В России «по всем направлениям» ведется создание военных конвертопланов и тяжелых беспилотников: малых, средних и больших, рассказал в
субботу главком Воздушно-космических сил (ВКС) генерал-полковник Виктор
Бондарев. По его словам, в будущем беспилотники (БПЛА) начнут
встраиваться в единую систему управления и действовать «стаей». Создание
соответствующей сетецентрической системы поможет ощутимо снизить цену
на подготовку операторов беспилотников.
«Американцы
вбухали десятилетия в разработки, прежде чем начать его серийное
производство и эксплуатацию. А когда боевые конвертопланы появятся в
России, мы не знаем»
«Беспилотная тематика развивается. Как бы
там ни было, обучить летчика дороже, чем поставить на самолет хороший
автопилот. Если уже сейчас оператор может управлять одним-двумя
беспилотниками, то со временем, с развитием наземной составляющей он
сможет управлять пятью, а то и десятью аппаратами, поэтому это будет еще
дешевле», - сказал генерал-полковник.
Одним из главных направлений
госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы Минобороны сделало разработку и
поставку на вооружение разведывательно-ударных беспилотников.
Как
известно, особенность конвертопланов в винтовых движителях, которые на
взлете и при посадке работают как подъемные, а в горизонтальном полете –
как тянущие. То есть получился своеобразный гибрид самолета и
вертолета. Конвертоплан обладает возможностью вертикального взлета и
посадки и способностью перевозить пассажиров и грузы на дальние
расстояния с большей, чем у вертолета, скоростью. Самые мощные
конвертопланы планируется оснащать гибридными силовыми установками,
позволяющими достичь скорости до 500 километров в час.
Главный
редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко в разговоре с
газетой ВЗГЛЯД указал на то, что по конвертопланам работы только
начинаются, зато по беспилотной технике прогресс более очевиден и «идет
практически по всем направлениям в эксплуатации: в боевом применении
существующего парка беспилотников, создании ударных версий». Единственным мировым лидером в создании конвертопланов, подчеркивает
эксперт, стали США, где серийно производится модель Bell V-22 Osprey. А,
к примеру, у Израиля, который зарекомендовал себя одним из лидеров в
производстве беспилотников, подобных разработок нет.
«Все партнеры
США могут закупать конвертопланы американского производства. Американцы
вбухали десятилетия в разработки, прежде чем начать его серийное
производство и эксплуатацию. А когда боевые конвертопланы появятся в
России, мы не знаем. Это только начало работ с непонятными пока что
перспективами во что это выльется. Говорить сегодня об этом в каком-то
практическом аспекте еще рано», - пояснил Коротченко.
В то же
время эксперт выразил уверенность, что развитие БПЛА не означает
сокращение количества военных летчиков. «Пилотируемая боевая авиация
будет выполнять свои задачи, а беспилотники – свои. На протяжении как
минимум 50 лет никаких изменений не произойдет. Одно будет дополняться
другим и наоборот», - подытожил Коротченко.
В России о создании
конвертопланов всерьез заговорили в 2015 году. Разработки включают три
этапа. На первом создается демонстрационная машина в классе чуть более
300 килограммов. Параллельно ведутся работы над машиной более тяжелого
класса – до двух тонн. После успешного завершения этих двух этапов
создается полноценный конвертоплан. Но пока все это небольшие модели,
которые в сравении с американским Bell V-22 Osprey напоминают
игрушечные. В первую очередь, как говорят военные, конвертопланы в будущем
планируется использовать в интересах Сухопутных войск в качестве
ударного средства и для доставки десанта, средств снабжения. В интересах
ВМФ конвертопланы будут размещаться и на боевых кораблях. В гражданских
целях эти летательные аппараты тоже будут востребованы. Новинками
интересуются компании нефтегазового сектора и различные ведомства.
Беспилотный конвертоплан может использоваться для мониторинга и охраны
окружающей среды в местах, где нет взлетно-посадочной полосы.
Ранее
стало известно о планах «Ростеха» представить модернизированный военный
беспилотник-конвертоплан RHV-30. Его модель можно увидеть воочию на
проходящем в подмосковном Жуковском 13-м международном авиакосмическом салоне МАКС-2017, который продлится до 23 июля.
На
этой неделе в холдинге «Вертолеты России» сообщали, что новый
конвертоплан VRT300 выйдет в серийное производство уже в следующем году.
Полноразмерный макет впервые представлен в том же Жуковском.
Беспилотник выполнен по соосной схеме. Максимальная взлетная масса
аппарата составляет 300 кг. В качестве силовой установки использован
дизельный двигатель. По информации разработчиков, дрон может летать по 5
часов на скоростях до 180 км/ч. Радиус составляет 100–150 км.
Беспилотник
способен нести до 70 кг полезной нагрузки. В ее состав, в частности,
входит оптикоэлектронная система наблюдения на гиростабилизированном
подвесе. Также дрон может нести дополнительное целевое оборудование в
контейнере под фюзеляжем. Такая «игрушка» может использоваться для
агностики воздушных линий электропередачи, картографирования. Этими разработками занимается входящее в холдинг
инновационное конструкторское бюро «ВР-технологии». Впервые проект
представили на МАКС-2015. Он реализуется в рамках программы «Скорость» в
сотрудничестве с компанией «Аэроб» – резидентом космического кластера
«Сколково».
Сейчас конвертоплан испытывают в различных режимах
полета, с элементами полезной нагрузки и в различных погодных условиях. О
его первом полете сообщалось в феврале прошлого года.
Осенью
2015 года сообщалось о планах начать до конца года испытания
беспилотника-конвертоплана «Гранат-5» компании «Ижмаш-Беспилотные
системы» для спецподразделений ВМФ. «Гранат-5» планировалось предложить к
поставкам в войска в середине прошлого года. О реализации этих планов в
последствии не сообщалось.
Однако в апреле прошлого года
государственный НИИ прикладных проблем приступил к испытаниям
беспилотного конвертоплана «Конверт-8» для разведки местности с
возможностью забрасывания малогабаритных технических средств в
труднодоступные места. Максимальная взлетная масса составит 8
килограммов. Разработчиками использована схема с тандемным крылом, что
обеспечивает большую грузоподъемность, и четырьмя поворотными винтами с
электродвигателями. Размах крыла аппарата – 1,6 метра. При
продолжительности полета в один час аппарат может нести до 1,2
килограмма полезной нагрузки.