Колонка директора Службы внешней разведки Сергей Нарышкин о фрегате "Орел"
В июньском номере литературного журнала "Русский пионер", посвященном тематике кораблей и кораблестроения, опубликованаколонка "Пионер госзаказа" за авторством директора Службы внешней разведки России Сергея Нарышкина. Предлагаем ознакомиться с материалом.
Директор Службы внешней разведки С.Е. Нарышкин (c) kommersant.ru
Хочу рассказать историю про один «госзаказ». У людей это слово вызывает
разные ассоциации, но все они так или иначе связаны с реалиями наших
дней либо недавнего прошлого. Поэтому было неожиданно услышать его от
академиков на одном из заседаний Российского исторического общества. На
нем шла речь о событиях 350-летней давности, о военном корабле «Орел»,
построенном по указу царя Алексея Михайловича, как сейчас сказали бы, в
Подмосковье. Этот факт тоже удивил. Хотя историю строительства
российского флота я, как человек, выросший на берегах Невы, неплохо себе
представлял.
Дело в том, что еще в 1667 году Алексей Михайлович — отец Петра
Первого, второй из династии Романовых — выделил из казны средства на
строительство фрегата. Для организации работ пригласили голландцев,
деятельность которых курировал выдающийся русский государственный
деятель А.Л. Ордин-Нащокин. А строить было решено там, где был
подходящий лес и можно было найти плотников, — на Оке, в селе Дединово
Московской области. Там сейчас стоит стела, вершину которой украшает
такой же символ, как и на Адмиралтейском шпиле в Санкт-Петербурге. А
перед въездом в село — щит с надписью: «Дединово — родина российского
флага».
Это тоже не случайно, поскольку остались архивные записи,
свидетельствующие, что для этого корабля были заказаны ткани трех
цветов: белого, лазоревого и червчатого (то есть красного). Как выглядел
сам флаг, доподлинно неизвестно, как неизвестен и внешний облик «Орла»,
но многие серьезные историки считают, что именно тогда власть
определилась с этим важнейшим элементом государственной символики.
Символично, что и название кораблю было дано именно в честь российского
герба.
Говорят, что в советские годы про корабль «Орел» знали многие
мальчишки. Модель корабля можно было купить в магазине и склеить. Потом
она как-то забылась, затерялась среди множества других, по преимуществу
заграничных. Но ведь история помнит все — документы разных эпох бережно
хранятся в наших архивах и музеях. Среди них есть даже трогательные
(пусть и косвенные) свидетельства того, что страсть к корабельному делу у
Петра Великого возникла не случайно. Мне кажется, она передалась ему
«по крови», от родного отца. В предисловии к первому Морскому уставу
исследователи особо выделяют запись, которая, по их мнению, была сделана
рукой самого Петра. Да и кто б еще посмел написать: «Хотя намерение
отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно есть вечного
прославления, понеже от начинания того, яко от доброго семени, произошло
нынешнее дело морское».
Из Оки в Волгу, а потом вниз до Каспийского, как тогда говорили —
Хвалынского — моря: «Орел» предназначался для обеспечения безопасности
торгового мореплавания. В те годы ширилось экономическое взаимодействие с
Ираном. Были, конечно, и желающие поживиться купеческими товарами.
Тут как раз нелишне вспомнить и то, что фрегат был введен в
эксплуатацию в годы восстания Степана Разина. И, не успев войти в
Каспийское море, был в 1670 году захвачен и разграблен восставшими
крестьянами. После этого он простоял много лет в бездействии в одной из
проток дельты Волги и пришел в полную негодность к плаванию, а по
некоторым данным — и вовсе был сожжен.
Что и говорить, история полна удивительных подробностей — и
противоречивых, и прямо указывающих на характеры и деяния тех, кто ее
делал. А читая документы, изучая их, мы сами становимся и
первооткрывателями, и тем «связующим звеном» между эпохами, которые
продолжают непрерывную летопись страны. Летопись, в которой важны и
факты, и чувства. И записи царской рукой и рукой капитана в бортовом
журнале. И плотницкие предания, и записки путешественников. Голландец Ян
Стрюйс, который участвовал в строительстве «Орла», дошел на нем до
Астрахани и описал потом эти приключения в своей книге, не забыв указать
даже мели на Волге. Петр Первый эту книгу нашел и поручил перевести
главу об «Орле». Рукописный перевод хранится в петровской коллекции в
Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге.
Можно почитать и сравнить с тем, как сейчас устроено движение по
водным путям. Особенно будет интересно тем, кто сейчас отвечает за
развитие речного судоходства и проходимость рек.
А вся история со строительством «Орла» абсолютно заслуживает того,
чтобы учредить в память о царском указе День кораблестроителя. И
отмечать его в конце июня уже не только с историками, а с сотнями тысяч
корабелов.
http://bmpd.livejournal.com/26... Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2203
Рейтинг поста:
Согласен полностью. Корабелы, судостроители вполне заслужили свой профессиональный праздник. Даже не привязываясь к царским указам...