МОСКВА,
5 июня - РИА Новости, Андрей Коц. До конца 2017 года ВКС России
получат еще два летных прототипа истребителя пятого поколения ПАК ФА
Т-50. Об этом в понедельник сообщил заместитель министра обороны России
Юрий Борисов во время визита на Авиационный завод имени Ю. А. Гагарина
в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ). По его словам, эти два борта станут
последними перед началом серийного производства самолета.
"Работы
по ПАК ФА находятся сегодня на финальной стадии, - подчеркнул Борисов.
- По этому году мы получаем 10-й и 11-й образцы, которые подключат к
испытаниям, и в будущей госпрограмме вооружений на 2018-2025 годы у нас
запланирована первая серийная закупка самолетов Т-50".
Чуть
позже Юрий Борисов рассказал журналистам об опыте боевого применения
многофункционального истребителя поколения 4++ Су-35С в Сирии. По его
словам, эксплуатация этого самолета в зоне военного конфликта выявила
ряд недостатков, которые, однако, были оперативно устранены. Упоминание
Су-35 в контексте ПАК ФА закономерно - эта машина считается
промежуточной между поколениями реактивных самолетов и наравне с Т-50
составит основу истребительной авиации России в обозримом будущем.
Смена поколений
Су-35С
(С - серийный) представляет собой тяжелый истребитель, предназначенный
для завоевания превосходства в воздухе. В нем реализованы самые
современные технологии российского авиастроения. От своего прародителя
Су-27 этот самолет отличается усиленным планером, передовой
информационно-управляющей системой, РЛС "Ирбис" с пассивной
фазированной антенной решеткой, а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С с
плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги. Такие же
двигатели с незначительными изменениями установлены и на прототипах ПАК
ФА.
Согласно оценкам отечественных и зарубежных экспертов,
Су-35С соответствует истребителю пятого поколения по всем своим
характеристикам, кроме малозаметности. В октябре 2016 года американское
издание The National Interest назвало этот самолет одним из "самых
опасных вооружений России". По мнению автора публикации, Су-35С
"экстремально опасен" для любого истребителя стран НАТО за исключением
"невидимки" F-22 Raptor. Главными плюсами российской машины издание
считает ее мощное вооружение - ракеты "воздух-воздух" дальнего радиуса
действия, возможность их пуска на сверхзвуковой скорости,
сверхманевренность и современные бортовые средства радиоэлектронной
борьбы.
Впервые в боевых действиях Су-35С принял участие в Сирии,
где эти самолеты задействованы для сопровождения бомбардировщиков
Су-24 и Су-34 на вылетах и прикрытия их от потенциальных воздушных
угроз. По словам Юрия Борисова, первые месяцы эксплуатации выявили ряд
недостатков в конструкции истребителя. В частности, воздухозаборники
самолета засасывали камни и мелкий мусор со взлетно-посадочной полосы. В
некоторых случаях это может привести к поломке лопаток реактивного
двигателя. Кроме того, были проблемы с фонарем и жидкокристаллическими
экранами в кабине пилота, однако в ходе боевой эксплуатации все
недостатки были устранены.
В принципе, любая новая техника
страдает различными "детскими болезнями", поэтому их выявление на
Су-35С не является чем-то из ряда вон выходящим. К тому же летчики
истребитель оценивают очень высоко.
"По отзывам наших летчиков,
которые работают в Сирии, это один из самых лучших самолетов в мире на
сегодняшний день по своим летно-техническим характеристикам, по
номенклатуре и радиусу действия авиационных средств поражения, -
подчеркнул Юрий Борисов. - Они искренне считают, что равных в бою этому
самолету сегодня нет. Именно по этой причине к самолету все больше
присматриваются иностранные заказчики".
Напомним, что на
сегодняшний день экспортную модификацию Су-35 Россия продала только
Китаю. В 2015 году между нашими странами был заключен контракт на
поставку 24 машин. Кроме того, планируются поставки 12 Су-35 в
Индонезию. Свой интерес к истребителю продемонстрировали Индия и
Малайзия. Но самое главное - Су-35 в больших количествах идет в
российские ВКС. На сегодняшний день их в войсках более 60. Как
подчеркнул Юрий Борисов, до 2020 года планируется поставить еще 10
машин.
Готовность к серии
Интенсивное
использование Су-35С в боевых условиях позволяет накопить бесценный
опыт, который пригодится при эксплуатации истребителя пятого поколения.
Выявленная склонность двигателей АЛ-41Ф1С к всасыванию мусора, к
примеру, поможет избежать подобных недостатков на Т-50. Впрочем, с
этими движками ПАК ФА пролетает не очень долго. В настоящий момент
эксклюзивно для этого самолета разрабатываются двигатели нового
поколения, известные под обозначением "изделие 30".
Как сообщил
осенью 2016 года генеральный директор КнААЗ Александр Пекарш, новый
двигатель уже готов и проходит испытания на наземном стенде. Борт ПАК
ФА с этой силовой установкой должен подняться в воздух уже до конца
этого года. Скорее всего, 11-й и 12-й прототипы как раз и будут
обкатывать новые двигатели. Предположительно, они смогут развивать тягу
в 107 килоньютонов в крейсерском режиме и 176 килоньютонов в режиме
форсажа против 86,3 и 147 у АЛ-41Ф1С соответственно.
На
завершающем этапе находится и программа разработки перспективных
вооружений для нового самолета. Она включает в себя всю номенклатуру
авиационных средств поражения: ракеты "воздух-воздух" малой и большой
дальности, корректируемые авиабомбы, противотанковые управляемые ракеты.
"Этими
разработками занимается концерн "Тактическое ракетное вооружение", -
рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Арсенал Отечества"
Виктор Мураховский. - После завершения испытаний новые системы пойдут
не только на ПАК ФА, но и на самолеты предыдущих поколений, что
значительно повысит их боевые возможности. Очень надеюсь, что в рамках
госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы ВКС России получат
внушительную партию истребителей пятого поколения".
Напомним: еще
в мае 2017 года министр обороны Сергей Шойгу в ходе
"правительственного часа" в Совете Федерации сообщил, что серийное
производство ПАК ФА Т-50 начнется в 2019 году. Ранее замглавкома ВКС
России Андрей Юдин рассказал, что первая партия новейших истребителей
будет состоять из шести машин. Неизвестно, сколько всего этих самолетов
планируется поставить в войска, однако их количество должно исчисляться
как минимум десятками: в составе ВВС США на сегодняшний день имеется
187 истребителей пятого поколения F-22 Raptor и около 170 F-35
Lightning II в различных модификациях.
По мнению экспертов, у
ПАК ФА в перспективе не будет соперников на мировом рынке вооружений.
F-22 американцы экспортировать отказываются, а F-35, по оценкам многих
специалистов, до своего "старшего брата" сильно недотягивает. Кроме
того, Raptor - дорогой самолет. Стоимость единицы - около 150 миллионов
долларов, что многовато даже для Пентагона. Ожидается, что российский
истребитель будет гораздо дешевле.
"С учетом того, что программа
еще в разработке, конкретную сумму назвать нельзя. Но все равно, если
сравнивать с F-22, то цена будет на порядок ниже, - рассказал в эфире
радио Sputnik военный эксперт Иван Коновалов. - Что касается применения
Т-50, это, естественно, оружие сдерживания, то есть показывающее, что
страна, обладающая таким оружием, - мощное государство с мощной армией,
которое может противостоять любым вызовам. Это главная задача. А в
дальнейшем все покажет характер конфликтов, которые будут происходить. В
принципе, учитывая то, что наш самолет дешевле и боеприпасы для него
тоже дешевле, он может применяться для самых разнообразных функций. Он
сможет работать и по наземным целям, и по воздушным".
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
08.06.2017 (12:39)
Казанский авиазавод провёл промышленную сварку первого серийного ракетоносца Ту-160М2
Казанский авиационный завод провёл первую промышленную сварку первого серийного стратегического ракетоносца Ту-160М2, сообщил журналистам заместитель Министра обороны России Юрий Борисов в ходе посещения предприятия.
«Сегодня знаменательный для завода день — осуществляется первая промышленная или боевая сварка лонжерона для первого серийного самолёта. Будем ждать результатов — комиссия проверит качество всех швов, доложит нам. Все предварительные сварки показывали, что технология восстановлена», — сказал Юрий Борисов.
Как отметил замглавы военного ведомства, Минобороны подтверждает ранее заявленные сроки: вылет первого самолёта намечен на 2018 год, а начало серийного производства — на 2021 год.
«Проделана огромная работа, мы уже несколько раз обращались со словами благодарности ко всей промышленности, которая в достаточно короткие сроки, с опережением ранее намеченных графиков восстановила технологические процессы, связанные с воспроизводством самолёта Ту-160М2», — добавил Юрий Борисов.
По его словам, нынешние характеристики оборудования завода даже превышают те, которые были при серийном производстве самолёта в 1980-х годах.
«Почему мы подняли вопрос воспроизводства этого самолёта? Потому что ничего лучшего на сегодняшний день авиационной промышленностью, пожалуй, не только отечественной, но и мировой, не создано. Этот шаг даёт возможность быстро восстановить ресурс дальней авиации. Сегодня без воспроизводства этой модели уже в новом облике поднять эффективность и исправность этих самолётов просто невозможно», — заявил заместитель Министра обороны.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации