Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве.
«Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
В Сирии состоялась премьера нескольких новейших разработок КТРВ, а также уже выпускающихся, но прежде не имевших возможностей продемонстрировать свои качества в реальных боевых условиях. В первую очередь следует сказать о самой дальнобойной в мире ракете «воздух-поверхность» Х-101, разработанной в МКБ «Радуга», входящем в КТРВ. Ее носителями являются стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Ее дальность — 5500 км. При этом максимальное удаление при поражении цели составляет всего лишь 5−6. метров. При весе боевой части, равном 410 килограммов, такой погрешностью вполне можно пренебречь. Модификация Х-102 оснащена ядерной боеголовкой мощностью 450 кт.
Столь высокая точность достигнута за счет введения в систему управления ракетой двух эффективных механизмов коррекции траектории — ГЛОНАСС и оптико-электронной ГСН.
Высокая вероятность прорыва ПРО противника обеспечивается целым рядом решений, среди которых низкая заметность (ЭПР = 0,01 кв. м.) и изменяемый профиль полета на высотах от 30 м до 10 км.
В такой же ситуации оказалось сначала государство на Ближнем Востоке
Х-101 имеет громадный отрыв по боевым возможностям от самой совершенной натовской дальней ракеты — американской AGM-86D. Конкурентка разве что посолиднее в части веса боевой части — 540 кг против 410 кг. И отклонение от цели у нее не 5−6 метров, а 3 метра, но это не имеет никакого практического значения. Однако дальность у AGM-86D всего лишь 1200 км. И ЭПР (радиолокационная заметность) в 10 раз хуже — 0,1 кв. м. против 0,01 кв. м. у Х-101.
Х-35УЭ — это последняя модификация противокорабельной ракеты Х-35, принятой на вооружение ВМФ России в далеком уже 2003 году. Модификация более чем на 10 лет «моложе» базового варианта. Но при этом по части ее ТТХ совершен громадный рывок вперед. Прежде всего, следует сказать, что это унифицированная ракета. То есть, она может в равной степени базироваться на кораблях, самолетах и эксплуатироваться в составе береговых комплексов.
Благодаря новой топливной системе и улучшенным характеристикам двигателя удалось вдвое увеличить дальность полета. Теперь этот показатель достигает 260 км вместо 130 км. И это при той же самой скорости полета, равной 0,8−0,85 М. Причем не пришлось даже жертвовать весом боевой части, который остался без изменения — 145 кг.
У Х-35УЭ существенно повысилась способность прорыва противоракетной обороны противника. При этом если прежде радиолокационная ГСН захватывала цель на удалении в 20 км, то теперь дистанция захвата возросла до 50 км. При поиске цели ГСН сканирует пространство, отклоняя луч радара +/- 45 гр. по горизонтали и + 10 гр./- 20 гр. по вертикали. На маршевом участке полет осуществляется на высоте 10−15 метров, после захвата цели ракета снижается до 3−4 метров в зависимости от волнения моря.
Благодаря сравнительно небольшим размерам ракета имеет малую заметность для радаров корабельной ПВО противника. Еще более заметность снижена за счет частичного использования стелс-технологий. Затруднено для атакуемого противника обнаружение не только полета ракеты, но и ее старта. Поскольку запуск происходит за пределами радиогоризонта. В результате моделирования работы ракеты во всех режимах установлено, что она обладает вдвое большей вероятностью прорыва корабельной ПРО, чем лучшая американская ракета данного класса «Гарпун». В среднем один из восьми «Гарпунов» способен долететь до цели, российская ракета — одна из четырех.
В прошлом году была принята на вооружение разработанная в МКБ «Радуга» ракета «воздух-поверхность» Х-32. Благодаря засекреченности ее скоростных возможностей о ракете слагаются легенды. В некоторых источниках утверждается, что ее скорость равна 5400 км/ч. Но это уже область гиперзвука, где действуют совсем другие физические эффекты, связанные с движением летательного аппарата в облаке плазмы. И где и полет, и его управляемость, и поддержание гиперзвуковой скорости длительное время, и перегрузки при маневрировании — все это крайне усложняется. Поэтому будем ориентироваться на более «трезвые» источники, которые настаивают на 4000 км/ч. Что близко к 4 М, но чуть ниже. Впрочем, и это прекрасный показатель, поскольку он рекордный на нынешний день для всех существующих крылатых ракет.
Ракета стратосферная, поскольку атакует цели, пикируя практически вертикально с высоты в 40 км. Это существенно снижает вероятность уничтожения Х-32 противоракетами. При этом ракета интеллектуальная. Атака на авианосец и корабли эскорта осуществляется массированным пуском ракет. Они, обмениваясь между собой информаций, сами внутри залпа распределяют цели, чтобы действовать наиболее эффективно. Дальность пуска — 1000 км. Ракета приписана конкретно к ракетоносцу Дальней авиации Ту-23М3.
КТРВ работает как на дальнюю, так и на ближнюю перспективу. В настоящий момент проходит испытание противорадиолокационной ракеты, которая предназначена для вооружения истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), созданного в ОКБ Сухого. Это новейшая модификация известной ракеты Х-58 — Х-58УШКЭ. Ее дальность превышает 200 км. Повышена способность дальнего обнаружения РЛС, как бы хитро она ни меняла свои рабочие частоты, за счет введения широкополосной пассивной ГСН с повышенной чувствительностью и дальностью захвата цели.
КТРВ создает и, как ни странно это звучит, и подводные ракеты. В ГНПП «Регион» разрабатывается скоростная подводная ракета «Хищник». Ее скорость предположительно может быть равна нескольким сотням км/ч. И это не фантазии. В советский период на этом предприятии создали и наладили серийное производство торпеды «Шквал», имеющей фантастическую и на сегодняшний день скорость 370 км/ч. Такой темп подводного движения достигается за счет использования кавитационного эффекта. То есть торпеда перемещается под водой в воздушном пузыре, который создаются носовым парогенератором.
Правда, торпеда «Шквал» имеет ряд существенных недостатков, и через некоторое время в России ее сняли с вооружения. Разработка «Хищника» дорогостоящая. И деньги выделены. Из чего следует, что конструкторы «Региона» нашли способ избавиться от недостатков «Шквала».
А самые прорывные разработки выполняются в подмосковном Реутове — в НПО машиностроения. Здесь создаются два изделия, имеющие гиперзвуковую скорость. При этом их полет управляем. Собственно, они уже созданы, поскольку сейчас проходят испытания. И к 2020 году должны быть приняты на вооружение.
Один из крупнейших покупателей нашего зерна готов прекратить торговые отношения
Это корабельная ракета «Циркон», которая должна развивать скорость от 6 М до 7 М. И «изделие 4202» — АБГО (аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение). У него скорость порядка 7М-12М. «Изделие 4202» — это боевой отделяющийся блок перспективной баллистической ракеты «Сармат». Предположительно ракета будет оснащена тремя такими блоками. И «Циркон», и АГБО недоступны для систем ПРО, как существующих, так и перспективных, благодаря не только гиперзвуковому полету на низкой высоте, но и способности маневрировать как по курсу, так и по тангажу при помощи аэродинамических рулей.
Перечислена лишь небольшая часть уникальных новинок КТРВ, благодаря которым, как сказал Дмитрий Рогозин, наша армия и наш флот переходят в другую лигу.