Гонки гиперракет: «Циркон» на 7 лет впереди Америки
США пока могут противопоставить реальному оружию только летающую лабораторию
The National Interest сообщает, что ВВС США ожидают
появления гиперзвукового оружия в середине 20-х годов. А
«полноформатные» гиперзвуковые летательные аппараты, которые заменят
нынешние истребители, бомбардировщики, самолеты-разведчики и, может
быть, военно-транспортные самолеты, могут прийти в ВВС США в 40-е годы.
В
то же время в докладе Исследовательского совета ВВС США (Air Force
Studies Board) с тревогой говорится о том, что не только Соединенные
Штаты занимаются разработками аппаратов, способных двигаться со
скоростью, превышающей 5 М. Решением этой задачи занимаются и основные
противники — Россия и Китай. И они уже проводят испытания гиперзвукового
оружия.
Поэтому, говорится в докладе, США должны приложить
максимум усилий, чтобы не выпустить из рук инициативу и не дать себя
опередить на этом направлении военно-технической мысли. «Мы должны
раздвинуть границы технологий во всех областях, — считает начальник
штаба ВВС генерал Дэвид Гольдфейн. — Наши противники не сидят сложа
руки. Они используют любые возможности для получения преимущества».
Надо
сказать, что настроения у командования ВВС США на предмет своего
лидерства чрезмерно оптимистичные. В действительности, американские
ученые и инженеры должны приложить максимум усилий для того, чтобы не
сильно отстать по этой части от России. В США проводятся эксперименты с
так называемой летающей лабораторией. В России же уже идут испытания
опытных образцов конкретного оружия. И это оружие называется
гиперзвуковой противокорабельной ракетой «Циркон».
Сведения об
американских перспективах создания гиперзвуковых летательных аппаратов
журнал The National Interest почерпнул во время обстоятельной беседы с
экспертом ВВС Джеффри Закариасом. Тот поведал о том, что в настоящее
время ведутся работы по самым разным направлениям — «управлению,
навигационному контролю, материаловедению, боеприпасам, теплообмену и т.
д.»
Поскольку совершенствование гиперзвукового прямоточного
воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД) экспертом не названо в числе
насущных научно-инженерных проблем, то можно предположить, что
американцев вполне устраивает достигнутое в этой области и реализованное
в ракете Boeing Х-51А. Ее испытания начались в 2010 году. Расчетная
скорость, которую она должна вытягивать — 6−7М.
Были проведены три испытательных запуска ракеты с бомбардировщика В-52.
В
мае 2010 года двигатель, отработав 210 сек из запланированных 300 сек,
разогнал ракету до скорости 5,1 М. После чего была выдана команда на
самоуничтожение в связи с тем, что поведение ракеты стало
непредсказуемым.
В августе 2012 года ракета распалась на фрагменты на 15-й секунде, обломки упали в океан.
В
мае 2013 года бомбардировщик В-52 поднял ракету Х-51А на высоту 15
километров, после чего был произведен запуск ее прямоточного
воздушно-реактивного двигателя. За 26 секунд ракета ускорилась до 4,8 М.
Когда она поднялась до уровня 18 километров, где сопротивление воздуха
меньше, была зафиксирована скорость в 5,1 М.
Это было последнее
испытание в рамках программы, которая стартовала в 2004 году и стоила
300 млн. долларов. Испытания по этой программе будут продолжаться и
дальше. Их смысл, по утверждению Джеффри Закариаса, заключается в том,
чтобы убедиться в том, что запущенная с самолета ракета с ГПВРД может
достичь гиперзвуковой скорости. То есть Х-51А — это летающая лаборатория
для испытаний двигателя. Но при создании гиперзвуковых летательных
аппаратов существует масса не менее сложных проблем — управление
полетом, информационный обмен ракеты с командным пунктом, способность
маневрировать, наведение на цель.
Результаты, которые были получены американцами в 2013 году, в Советском Союзе были достигнуты еще давно. Причем с превышением.
В
70-е годы в дубнинском МКБ «Радуга» началась НИР, цель которой состояла
в изучении возможности построения крылатой ракеты, скорость которой
достигала бы 5 М. Проблема на тот момент была практически не изучена.
Существовавший до конца 60-х годов американский гиперзвуковой
летательный аппарат Х-15 продемонстрировал свою неэффективность. Это
было обусловлено тем, что в нем применялся жидкостный реактивный
двигатель. Он хорош для космических полетов, но для полетов в атмосфере
нужен был ГПВРД, использующий в качестве окислителя не сжиженный
кислород из баков, а атмосферный воздух.
В начале 80-х годов
дубнинцы построили несколько опытных образцов гиперзвуковой ракеты,
которая получила название Х-90. При расчетной скорости, равной 5 М,
ракета весила 15 тонн, имела длину 9 метров, размах крыла — 7 метров.
Предполагаемая дальность полета составляла 3000 километров.
Было
совершено несколько испытательных полетов, во время которых устойчиво
достигалась скорость от 3 М до 4 М. Но, несмотря на полученные
результаты, в 1992 году проект был свернут в связи прекращением
финансирования.
Та же самая участь постигла и разработку
московского Центрального института авиационного моторостроения им.
П.И.Баранова (ЦИАМ). Здесь в 1979 году стартовала НИР «Холод» по
созданию ГПВРД, использующего криогенные технологии. На базе зенитной
ракеты 5В28 от ЗРК С-200 была создана летающая лаборатория, на которой
испытывались различные варианты построения ГПВРД. Наивысший результат
был получен в 1998 году, когда скорость достигла значения в 6,5 М.
После
чего ЦИАМ совместно с целым рядом соисполнителей приступил к выполнению
НИР «Холод-2». В результате должна была быть получена скорость в 14 М.
(Теоретический скоростной потолок ГПВРД — 20М). Но все ограничилось
постройкой макета, который показали на авиасалоне МАКС-99. И тут тоже
«закончились деньги».
Необходимо сказать, что российские
конструкторы здорово помогли американцам, которые тогда называли нас
«друзьями». Американцам были проданы все результаты испытаний летающей
лаборатории по теме «Холод». А последнее испытание, в 1998 году, было
проведено за счет финансирования США. То есть они получили доступ ко
всем бесценным материалам.
Однако рекорд лаборатории «Холод»
американцам оказался не по зубам. Как было сказано выше, Х-51А смогла
разогнаться лишь до 5,1 М.
Любопытно, что в статье The National
Interest Россия присутствует только в заголовке: «Россия, Китай, Америка
— началась гонка вооружений в области гиперзвукового оружия». В ряду с
американскими проектами журнал упоминает лишь один китайский. В то же
время американский эксперт из ВВС не может ничего не знать о российской
ракете «Циркон».
Гиперзвуковая маневрирующая ракета 3М22 «Циркон»
была разработана в подмосковном Реутове в НПО Машиностроения. Ее
испытания начались в 2015 году. К настоящему моменту произведено уже
пять успешных пусков. В последнем из них была зафиксирована скорость 6
М. (Необходимо сказать, что распространенная в апреле информация о
достижении 8 М была опровергнута разработчиками). Но и 6 М при условии
маневрирующего полета более чем достаточно для того, чтобы
гарантированно преодолеть любые системы ПРО. Не только существующие, но и
те, которые появятся в течение пары ближайших десятилетий. По различным
данным дальность «Циркона» может находиться в диапазоне от 500 км до
1000 км.
Сейчас «Циркон» считается противокорабельной ракетой.
Планируется устанавливать его на двух тяжелых атомных ракетных крейсерах
проекта 1144 «Орлан» — на «Петре Великом» и «Адмирале Нахимове».
«Циркон» заменит ПКР «Гранит» и «Оникс». Запланирован еще один носитель
гиперракеты — перспективная подводная лодка пятого поколения «Хаски»,
которую сейчас разрабатывает Санкт-Петербургское морское бюро
машиностроения. Однако проводятся работы и по созданию воздушной и
наземной модификаций.
«Циркон» — это уже готовое оружие, которое
находится на этапе испытаний. Его прием на вооружение предполагается в
период с 2018 года по 2020 год. США намереваются ответить на российскую
гиперракету своей в середине 20-х годов. Однако это вызывает
определенные сомнения. Как было выше сказано, Х-51 — это не конкретный
продукт, которому необходимо пройти доводку, а летающая лаборатория. На
основе полученных при ее испытаниях данных военно-промышленная отрасль
США начинает разработку боевой ракеты. И разработчики находятся в самом
начале пути, как это было в России после закрытия темы «Холод-2».
А
вот о китайской гиперзвуковой ракете журнал говорит с тревогой,
заявляя, что она является головной болью Пентагона. Правда, это не
ракета, а планирующая и при этом маневрирующая боеголовка WU-14,
стартующая из космоса. Ее запускают баллистической ракетой на высоту в
100 км, откуда она устремляется вниз со скоростью, по разным оценкам, от
1,5 М до 10 М. Истина, вероятно, как всегда лежит посередине.
Достижение скорости в 1,5 М не представляет никаких технических
сложностей. А маневрирование на 10 М для ВПК Китая, специализирующегося
на воспроизведении чужой техники, в данный момент слишком сложная
задача.
Испытания начались в 2013 году. Ежегодно проводится до трех пусков, что может позволить себе только очень богатое государство.
Владимир Тучков
https://svpressa.ru/war21/a...
Рейтинг публикации:
|