Подводным лодкам пятого поколения готовят место
Минобороны хочет избежать негативного опыта прошлых лет и
максимально подготовиться к строительству принципиально новых субмарин.
Российский Военно-морской флот, Объединенная судостроительная
корпорация и Северное машиностроительное предприятие (Севмаш) до конца
нынешнего года начнут подготовку плана к переходу на производство
атомных подводных лодок (АПЛ) пятого поколения. По мере передачи военным
ранее заложенных АПЛ проектов «Борей» и «Ясень» завод начнет переводить
производственные мощности на выпуск новейших субмарин. В настоящее
время АПЛ 5-го поколения находятся в стадии проектирования. Ожидается,
что контракт на их производство будет подписан в 2018 году.
Впервые о российской АПЛ 5-го поколения стало известно в 2014 году.
Ее разработку ведет конструкторское бюро «Малахит». В некоторых
источниках утверждается, что этот проект получил название «Хаски».
Ожидается, что субмарины пятого поколения будут выполнены по модульной
схеме, а их водоизмещение будет менее 12 тыс. т. Благодаря возможности
замены модулей лодки смогут решать задачи как ударной АПЛ, так и
стратегического ракетоносца. В состав их вооружения войдут как
гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», так и различные роботизированные
комплексы.
Как рассказали «Известиям» в главкомате Военно-морского флота, до
конца нынешнего года Минобороны и ОСК подготовят план и предварительные
расчеты перехода производственных мощностей Севмаша на выпуск АПЛ 5-го
поколения. Эти данные необходимы для оценки параметров будущего
контракта по разработке и строительству субмарин. Ожидается, что работа
над документами начнется в конце июля, после закладки на
«Севмаше» последней субмарины проекта 885М «Ясень-М» — «Ульяновск».
В Объединенной судостроительной корпорации «Известиям» заявили, что
готовы к соответствующей работе с российским военным ведомством и
выполнению всех поставленных задач.
По мнению профессора Академии военных наук Вадима Козюлина,
заблаговременная подготовка к производству лодок нового поколения
объясняется тем, что Минобороны максимально ответственно относится к
строительству таких кораблей и не хочет повторения негативного опыта
прошлых лет, когда заложенные в контракты параметры оказались слишком
оптимистическими, а стоимость строительства самих лодок много раз
пересматривалась в сторону увеличения.
— Лодки будущего будут обладать иным функционалом, нести на борту
подводные, возможно, воздушные дроны, — рассказал эксперт. — Эти корабли
не будут похожи на те, что строятся сегодня. Это будут иные технологии,
материалы и технические решения. Это сверхсложный проект. Поэтому при
планировании нужно учитывать обстоятельства, контуры которых пока только
начинаются прорисовываться. Особенно учитывая то, что эти планы будут
иметь очень долговременный характер.
Расположенный в Северодвинске завод «Севмаш» — это единственное
российское промышленное объединение, на котором строят атомные
субмарины. В его составе более ста подразделений, где трудятся около
25 тыс. работников. Площадь предприятия — более 300 га. В его
производственные мощности входят стапельные места, крытые эллинги и даже
уникальный наливной бассейн.
В настоящее время на «Севмаше» находятся в различной степени
готовности подводные лодки проекта 955А «Борей-А»: «Князь Владимир»,
«Князь Олег», «Генераллиссимус Суворов», «Император Александр III» и
«Князь Пожарский». Ожидается, что с 2018 по 2022 год все субмарины будут
переданы Минобороны.
Помимо стратегических «Бореев», на «Севмаше» строится серия ударных
АПЛ проекта 885М «Ясень-М». Это «Казань», «Новосибирск», «Архангельск»,
«Пермь». А в июле состоится закладка еще одного «Ясеня» — АПЛ
«Ульяновск». Как и в случае с «Бореями», ожидается, что все «Ясени»
будут переданы ВМФ России до конца 2022 года.
Также северодвинские кораблестроители ведут работы по двум подводным
лодкам специального назначения, занимаются восстановлением и
модернизацией уникального атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов».
Источник
Рейтинг публикации:
|