Турции рановато мечтать об авианосце
Испанский универсальный десантный корабль «Хуан Карлос I» – образец для первого турецкого «авианосца»
Текст: Никита Коваленко,
«Авианосец
уже не является далекой мечтой для нас», – заявил президент Турецкой
Республики. Неужели Реджеп Тайип Эрдоган полагает, что его страна
приблизилась к возможностям, которыми обладают всего несколько
государств в мире? При ближайшем рассмотрении нетрудно заметить, что под
словом «авианосец» турецкие политики и военные имеют в виду нечто
совершенно иное.
6
Турция намерена построить собственный
авианосец, заявил в понедельник президент страны Реджеп Тайип Эрдоган.
Эти планы были озвучены во время спуска на воду нового корабля турецких
ВМС – корвета «Кыналыада».
«С политической точки зрения Эрдоган хочет расширить сферу влияния Турции»
«Мы
обязаны стать одним из лидеров в кораблестроении, а авианосец уже не
является далекой мечтой для нас», – обнадежил сограждан турецкий
президент. Что будет представлять собой корабль, который Эрдоган назвал
«авианосцем»?
«Проект «Анатолия»
По данным открытых
источников, проект крайне отличается и от американских, и от британских,
и от китайских, и от российских аналогов.
Обсуждение проекта
«авианосца» ведется в Турции как минимум с начала 2000-х годов. Тогда
проект имел другое название – «Левент». В 2012 году глава секретариата
оборонной промышленности Турции Мурад Баяр заявил: страна завершает
разработку проекта. Тогда турецкие СМИ сообщали, что строительство
корабля займет пять лет и обойдется в 1,5 млрд долларов. Проект
подразумевал, что на борту планировалось разместить восемь вертолетов и
около 1 тыс. личного состава. Было объявлено, что корабль будет построен
к 2021 году.
Однако в итоге в качестве проекта был взят вариант,
предложенный испанской судостроительной компанией Navantia, совместно с
которой он и будет производиться. Церемония подписания контракта на
проектирование и строительство корабля с компанией Sedef прошла на
Международной военно-морской выставке IDEF 2015. Причем в качестве
основы данного проекта испанцами был взят УДК-авианосец ВМС Испании
«Хуан Карлос I»
Как заявляют турецкие военные, Anadolu
(«Анатолия», или «Малая Азия» – такое название, предположительно, будет
носить корабль) должен стать одновременно универсальным десантным
кораблем (УДК) и авианосцем.
Планируется, что корабль будет иметь
длину 232 м, ширину 32 м и водоизмещение чуть более 26 тыс. т. Для
сравнения, единственный российский авианосец – тяжелый авианесущий
крейсер «Адмирал Кузнецов» – имеет длину по ватерлинии 270 м (и
наибольшую длину 306 м), наибольшую ширину 72 м и полное водоизмещение
61,3 т.
Для приведения УДК в движение планируется установить пять
дизельных силовых установок (предполагаемая скорость – 21 узел, то есть
39 км/ч). Для подъема в воздух самолетов будет предусмотрен трамплин.
Авиакрыло должно состоять из 10 истребителей F-35B и 12 вертолетов.
Кроме того, как УДК он сможет перевозить около 94 танков и 700
военнослужащих, а также будет оснащен госпиталем на 34 койки.
Иначе
говоря, когда турецкий президент и военные называют Anadolu авианосцем,
они, мягко говоря, лукавят. Корабль того типа, которым планируют
усилить турецкий флот, нельзя сравнить ни с американскими авианосцами
«Джеральд Форд» или «Нимиц», ни с российским тяжелым авианесущим
крейсером «Адмирал Кузнецов».
ВМС США располагают несколькими
кораблями такого рода: УДК и десантно-вертолетными кораблями, на которых
способны базироваться, например, штурмовики вертикального взлета
Harrier. Пентагон не считает такие корабли авианосцами.
Истребители-бомбардировщики F35B, которые планируется разместить на
турецком «УДК-авианосце», также относятся к самолетам с укороченным
взлетом и вертикальной посадкой.
Подобные корабли действительно
являются авианесущими – но на этом их сходство с настоящими авианосцами
заканчивается. Их боевая мощь, радиус применения, размер авиакрыла и то,
что во флоте называется «проекцией силы», не идут ни в какое сравнение с
теми возможностями, которые предоставляет России «Адмирал Кузнецов» и
тем более Соединенным Штатам – их гигантские атомные авианосцы. Подобные
корабли можно сравнить скорее с французским вертолетоносцем «Мистраль»,
который в свое время Россия купила у Франции и который в итоге оказался
в распоряжении египетских ВМС.
Строительство же настоящего
авианосца в Турции, насколько можно понять, даже не обсуждается. Оно и
немудрено – сложно представить, какие именно задачи мог бы выполнять в
интересах Анкары столь крупный, столь дорогостоящий и столь
специфический корабль.
Зачем это нужно Турции?
«Это часть
общей тенденции – усиления стратегических сил военно-морского флота
Турции. Турция уже давно переходит от оборонительных средств к
стратегическим», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД научный сотрудник
Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Андрей Болдырев. Эта
тенденция началась в конце 2000-х годов, когда турки стали сами строить
свои корабли, а не покупать.
Авианесущие корабли – даже такого
рода, как УДК – представляют собой одну из наиболее грозных сил флота и
направлены на создание проекции силы вооруженных сил страны в
определенном регионе. Это оружие прежде всего наступательного характера.
Не надо забывать, что в сферу интересов Турции входит не только Черное
море, но и Средиземное.
«С политической точки зрения Эрдоган хочет
расширить сферу влияния Турции. Анкара не хочет ограничиваться только
Черным морем, Эгейским морем и Ближним Востоком. Я думаю, у него гораздо
больше интересы и аппетиты», – заявил газете ВЗГЛЯД бывший командующий
Черноморским флотом ВМФ России адмирал Владимир Комоедов.
Что это означает для России?
Владимир
Комоедов считает, что Anadolu вряд ли будет ходить в Черном море. По
его мнению, это просто не нужно: «Черное море не такое большое», и
корабль нужен Турции для операций в Средиземном море. В этой связи
Комоедов подчеркнул: России, конечно же, следует принимать в расчет
усиление турецкого флота, несмотря на конструктивный характер отношений с
этой страной.
Если в Средиземном море «бродят авианосцы –
американские, турецкие, французские, которые могут передвигать авиацию в
любую точку Средиземноморского региона, то надо задуматься, как можно
противостоять», подчеркнул эксперт. По мнению Комоедова, в этих условиях
Черноморский флот должен быть очень мобильным и ему не надо
зацикливаться на больших тихоходных кораблях.
Общее перевооружение
нашего флота планируется к концу 2020 года, напомнил эксперт Андрей
Болдырев. До недавнего времени соотношение между ВМС Турции и российским
Черноморским флотом по огневой мощи и по количеству кораблей было не в
нашу пользу. Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|