского бюджета на 2018 г. говорят о том, что
приоритетность СК-3 лишь усиливается. В подготовленном Белым домом
проекте бюджета Пентагона раздел "НИОКР, испытания и оценка" (Research,
Development, Test, and Evaluation, RDT&E) предполагается увеличить
на 14%. При этом входящий в него подраздел "Наука и технологии",
финансирующий фундаментальные исследования и прикладные исследования на
дальнюю перспективу, будет сокращен на 5,8%, а практически все
дополнительные средства будут направлены на разработку, испытания и
подготовку к оперативному развертыванию систем нового поколения,
создаваемых в рамках СК-3[15]. Таким образом, на данный момент ситуация
выглядит таким образом, что СК-3 лишь усиливает свою значимость.
Китай,
как страна, на которую непосредственно направлена СК-3, по всей
видимости, воспринял ее как серьезную угрозу своей обороноспособности. В
начале 2017 г. в КНР был учрежден специальный государственный орган –
Центральная комиссия по интегрированному военному и гражданскому
развитию, задачей которой, насколько можно понять, является концентрация
ресурсов на небольшом числе ключевых "прорывных" направлений науки и
техники. Показателем важности новой структуры стало то, что ее возглавил
лично председатель КНР, генеральный секретарь ЦК КПК, председатель
Центрального военного совета КНР Си Цзиньпин[16].
В России
СК-3 находится в поле зрения Министерства обороны и академической
науки; насколько можно понять, военные тщательно отслеживают развитие
данной стратегии и ее последствия для обороноспособности с акцентом на
стратегическую стабильность. Проблемой, однако, является недостаточное
понимание возможных глубоких последствий реализации СК-3 для
гражданского производства. СК-3 пытается повторить успех Второй
стратегии компенсации 1970–1980-х гг., когда ее реализация в конечном
счете привела к перевороту в ряде секторов экономики и возникновению
целых новых отраслей, связанных со спутниковой навигацией, связью и
Интернетом. К сожалению, в России за пределами военных кругов
осведомленность об СК-3 является явно недостаточной. Между тем проблема
представляет собой серьезный вызов для слабой российской
высокотехнологичной индустрии, и для его парирования необходимы
целенаправленные усилия по образцу предпринимаемых китайцами.
Американская система лазерного оружия LaWS, продемонстрированная на телеканале CNN 17 июля 2017 года (c) navy.mil
[1]Веб-документ: http://archive.defense.gov/pubs/OSD013411-14.pdf.
[2]
Под "Первой стратегией компенсации" подразумевается насыщение войск
тактическим и стратегическим ядерным оружием в рамках начатой при
президенте США Дуайте Эйзенхауэре в 1950-е гг. программы "Нового облика"
(New Look) Вооруженных сил США. "Первая стратегия" исчерпала себя
после достижения СССР ядерного паритета с США в конце 1960-х гг.
[3] Веб-страница: https://warontherocks.com/2014/11/the-cold-war-offset-strategy-assault-b....
[4]Веб-документ: http://archive.defense.gov/pubs/OSD013411-14.pdf
[5]Веб-страница: http://csbaonline.org/uploads/documents/Offset-Strategy-Web.pdf.
[6] Веб-страница: http://www.reuters.com/article/us-china-parliament-defence-idUSKBN16B043
[7]SIPRI Military Expenditures Database 2016.
[8] Веб-страница: https://www.rand.org/paf/projects/us-china-scorecard.html.
[9]Подробнее об AirSeaBattle, см.: веб-страницу: http://archive.defense.gov/pubs/ASB-ConceptImplementation-Summary-May-20....
[10] Веб-страница: https://www.defense.gov/News/Article/Article/603658/.
[11] Веб-страница: http://science.dodlive.mil/2015/11/13/learning-systems-autonomy-and-huma...
[12] Веб-страница: http://www.realcleardefense.com/articles/2016/02/16/what_is_the_third_of....
[13]Ibid.
[14]Веб-документ: http://www.iris-france.org/wp-content/uploads/2016/12/ARES-Group-Policy-....
[15]Веб-страница: https://www.aip.org/fyi/2017/trump-budget-cuts-defense-st-58-while-fundi....
[16] Веб-страница: http://news.xinhuanet.com/english/2017-01/22/c_136004750.htm. |