В рамках прошедшего в подмосковном Жуковском аэрокосмического салона
МАКС широкой публике был представлен перспективный российский
учебно-тренировочный самолет СР-10. Сотни тысяч зрителей могли «вживую»
наблюдать за тем, как поднимается в воздух небольшая красная машина.
Внимание зрителей новый реактивный самолет привлекает в первую очередь
отрицательной стреловидностью крыла (–10° по передней кромке). Именно
необычная аэродинамическая компоновка является одной из главных
«изюминок» нового российского учебно-тренировочного самолета. Свои
первые полеты СР-10 совершил еще 25 декабря 2015 года.
Реактивный
учебно-тренировочный самолет СР-10 создан коллективом КБ САТ
(«Современные авиационные технологии»). СР-10 расшифровывается как
«самолет реактивный минус десять». По заверению разработчиков, он
предназначен для обучения летчиков и участия в различных соревнованиях
по самолетному спорту. Самолет в состоянии выполнять фигуры высшего
пилотажа с максимальной перегрузкой от +8 до –6 g. Аэродинамическая
компоновка СР-10 позволяет пилоту выполнять фигуры пилотажа с
использованием элементов сверхманевренности, которые характерны для
истребителей 4 и 4+ поколения.
Двухместная кабина СР-10 была
спроектирована по схеме тандем, она оснащена катапультными креслами
класса «0-0», что позволяет обеспечить безопасность экипажа из двух
человек во всем диапазоне скоростей и высот пилотирования. Благодаря
широкому применению в конструкции планера самолета современных
композитных материалов конструкторам удалось существенно снизить его вес
и увеличить ресурс службы.
По заверениям официального сайта КБ «САТ», по сравнению с самолетами аналогами их СР-10 обладает следующими преимуществами:
— кабина экипажа обеспечивает максимально комфортные условия работы;
— удобство эксплуатации благодаря наличию встроенной системы диагностики систем;
— используемая аэродинамическая схема позволяет летчикам безопасно выполнять любые фигуры высшего пилотажа.
СР-10
был спроектирован и построен конструкторским бюро «Современные
авиационные технологии» (КБ «САТ») — частной компанией, которая ранее
занималась ремонтом и модернизацией имеющегося парка чешских
учебно-тренировочных самолетов L-39 Albatros, состоящих на вооружении
летно-учебных заведений ВКС России. Их выпуск на чешском заводе Aero
Vodochody был остановлен еще в 1999 году. Именно этот факт в свое время и
подтолкнул специалистов КБ «САТ» к разработке самолета, который пришел
бы на смену «летающим партам» чешского производства.
Руководитель
проекта учебно-тренировочного самолета СР-10 Максим Миронов отмечает,
что разработка самолета стала инициативным проектом КБ. При этом работа
сразу же получила статус решения Минобороны России «О порядке
разработки, серийного производства и поставок СР-10». В летных училищах в
настоящее время остается еще не менее двух сотен «Альбатросов», которые
были приобретены еще в годы существования Советского Союза. Обновить
парк данных самолетов из-за санкционной политики стран Запада в
отношении России маловероятно. Поэтому альтернативы у СР-10 фактически
нет, считает Миронов.
По
своей концепции новый учебно-тренировочный самолет мало отличается от
чешского L-39: минимум бортового оборудования и максимально упрощенная
конструкция. Но главная особенность российской разработки — применение
крыла с обратной стреловидностью. Впервые в отечественном авиастроении
его применили на экспериментальном истребителе Су-47 «Беркут». Тогда
конструкторы выделяли следующие особенности такого самолета: отличная
аэродинамика, даже на небольших скоростях полета, что характерно для
летательных аппаратов с обратной стреловидностью крыла; еще одним
преимуществом называли отличную подъемную силу, которая превосходит
подобную у всех самолетов с крылом классической конструкции. Помимо
этого развернутое крыло позволяет улучшить управляемость самолета при
взлете и посадке. Существенно сокращается вероятность ухода самолета в
глухой штопор. Также обеспечивается прекрасная центровка фюзеляжа. Так
как силовые элементы крыла самолета СР-10 смещаются в сторону хвоста, а в
центральном отсеке освобождается место для размещения боекомплекта.
Благодаря
использованию данной аэродинамической схемы СР-10 фактически стал
уменьшенной копией Су-47 с сопоставимыми пилотажными возможностями. За
это некоторые даже прозвали новый самолет «Беркутенком», по аналогии с
более мощной и взрослой машиной. При этом по сравнению с L-39 Albatros
СР-10 уже имеет двух-трехкратное преимущество по аэродинамике.
Характеристики данного самолета соответствуют требованиям, предъявляемым
к учебно-тренировочным самолетам поколения 4+, а это, к примеру, более
технологичный и сложный в производстве Як-130. Во время
демонстрационного полета на МАКС-2017 самолет СР-10 продемонстрировал
хорошую скороподъемность. Также он выполнил вираж с углом в 80 градусов,
боевую восьмерку. Собственно, продемонстрировал тот минимум, который
необходим для освоения азов пилотирования реактивного самолета.
На
учебно-тренировочный самолет СР-10 установлен аналогичный
«альбатросовскому» двигатель АИ-25, однако доработанный. Выбор данного
двигателя был обусловлен исключительно соображениями экономии. Данных
двигателей накоплено довольно большое количество, что позволяет без
особых денежных затрат использовать их в конструкции нового самолета. В
КБ «САТ» подчеркивают, что в случае заключения контракта с Минобороны
они готовы предложить военным более продвинутую версию своего самолета с
двигателем АЛ-55 НПО «Сатурн». Данный двигатель специально создавался
для установки на учебно-тренировочные машины. Он может дополнительно
оснащаться форсажной камерой, а также системой управления вектором тяги.
Данное решение может сделать из самолета СР-10 еще и воздушного
акробата. Вопрос установки АЛ-55 на СР-10 уже согласован с
производителем двигателя. В этом случае характеристики самолета вырастут
как по летным, так и по экономическим показателям.
«Самолет
СР-10 позволит реализовать трехступенчатую систему подготовки летчиков
ВКС России. В настоящее время планируется, что первичную летную
подготовку — совершение взлета-посадки, ориентирование в пространстве —
курсанты российских летных училищ будут отрабатывать на новом винтовом
самолете Як-152, который создается корпорацией «Иркут». Затем их
постепенно будут пересаживать на реактивный СР-10 и лишь потом на самый
сложный — учебно-боевой Як-130», — считает Вадим Козюлин профессор
Академии военных наук. По его словам, в настоящее время подготовка
пилотов фактически идет именно на этих самолетах, что достаточно сложно
для них, учитывая технологичность Як-130, и достаточно дорого. На Як-130
установлено два реактивных двигателя, по этой причине стоимость одного
летного часа на нем существенно превышает аналогичные показатели для
новых перспективных самолетов Як-152 и СР-10.
Сообщается, что
выпуск самолетов СР-10 будет налажен на Смоленском авиационном заводе.
По словам руководителя предприятия Сергея Никольского, в настоящее время
на заводе заканчивается процесс модернизации производственных площадей
для выпуска новых учебно-тренировочных самолетов. Здесь уверены в том,
что контракт с Минобороны России будет подписан в ближайшее время. В
этом случае поставки первых самолетов начались бы уже через 14 месяцев.
Планируется, что первая партия будет состоять из нескольких десятков
самолетов СР-10, а со временем ВКС России полностью заменят не менее 150
«Альбатросов».
При этом все самолеты с целью удешевления будут
заказаны в максимально упрощенной комплектации. По словам Никольского,
это оправдано с точки зрения будущего использования самолетов —
первичная летная подготовка и обучение курсантов навыкам пилотирования
самолета, оснащенного реактивным двигателем. Впрочем, применение новых
самолетов может быть более широким. Существует вероятность того, что
новые учебно-тренировочные машины будут поставляться также в строевые
части для поддержания летной подготовки пилотами штурмовиков,
истребителей и даже бомбардировщиков. Подобная практика использования
чехословацких самолетов L-39 существовала в летных частях Советского
Союза.
По
информации ГТРК «Смоленск», пробная партия новых самолетов СР-10 уже
готовится к выпуску на Смоленском авиационном заводе. Новая машина уже
прошла стадию заводских испытаний, в настоящее время предприятие и
частная авиастроительная компания готовятся к подписанию контракта на
поставку самолетов ВКС России. По информации газеты «Известия»,
Воздушно-космические силы России могут получить первую партию новых
учебно-тренировочных самолетов СР-10 уже до конца 2018 года. По данным
издания, самолет будет использоваться наряду с турбовинтовым Як-152 и
реактивным Як-130.
Самолет СР-10 создан по нормальной
аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом обратной
стреловидности, однокилевым вертикальным оперением и цельноповоротным
стабилизатором. Машина оснащена одним турбореактивным двигателем. На
первые самолеты планируется устанавливать двигатели АИ-25ТЛ, которые в
дальнейшем заменят на более совершенные двигатели АЛ-55И. Также самолет
получит «стеклянную кабину», созданную Рязанским приборным заводом
(ГРПЗ). Максимальная взлетная масса самолета составит 2,7 тонны.
Использование крыла обратной стреловидности обеспечит самолету целый ряд
преимуществ по сравнению с обычным крылом: во-первых, крыло с обратной
стреловидностью позволяет значительно повысить маневренность самолета;
во-вторых, крыло позволяет снизить радиолокационную заметность машины;
в-третьих, данное крыло позволяет улучшить аэродинамические качества.
Помимо этого крыло обратной стреловидности значительно упрощает процесс
пилотирования машины на сверхмалых скоростях полета. Однако в полете
подобное крыло испытывает значительно большие нагрузки по сравнению с
обыкновенным крылом, именно этот недостаток и является главной
трудностью при разработке летательных аппаратов с крылом обратной
стреловидности.
Согласно проекту СР-10, полная разработка
которого должна завершиться в 2017 году, сможет развивать в полете
скорость до 900 км/ч, выполнять полеты на расстояние до 1,5 тысяч
километров и выполнять в воздухе различные фигуры высшего пилотажа.
Конструкторы нового учебно-тренировочного самолета считают, что для
освоения СР-10 пилотам достаточно будет иметь первоначальную летную
подготовку на самолете класса Як-52. При этом по своим летно-техническим
характеристикам СР-10 намного превосходит устаревший чешский L-39 в
скорости, скороподъемности, радиусе виража, маневренности и, что имеет
большое значение, новый самолет легче чешского аналога и выигрывает у
него по соотношению цена/качество.
Несмотря
на достаточно положительные отзывы в российской прессе и о самолете, и о
его перспективах поступления на вооружение ВКС России уже в самом
ближайшем будущем, находится немало людей, которые все еще сомневаются в
данном проекте. Основные сомнения связаны с тем, что самолет начали
создавать еще в 2007 году двое обычных энтузиастов Максим Миронов и
Сергей Юшин, которые и основали КБ «САТ». Сомнения связаны с
конструкторскими возможностями нового КБ, для которого СР-10 стал первым
спроектированным самолетом. При этом в КБ «САТ» изначально взялись за
реализацию сложного проекта, выбрав для нового самолета крыло обратной
стреловидности.
Сомнения вызывает и необходимость данного
самолета для ВКС России. Современный реактивный учебно-тренировочный
самолет у ВКС уже есть — это Як-130, который уже дважды был успешно
«скопирован» (итальянский — Aermacchi M-346 и китайский — Hongdu JL-10).
При этом Як-130 при необходимости может взять на себя роль легкого
штурмовика и в состоянии нести до трех тонн боевой нагрузки. К тому же
Як-130 — это двухдвигательный, а значит более надежный самолет в плане
безопасности полетов. Отказ одного из его двигателей не влечет за собой
потери летательного аппарата. Правда у этой медали есть и обратная
сторона, однодвигательный СР-10 потребляет гораздо меньше топлива, чем
Як-130, а значит экономичнее в эксплуатации.
В любом случае, если
СР-10 будет действительно принят на вооружение ВКС, он станет уже
третьим российским реактивным УТС после чешских однодвигательных L-39 и
приходящих им на смену Як-130. С учетом активно разрабатываемого в
настоящее время турбовинтового учебно-тренировочного самолета Як-152,
который и должен стать первой летающей партой и в различных аэроклубах, и
в ВКС, так называемым самолетом первоначальной летной подготовки,
будущее СР-10 не представляется столь уж безоблачным. Некоторые
специалисты считают, что расширение видового разнообразия
учебно-тренировочных самолетов вряд ли пойдет на пользу российским
вооруженным силам.
Еще
одним поводом для сомнений является сама схема с крылом обратной
стреловидности. И сомнения эти основаны на накопленном на данный момент
времени историческом опыте разработки подобных самолетов. В частности, в
России ничем, по сути, закончились работы, проводимые знаменитым ОКБ
Сухого с перспективным морским Су-27КМ и последующим Су-47 «Беркут». Не
продвинулись в этом направлении и американские конструкторы.
Сами
же конструкторы реактивного учебно-тренировочного самолета СР-10
надеются на то, что их детище заинтересует российских военных как
переходный самолет между Як-152 и реактивным Як-130. Последний —
достаточно крупная и сложная для своего класса двухдвигательная машина,
переход на которую широкой массы курсантов может быть связан с
определенными трудностями. Также в КБ «САТ» считают, что их самолет
сможет привлечь внимание и спортсменов. В любом случае, кто окажется
прав, конструкторы из молодого частного КБ или скептики, мы узнаем уже в
ближайшем будущем.
СР-10 в ожидании МАКСа (фото: Евгений Лебедев)
sandrermakoff.livejournal.com
Источники информации:
https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201707251045-60w2.htm
https://nplus1.ru/news/2017/07/24/sr10
http://www.airwar.ru/enc/other/sr10.html
http://www.kb-sat.ru