Су-34 активно эксплуатируется и в России. Примерно в те
же дни, когда шли бои в районе Дайр-эз-Заур, уже пресс-служба
Министерства обороны Российской Федерации сообщила, что экипажи
фронтовых бомбардировщиков Южного военного округа (ЮВО) выполнили боевые
стрельбы на незнакомых полигонах на большой дальности.
Стрельбы стали очередным этапом тактических учений 4-й армии ВВС и ПВО.
Летные испытания военные летчики проходили в составе нескольких
авиагрупп. При этом Су-34 в сопровождении истребителей Су-27СМ3 и
Су-30СМ совершили беспосадочные перелеты на расстояния более 6 тыс. км с
дозаправками в воздухе в дневное и ночное время суток.
Чуть
ранее начальник пресс-службы Западного военного округа (ЗВО) полковник
Игорь Мугинов сообщил журналистам: «Летчики одного из авиационных полков
ЗВО завершили переподготовку на бомбардировщики Су-34, звено которых
пополнит авиационное соединение округа до конца 2017 года. Переобучение
проходило в Липецком центре боевого применения и переучивания летного
состава». Мугинов отметил, что в ходе подготовки летчики изучили
тактико-технические характеристики самолета, его технологическую базу и
особенности пилотирования. После теоретических занятий экипажи прошли
специализированный курс на наземных тренажерах, затем выполнили полеты
на Су-34 по кругу, по маршруту и в зону.
«ВКС России в 2016
году получили 16 фронтовых бомбардировщиков Су-34, – доложил министру
обороны Российской Федерации Сергею Шойгу командир 277-го
бомбардировочного полка полковник Александр Горин в ходе единого дня
военной приемки. – Все поставленные в часть самолеты выполняют полеты по
плану боевой подготовки. Кроме того, шесть самолетов решают задачи в
Сирийской Арабской Республике с февраля 2017 года. Претензий по качеству
к полученной технике нет». Александр Горин отметил, что «Су-34 в
сравнении со своим предшественником Су-24, ранее эксплуатируемым в
полку, является сверхзвуковым самолетом, предназначенным для уничтожения
наземных целей противника в тактической и оперативной глубине,
сосредоточением основных усилий до 600 км от линии боевого
соприкосновения».
В таком же объеме планируются поставки и в текущем году. «Новосибирский
авиазавод имеет длительный контракт с Минобороны на 92 самолета Су-34 и
выполняет его с опережением срока практически на год. В этом году мы
ожидаем сверхплановые поставки четырех самолетов, а общий объем заказа
текущего года – 16 Су-34, – сообщил заместитель министра обороны
Российской Федерации Юрий Борисов при посещении Новосибирского
авиационного завода им. В. П. Чкалова (филиала компании "Сухой”). –
График поставки самолетов заводом с Минобороны согласован, мы никаких
неожиданностей не ждем». Заместитель министра обороны Российской
Федерации отметил высокие характеристики бомбардировщика: «Су-34
зарекомендовал себя с самой лучшей стороны в сирийском конфликте, имеет
огромный модернизационный потенциал и является самолетом практически
нового поколения».
Этот «модернизационный потенциал» начнет
проявляться уже со следующего года. «С 2018 года (Новосибирский. – Ред.)
авиазавод начнет модернизацию Су-34, – отметил Юрий Борисов. – Мы
обсудили с руководством завода и Объединенной авиастроительной
корпорацией планы работы по самолету в рамках будущей государственной
программы вооружения на 2018–2025 годы. Думаю, что еще не раскрыты все
возможности этого самолета. Это в первую очередь связано с тем, что мы
сейчас завершаем ряд опытно-конструкторских работ по адаптации к нему
новых авиационных средств поражения».
Также Юрий Борисов
отметил большой экспортный потенциал Су-34. По его словам, многие страны
уже «начинают проявлять неподдельный интерес к этому самолету».
Сверхманевренность Су-35
25 марта 2017 года. В сети появилось видео, заснятое террористической
группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам». На нем российский
многофункциональный истребитель Су-35 наносит удары по наземным целям –
отряду незаконного вооруженного формирования на юге провинции Идлиба. На
видео показано, как самолет, снижаясь до определенной высоты, выпускает
тепловые ловушки для предотвращения поражения зенитными ракетами.
Данных о своих потерях сами атакованные исламисты не сообщили, однако на
кадрах были видны многочисленные пятна крови на камнях и большое
количество разбросанного оружия.
Важно, что использование самолетов Су-35 позволяет защищать самолеты
авиационной группы в любой точке всего ближневосточного региона.
Минобороны России отмечает, что многофункциональные истребители Су-35С в
Сирии усиливают прикрытые ударной группировки, обеспечивая защиту
штурмовой авиации ВКС России. И не только штурмовиков. Как неоднократно
отмечала пресс-служба российского военного ведомства, истребители
Су-30СМ и Су-35С, базирующиеся на сирийском аэродроме Хмеймим,
обеспечивают также прикрытие ракетоносцев Ту-95МС, взлетающих с
территории России и наносящих удары по объектам боевиков в Сирии.
Российские летчики, успевшие полетать на новом истребителе, с восторгом
говорят о нем. Например, летчик (его имя по соображениям безопасности
не раскрывается. – Ред.) 23-го истребительного полка, постоянно
базирующегося на аэродроме Дземги в Амурской области, ранее летавший на
модернизированном Су-27СМ, безоговорочно отдает предпочтение новой
машине. «Су-27СМ тоже очень хороший самолет, но Су-35С – принципиально
новый самолет, – рассказал пилот в эфире телеканала "Звезда”. – И если
внешне он похож на Су-27СМ, то начинка очень сильно отличается. Можно
сказать, что это совершенно другой самолет: управление совершенно
другое, в кабине нет ни одного стрелочного прибора». В декабре летчики
перегоняли четыре Су-35С с Дземги на аэродром Бесовец в Карелии.
Дальность полета составила 8 тыс. км с тремя дозаправками. «Сушки»
выполнили его блестяще. «Перелет выдался тяжелым. Везде метеоусловия
были сложные, но самолеты в процессе перегона проявили себя только с
лучшей стороны, как и всегда, – делился впечатлениями летчик. –
Самолеты, которые мы перегнали на аэродром Бесовец, отличаются даже от
тех Су-35С, которые находятся на аэродроме Дземги. На них более
продвинутая версия прошивки. В кабине стоят два монитора, на которых
отображается вся информация, необходимая летчику для выполнения
пилотажа, навигации и боевого применения».
Высоко оценили
летчики и боевые возможности Су-35С. «Это сверхманевренный истребитель.
Его называют "самолет поколения 4++”, но реально он приблизился к
самолету пятого поколения. На нем стоят новейшие двигатели с отклоняемым
вектором тяги повышенной мощности. Основным отличием от Су-27 является
комбинированная система управления, которая управляет всеми
аэродинамическими плоскостями самолета, включая закрылки, носки, рули
управления – все они управляются комплексной системой управления», –
рассказал пилот.
В марте Су-35С, перегнанные в Карелию, уже
участвовали в учениях ЗВО. В частности, с них проводились пуски ракет
над Ладожским озером. По сообщениям пресс-службы ЗВО, командование
поставило пилотам Су-35С задачу найти в заданном районе на высоте 8,5 км
воздушную мишень и уничтожить ее. Благодаря новейшей радиолокационной
станции Су-35С, цель была найдена на расстоянии 400 км.
С
недавнего времени возможности Су-35 могут оценить и иностранные летчики.
«Позитивно развивается российско-китайское военно-техническое
сотрудничество. Заключены контракты на поставку в Китай
многофункциональных истребителей Су-35», – рассказал министр обороны
Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу во время лекции на
открытии II Всероссийского молодежного форума «Международное
военно-политическое и военно-экономическое сотрудничество: современные
тенденции» в МГИМО. Министр назвал Китай стратегическим партнером
России.
«Реализуется контракт на поставку Су-35 в Китай», –
заявил в начале 2017 года на заседании фракции «Единая Россия» в
Государственной Думе глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. «В
2017 году мы поставим Министерству обороны Китайской Народной Республики
еще 10 самолетов Су-35», – уточнил президент ОАК Юрий Слюсарь в
интервью программе «В рабочий полдень» на канале «Россия 24».
В
свою очередь, в докладе Комиссии конгресса США по мониторингу вопросов
экономики и безопасности в отношениях с Китаем, опубликованном в конце
марта 2017 года, говорится, что продажа КНР российских вооружений, таких
как истребители Су-35, «ставит под угрозу» превосходство США в воздухе.
Более того, российские технологии позволят Пекину ускорить разработку
собственных современных истребителей, отмечается в документе.
Не исключено заключение и новых контрактов на поставку Су-35 за рубеж. В
марте заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому
сотрудничеству (ФСВТС России) Михаил Петухов на малазийском авиасалоне
LIMA-2017 отметил, что Россия и Индонезия ведут согласование контракта
на поставку многофункциональных истребителей Су-35. «Надеемся на то, что
подписание состоится в ближайшее время», – подчеркнул Михаил Петухов.
Эту информацию подтвердил и министр обороны Индонезии Рямизард Рякуду
(Ryamizard Ryacudu), сообщив о намерении закупить 10 машин этого типа.
«Помимо Китая и Индонезии машиной интересуются на Ближнем Востоке, в
Северной Африке, Латинской Америке, с ними ведутся переговоры», – в свою
очередь, отметил на этой же выставке директор по международному
сотрудничеству госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов. Ранее глава
«Ростеха» Сергей Чемезов сообщил, что «подписано соглашение о намерении
по закупке истребителей "Сухого” Су-35 с Объединенными Арабскими
Эмиратами».
Су-30СМ – самолет «витязей»
В марте
на выставке LIMA-2017 в Малайзии состоялось также первое выступление
прославленной российской авиационной группы высшего пилотажа «Русские
витязи» на их новой технике – истребителях Су-30СМ.
Ранее
«витязи» летали на истребителях Су-27. «В групповом пилотаже у нас пока
особых изменений нет. Однако в полете парой и в индивидуальном пилотаже
мы имеем возможность за счет аэродинамики самолета и управляемого
вектора тяги выполнять какие угодно развороты, "кувырки”, "управляемый
штопор”, – рассказал командир "Русских витязей” Андрей Алексеев. –
Группа последовательно осваивает пилотаж на новом самолете. Су-30СМ –
это великолепный самолет, поэтому в нашей программе будет много новых
элементов в одиночном пилотаже с использованием сверхманевренности».
«Русские витязи» получили восемь многоцелевых истребителей Су-30СМ
осенью 2016 года от их производителя – корпорации «Иркут». За короткое
время летчики освоили программу показательных полетов, в которую
включены новые элементы, выполнение которых стало возможным благодаря
сверхманевренности Су-30СМ. «Новые самолеты предельно комфортны и
понятны для летчиков, – особо отметил Андрей Алексеев. – На Су-30СМ
переучились все летчики группы, и в скором времени мы покажем полеты
шестерки новых истребителей».
Минобороны России закупает Су-30СМ не только для пилотажных групп.
Начиная с 2011 года большая партия истребителей (численностью более ста
единиц) была законтрактована в рамках гособоронзаказа для оснащения
воздушно-космических сил и морской авиации. Свыше половины этих машин
уже переданы в войска.
По мнению российских аналитиков,
Су-30СМ стал самым массовым новым истребителем России. Российские
военные рассчитывают последовательно наращивать возможности истребителя
за счет совершенствования авионики и оснащения новым вооружением.
Су-30СМ также прошел «обкатку» и в реальных боевых условиях в Сирии. Он
использовался, как и Су-35, для сопровождения российских ракетоносцев.
Кроме того, самолет продемонстрировал на Ближнем Востоке действительно
свою многофункциональность. 24 марта 2017 года телеканал «Звезда»
опубликовал кадры применения Су-30СМ, на которых он использует
авиационные ракеты для обстрела позиций боевиков к северу от Хамы. В
данном случае истребитель выполнял работу штурмовика по обстрелу
террористов.
Су-30СМ стал дальнейшим развитием линейки
истребителей Су-30МКИ ВВС Индии и Су-30МКМ Королевских ВВС Малайзии.
Самолет имеет хорошие экспортные перспективы. С 2015 года Су-30СМ
поставляется Казахстану. А в марте на выставке LIMA-2017 корпорация
«Иркут» презентовала для иностранных заказчиков новую модификацию
Су-30СМ – экспортный вариант сверхманевренного истребителя
Су-30СМЭ. Если в версии СМ, поставляемой для Минобороны России,
используется исключительно российское оборудование, то для заграничных
заказчиков на версии СМЭ возможна установка зарубежных систем.