F-35 лёгкая мишень для ПВО России
F-35 станет легкой добычей не только С-400, но и ЗРАК «Панцирь»
С
американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации.
Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве
находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума.
То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как
Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National
Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
При
этом речь идет лишь о наиболее успешной модификации самолета — F-35A,
спроектированной для эксплуатации на наземных аэродромах в частях ВВС.
Всего в ВВС США должно поступить более 1700 F-35A. Еще почти 600 машин
закупят 9 стран, входящих в Североатлантический альянс, и Израиль.
Несмотря на все ухудшающуюся репутацию самолета, контракты иностранцам
расторгнуть невозможно. Поскольку они уже вложили громадные средства в
разработку самолета.
Рассыпаются от старости
Ну, а Пентагону просто некуда деваться. Потому что парк американских истребителей скоро начнет «сыпаться» по причине существенного превышения сроков эксплуатации машин. Это
начинает проявляться уже сейчас. Наиболее угрожающая ситуация сложилась в
морской авиации, базирующейся на авианосцах. Компания Boeing извлекает
из авиационного отстойника, расположенного на базе Дэвис-Монтан в штате
Аризона, выработавшие ресурс палубные истребители-бомбардировщики
McDonnel Douglas F/A-18С Hornet и дает им «новую жизнь». Результаты
такой реанимации предсказать несложно. Потому что эти самолеты не
законсервированы, а списаны. И хранятся, если этот глагол уместен в
данной ситуации, под открытым небом. Точно так же, как советские
раритеты в Музее авиации в подмосковном Монине.
Замена самолетов
для ВМС США на F-35C должна начаться к концу следующего года. Других
вариантов кроме как наконец-то довести до ума палубный истребитель
F-35C, у американцев нет.
В «сухопутной авиации» программа
обновления устаревающего парка истребителей была запущена в середине
80-х годов. На замену эксплуатировавшегося с середины 70-х годов
тяжелого истребителя F-15 Eagle начал разрабатываться F-22 Raptor.
Однако замены не получилось, новый самолет оказался чрезмерно дорогим, в
связи с чем Пентагон закупил вместо 400 запланированных истребителей 187.
Вскоре
начнут подбираться к «пенсионному возрасту» легкие истребители General
Dynamics F-16 Fighting Falcon. Через 2 года этот самолет будет отмечать
сорокалетие. Возраст приемлемый для военно-транспортных самолетов, но
никак ни для истребителей, предназначенных для завоевания господства в
воздухе. Какое может быть завоевание, если начинает песок сыпаться. И
тут была громадная надежда на то, что впервые поднявшийся в воздух F-35A вскоре станет основой мощи ВВС США.
По мере того, как таяли эти иллюзии, все громче и агрессивнее становилась реклама истребителя, который, по сути, относится не к пятому поколению, а к четвертому с парой плюсиков. А то и с одним.
Аналитики тихо бьют тревогу
National
Interest в статье, посвященной этому самолету, рассказывает о том, каким
образом он может бороться с российскими и китайскими средствами ПВО и
выходить победителем. И как в обозримом будущем следует его
модернизировать, чтобы самолет отвечал на новые угрозы со стороны этих
средств, которые будут прогрессировать.
Разумеется, как и во всякой американской статье, посвященной сравнению американского оружия с российским, вначале следует чисто дипломатическая преамбула. США с Россией и с Китаем воевать не будут ни при каких обстоятельствах. Но вдруг произойдет чудо…
Статья
интересна тем, что прежде F-35 сравнивался с российскими истребителями,
и оценивались его возможности в воздушном бою. Теперь вот настала
очередь проверить на прочность российские средства ПВО. И это
неслучайно. Поскольку вскоре после анонсирования первых успехов в
продвижении проекта «F-35» воздушные победы «американцу» якобы
гарантировал принцип «первый увидел — первый выстрелил» (то есть пустил
ракету «воздух-воздух»). И РЛС у F-35, действительно, хорошая. И
видимость минимальная (позже выяснилось, что тут самолет существенно уступает F-22).
Однако
дело дошло до компьютерного моделирования воздушных боев F-22 и F-35 с
нашими Су-35 и перспективным истребителем пятого поколения Т-50. (В
конце концов, F-35 тоже перспективный самолет, поскольку находится на
этапе освоения войсками). Так вот, в этой четверке F-35 оказался самым
уязвимым самолетом. Были и реальные учебные бои между F-35 и Су-30МКИ,
находящимся на вооружении ВВС Индии. И там «американец» продул со счетом 1:19.
И это несмотря на то, что F-35 вооружен эффективной ракетой ближнего
действия AIM-9X с отклоняемым вектором тяги и матричной инфракрасной
ГСН. Однако принцип «первый увидел — первый выстрелил» продукту компании
Lоckheed Martin не сильно помог.
Уничтожение неизбежно
Так что же может
этот самолет, чтобы прорвать систему ПВО России? А конкретно — избежать
поражения ракетой ЗРС С-400. Автор статьи в National Interest Крис
Осборн вынужден признать, что малозаметность тут будет практически бесполезной. Поскольку РЛС современных российских зенитно-ракетных комплексов способны различить самолеты-невидимки за сотни километров.
Конструкторы,
затевая проект основного самолета ВВС США после победы в холодной
войне, предполагали, что ему придется иметь дело с заведомо более слабым
противником. Поэтому не позаботились о том, чтобы он мог наносить удары
по наземной технике и фортификационным сооружениям, находясь за
пределами действия зоны ПВО.
Можно было бы оснастить самолет хотя бы ракетой AGM-86, имеющей дальность в 1200 км. Однако ограничились ракетой AGM-158, которая не дотягивает до тысячи километров.
А это уже находится на границе «чутья» РЛС С-400. А через 2 года
появится С-500, которая будет не только гарантированно видеть
приближающийся F-35, но и доставать до него ракетой.
Но главный
упор в вооружении самолета, который считается
истребителем-бомбардировщиком, сделан на корректируемые бомбы. При
использовании их самолет должен оказаться «в самом пекле»
российской системы ПВО. Потому что их дальность не превышает 30 км.
Правда, есть одна модификация с турбореактивным двигателем — AGM-154
JSOW-ER, которая способна преодолеть 500 км.
Однако с бомбами в настоящий момент существует большая проблема — система управления вооружением позволяет бомбить только неподвижные объекты. И не в состоянии направить их на движущие цели. В этом случае ошибка
при бомбометании столь высока, что ГСН бомбы, довольно эффективная, не в
состоянии захватить цель.
Глюки в программах и тараканы в головах
Любопытно,
что National Interest пытается объяснить бесконечное ковыряние в
программном обеспечении, которое разрослось до 10 млн. строк, как
последовательную и эффективную модернизацию. Дескать, она постоянно
повышает боевые возможности самолета. В действительности идет речь о
беспрерывном исправлении ошибок. И устранив одни, разработчики обнаруживают другие.
Неспособность бомбометания по подвижным целям — это именно программная
ошибка. И некорректная работа нашлемного индикатора — то же самое.
В
отчете комиссии, контролирующей ход исправления программных ошибок,
говорится, что график работ сорван на 30 процентов. Новые варианты ПО
содержат в себе массу неисправленных ошибок, унаследованных от одного из
первоначальных вариантов — Block 2B. А «Локхид Мартин» уже приступила к
созданию ПО Block 4F, которое будет способно ответить на все угрозы,
возникающие аж до 2040 года. И при этом разработчики пользуются
устаревшей операционной системой, в которой не до конца вычищены ошибки трехлетней давности.
Даже реклама моющих средств и прочей бытовой химии не доросла еще до такого уровня наглого обмана потребителей.
Автор
статьи порой дает весьма странные рекомендации пилотам F-35. Например,
«пилот F-35 может использовать РЛС с активной фазированной антенной
решеткой (АФАР) для выявления вражеских средств ПВО и для уклонения от
них». То-то на позициях ПВО будут рады, что самолет, врубив излучающую
антенну, отчетливо сигнализирует — я здесь!
Или:
«В том случае, если F-35 не сможет в полной мере уклониться от наземных
средств ПВО противника, летчику придется задействовать скорость,
маневренность машины и свои боевые навыки, чтобы защититься от вражеских
ударных средств и систем». И это при том, что скорость самолета не превышает 1,6 М, а ракета С-400 разгоняется до 5 М.
Маневренность у «американца» невысока. Не оставляет шансов
американскому пилоту разница в максимальной способности к перегрузке
самолета и ракеты — 9 g против 20 g. Свои боевые навыки пилоту могут
понадобиться лишь для того, чтобы успеть катапультироваться.
Пушка хуже всяких похвал
Отдельная
глава в статье посвящена 4-ствольной пушке калибра 30 мм, делающей 3300
выстрелов в минуту и расположенной в крыле справа. Правда, она еще не
может применяться, поскольку при стрельбе самолет начинает рыскать по
курсу и тангажу. Тем не менее, считается значительным боевым подспорьем.
И
вот это понять простому смертному крайне затруднительно. Авиационная
пушка может быть использована лишь в двух ситуациях. В ближнем воздушном
бою или при поддержке наземных войск для обстрела легкобронированной
техники или живой силы.
В ближнем бою, обладая невысокой
маневренностью, у F-35 крайне низкие шансы на победу. Он всеми
доступными и недоступными способами должен уклоняться от него.
Обстреливать
наземные силы противника, снижаясь до опасного уровня, где его могут
достать даже ПЗРК, также крайне опасно. Потому что F-35 не
проектировался как штурмовик. Он не имеет бронирования и прочих
конструктивных особенностей, присущих штурмовикам. Тут он становится легкой добычей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Панцирь» малого радиуса действия.
А
вот в качестве лихого вояки против армий технологически отсталых
государств — это запросто. Как это и было задумано, когда затевался
проект создания самого массового и дешевого самолета для ВВС, ВМС и
Корпуса морской пехоты США.
«Мы для него ресурс»: брошенный волонтёр обвиняет Навального в предательстве
Скупой платит дважды, а тупой трижды
Правда,
дешевизна обернулась в результате неоправданной дороговизной. Потому
что самолет разрабатывался по рецепту каши из топора. Вскоре после
старта проекта F-35 разрабатывали уже 6000 инженеров под руководством
2000 работников государственных органов власти по обеспечению надзора.
Такого американская авиация еще не знала. К примеру, не менее
малозаметный истребитель Lockheed Martin F-117 в начале 80-х годов был
разработан и запущен в эксплуатацию за 30 месяцев командой из 51 инженера под контролем семи государственных контролеров. Бюрократический прогресс налицо.
Источник: http://svpressa.ru/war21/artic...
Источник: cont.wsс.
Рейтинг публикации:
|