В обозримом будущем арсеналы отечественной дальней авиации должны
пополниться новым вооружением. В настоящее время завершается создание
перспективной крылатой ракеты Х-32, которая должна будет стать новым
вооружением бомбардировщиков Ту-22М3. За счет повышенных характеристик
новые ракеты позволят значительно повысить ударный потенциал дальней
авиации, а также увеличить эффективность поражения различных целей.
24
августа издание «Известия» сообщило о текущем состоянии проекта Х-32.
От неназванного источника в оборонной промышленности журналистам издания
стало известно о нынешних работах в рамках проекта и о его
перспективах. Одновременно с этим «Известиям» не удалось получить
комментарий от организации-разработчика ракетного вооружения. Тем не
менее, и полученные данные позволяют обновить имеющиеся сведения о ходе
перспективного проекта.
Неназванный источник сообщил, что проект
крылатой ракеты Х-32 класса «воздух-поверхность» находится на
завершающих этапах. Ракета находится в высокой степени технической
готовности. Кроме того, уже ведутся испытания такого оружия, которые
приближаются к своему завершению. Благодаря завершению всех необходимых
проверок и последующих доработок конструкции в обозримом будущем
получится довести ракету Х-32 до принятия на вооружение и эксплуатации в
войсках.
По
имеющимся данным, крылатая ракета воздушного базирования Х-32 является
вариантом дальнейшего развития состоящего на вооружении изделия Х-22.
Создание этого проекта началось еще в конце восьмидесятых годов, однако в
связи с некоторыми трудностями работы затянулись, из-за чего улучшенная
ракета до сих пор не вышла из стадии испытаний. Имеются сведения,
согласно которым изделие Х-32 представляет собой незначительно
измененную модификацию базовой Х-22, построенную с использованием
современной аппаратуры и элементной базы, что положительным образом
сказывается на ее характеристиках.
Согласно сообщениям прошлых
лет, проект Х-32 был доведен до стадии испытаний не позже начала
двухтысячных годов. Кроме того, до определенного времени предполагалось
развернуть производство подобного вооружения в 2005 году, однако эти
сроки в итоге серийно сдвинулись. По разным данным, опытная партия ракет
была изготовлена только в 2007-м. Тем не менее, и после этого
перспективный проект сталкивался с серьезными проблемами, мешавшими
скорому его завершению.
Имеются сведения о начале нового этапа
испытаний в 2010 году или позднее. Именно эти работы позволили
продолжить полноценное развитие проекта с проверками, выявлением и
исправлением недостатков. После некоторых испытаний и доводок, в 2012
году, сообщалось, что дальняя авиация сможет получить новое оружие к
концу десятилетия. По последним данным, испытания ракет Х-32 находятся
на финальных стадиях, что приближает момент принятия такого оружия на
вооружение и начала поставок готовых изделий в войска.
Технические
подробности проекта Х-32 пока официально не публиковались, однако
некоторые сведения, имеющиеся в открытом доступе, позволяют определить
общие особенности ракеты. Согласно имеющимся данным, изделие Х-32
представляет собой дальнейшее развитие существующей ракеты Х-22 и по
этой причине получает схожую конструкцию планера, а также заимствует
общую архитектуру. Одновременно с этим внутри фюзеляжа проверенной
конструкции должны размещаться системы новых типов, предназначенные для
повышения основных характеристик.
Имеющиеся фотографии, на
которых, как считается, присутствуют опытные изделия Х-32, показывают,
что новая ракета получает фюзеляж большого удлинения с оживальным
головным обтекателем и сужающейся хвостовой частью. В центральной части
ракеты имеется среднерасположенное треугольное крыло малого удлинения.
Хвостовое оперение состоит из трапециевидных стабилизаторов, киля и
подфюзеляжного гребня. Последний до сброса ракеты носителем находится в
сложенном положении.
В головном отсеке ракеты Х-22 помещались
головка самонаведения и аппаратура управления. Вероятно, в случае с
новым проектом подобное размещение основных агрегатов было сохранено.
Согласно наиболее распространенным оценкам, ракета Х-32 должна получать
активную радиолокационную головку самонаведения с использованием
инерциальных систем навигации. Кроме того, возможно применение коррекции
по данным других систем.
Позади головки самонаведения должна
располагаться боевая часть. Согласно некоторым ранее опубликованным
документам, в составе изделия Х-32 предлагается применение боевой части с
обозначением ТК-56. Тип и параметры боезаряда неизвестны. Вероятно,
речь идет о фугасной или иной боевой части схожего действия.
Фотографии
показывают, что ракета Х-32 оснащается жидкостным ракетным двигателем.
При этом сохраняется двухкамерная архитектура двигателя, а также
необходимость в размещении внутри фюзеляжа двух баков для топлива и
окислителя. За счет разных режимов работы двигатель должен разгонять
ракету до требуемых скоростей вне зависимости от выбранной траектории
полета.
Длина новой ракеты оценивается в 11,6 м, размах крыла – 3
м. Высота с разложенным хвостовым оперением не должна превышать 2,5 м.
Стартовая масса – не более 5,8 т. В разных источниках упоминается, что
Х-32 сможет развивать скорость до 5000-5400 км/ч и подниматься на высоты
порядка 40 км. Дальность полета будет достигать 1000 км.
Для
повышения эффективности применения возможно применение новых методик
наведения и соответствующей траектории полета. После отцепки от
самолета-носителя на высотах от 1 до 13 км ракета должна будет включать
двигатель и выходить на высоту 40 км. Горизонтальный полет на
максимальной высоте должен продолжаться до выхода в район цели, после
чего ракета должна будет завершать наведение на указанный объект,
переходя в пикирование.
На основании имеющихся данных также можно
сделать предположения, касающиеся нововведений проекта Х-32. Известно,
что головка самонаведения ракеты Х-22 уже не отвечает современным
требованиям, поскольку имеет недостаточную помехозащищенность.
По-видимому, одной из главных целей проекта Х-32 было создание активной
радиолокационной ГСН, способной менять рабочую частоту и работать в
условиях применения противником средств радиоэлектронной борьбы.
По
последним данным, проект Х-32 уже находится на поздних стадиях.
Необходимые испытания подходят к концу, что в ближайшем будущем позволит
принять новую крылатую ракету на вооружение и с ее помощью начать
перевооружение дальней авиации. Благодаря повышенным летным
характеристикам и улучшенным системам наведения перспективная ракета
сможет значительно повысить ударный потенциал имеющихся
бомбардировщиков, что позволит продолжать их эксплуатацию без каких-либо
потерь в эффективности.
По материалам сайтов:
http://izvestia.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-756.html