Парк авиационной техники
Воздушно-космических сил России к 2025 году будет обновлен на 80-90
процентов. Об этом в понедельник в интервью "Красной звезде" сообщил
главнокомандующий этим видом войск генерал-полковник Виктор Бондарев. Он
подчеркнул, что исправность самолетов, вертолетов и космических
аппаратов удастся довести до 95 процентов.
"Это касается и
армейской авиации, и зенитных ракетных войск, и радиотехнических войск, а
также космических аппаратов", — отметил Бондарев.
По мнению
многих военных экспертов, озвученные главкомом планы вполне реализуемы. В
рамках действующей госпрограммы вооружений до 2020 года (ГПВ-2020) ВКС
ежегодно получают порядка 150-160 новых самолетов и вертолетов. Быстрыми
темпами перевооружаются и войска ПВО, в которые поступают десятки
современных зенитно-ракетных комплексов С-400, "Бук-М3", "Тор-М2" и
других. Тем не менее специалисты отмечают, что по ряду направлений
российское авиастроение буксует: добиться заданной планки в 80-90
процентов новой техники в отдельных родах ВКС будет достаточно сложно.
Без импорта
На сегодняшний день в составе Воздушно-космических сил имеется около
3800 самолетов различных типов, а также порядка 1400 вертолетов,
транспортных, ударных и многоцелевых. По своим размерам российский
авиационный флот уступает только ВВС США. Добиться его исправного
состояния — задача непростая. У американцев, несмотря на их колоссальный
военный бюджет, средний возраст истребителей F-15 и F-16 составляет
почтенные 20 лет. Тем не менее России удалось добиться существенных
успехов.
"Я бы назвал нынешние темпы перевооружения нашей
боевой авиации самыми выдающимися за всю историю страны, — рассказал РИА
Новости военный эксперт, полковник в отставке Виктор Мураховский. — Еще
лет семь-десять назад нельзя было и мечтать о десятках новых машин в
войсках — они исчислялись единицами. Сегодня можно с уверенностью
сказать, что парк оперативно-тактической авиации к 2025 году удастся
обновить до заданных 80-90 процентов. У нас хорошо отлажено производство
истребителей Су-30СМ и Су-35С, скоро пойдет в серийное производство
новый МиГ-35. Фронтовые бомбардировщики Су-34 активно вытесняют уже
порядком устаревшие Су-24. До 2020 года должен пойти в серию истребитель
пятого поколения Т-50. Положительная динамика и в армейской авиации,
которая ежегодно получает десятки новых вертолетов Ми-28Н, Ми-35, Ка-52,
современные модификации Ми-8 и других".
Эксперт подчеркнул, что, помимо закупок новой техники, Министерство
обороны активно модернизирует старые самолеты. В частности, фронтовые
бомбардировщики Су-24, поступившие на вооружение еще в 70-х годах
прошлого века, массово оснащаются прицельным комплексом "Гефест". Эта
система позволяет поражать цели свободнопадающими авиабомбами с тем же
уровнем точности, что и управляемыми боеприпасами. Кроме того,
корпорация "Тактическое ракетное вооружение" начала производить ряд
ударных комплексов, способных значительно повысить боевые характеристики
даже безнадежно устаревших самолетов.
"Я бы отметил один
важный момент: в производстве оперативно-тактической и армейской авиации
нам удалось практически полностью закрыть вопрос импортозамещения, —
рассказал Виктор Мураховский. — Еще пять лет назад мы серьезно зависели
от вертолетных двигателей, производимых украинским концерном "Мотор
Сич". Однако Объединенной двигателестроительной корпорации фактически
удалось за три года полностью организовать собственное производство в
России. Это же касается и двигателей для многих крылатых ракет".
Определенные опасения, по словам экспертов, вызывал почтенный возраст
самолетов российской дальней и стратегической авиации. Практически все
бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-160 были построены еще в СССР, а
проект перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА)
находится в ранней стадии разработки. Однако генеральный директор
концерна "Туполев" Александр Конюхов в середине мая заявил, что к 2019
году в воздух должен подняться первый глубоко модернизированный
Ту-160М2, который превзойдет своих предшественников по боевой
эффективности в полтора-два раза. В серию эти машины пойдут к 2021 году и
со временем станут основой российской стратегической авиации.
Транспортный вопрос
Тем не менее проблемы есть. Ахиллесовой пятой российских ВКС
по-прежнему остается военно-транспортная авиация. Так сложилось, что
производство самолетов для этого рода войск в годы СССР было развернуто
по большей части в национальных республиках. В начале 2013 года
Генеральный штаб Вооруженных сил утвердил четырехрядную структуру ВТА,
обозначившую, какие типы военно-транспортных самолетов нужны в войсках.
Это легкие машины с полезной нагрузкой шесть тонн (Ан-26), средние (20
тонн — Ан-12), тяжелые (60 тонн — Ил-76) и сверхтяжелые (более 60 тонн —
Ан-124). Производство "Анов" осталось на Украине, а самолеты Ил-76 для
военных в советское время строили в Ташкенте. Ситуация начала меняться в
лучшую сторону сравнительно недавно.
"Нам удалось решить
вопрос с постройкой Ил-76 в России, — пояснил Виктор Мураховский. — Всю
производственную линию пришлось перевозить из Узбекистана. Была
проведена колоссальная работа. Вся техническая документация на Ил-76
была на бумаге. Потребовалось немало времени, чтобы ее оцифровать и
полностью восстановить производственную цепочку. Зато теперь класс
тяжелых транспортников полностью строится у нас. Через два-три года в
серийное производство должен пойти перспективный Ил-112, который по
планам должен заменить старенькие Ан-26 и частично Ан-12. А вот
альтернативы сверхтяжелым Ан-124 "Руслан" пока нет".
Эксперт
подчеркнул, что строить эти самолеты будет просто-напросто
нерентабельно. Чтобы их производство окупалось, нужен интерес к Ан-124
со стороны гражданских операторов. А спроса на эти гиганты у
авиакомпаний на сегодняшний день не наблюдается. Кроме того, в стране
нет производственных мощностей для "Русланов". Постройка линии с нуля
приведет к резкому росту конечной стоимости самолетов. И стоить они, по
словам Мураховского, будут дороже космических кораблей.
"Опыт
сирийской операции показал, что тяжелые транспортники, способные
совершать длительные перелеты, нужны нашей авиации как воздух, —
рассказал РИА Новости военный эксперт Михаил Ходаренок. — К счастью,
удалось наладить производство Ил-76, они могут частично заменить Ан-124.
Вся надежда на "Ермака", но неизвестно, когда он наконец появится в
металле".
"Ермак" (также известный под обозначением ПТС —
перспективный транспортный самолет) — проект КБ Ильюшина, о разработке
которого объявили в 2013 году. Он сможет поднимать в воздух 80-100 тонн
груза, что эквивалентно весу пяти боевых машин пехоты БМП-3. Специально
для него сейчас разрабатывается перспективный двигатель на основе ПД-14
(устанавливается, в частности, на новейшие пассажирские МС-21) с тягой
30 тонн. Это значительно превосходит возможности силовой установки
Ан-124. В серийное производство "Ермак" должен пойти к 2024 году.