Вторая жизнь "Белого лебедя" - Ту-160 стремится в космос
На Казанском авиационном заводе им. С. П. Горбунова — филиале ПАО
«Туполев» — запущена электронно-лучевая сварка титановых деталей для
нового бомбардировщика Ту-160. Это самая большая и мощная в мире
установка электронно-лучевой сварки (ЭЛУ-24) для самого большого
тяжелого, самого быстрого стратегического бомбардировщика в мире.
Электронно-лучевая сварка используется для сварки балки центроплана
Ту-160. Эта чать бомбардировщика (весом около 6т) несет наибольшие
нагрузки, к ней прикреплены основные механизмы, обеспечивающие
изменяемую стреловидность крыльев, да и сами крылья. В Ту-160
используется наибольшая, среди однотипных самолетов, доля титана.
Один из первых серийных Ту-160 в Прилуках
Активные работы по реконструкции установки электронно-лучевой сварки
начались в марте 2016 года. Выполнили ремонт цеха, где располагаются
установки, параллельно модернизировали технологическое оборудование
установок. Полностью заменены вакуумная система, система охлаждения,
энергоблоки, система управления. Сокращена потребляемая мощность.
Модернизирована и вторая необходимая установка — печь вакуумного отжига
(УВН-45), в которой тоже заменены практически все системы.
Здесь необходимо уточнить, что подобные установки и проводимые работы до
сих пор уникальны в мире. В СССР, в 70-е года, ведущим разработчиком
сварки титана для Ту-160 быт институт Патона в Киеве. «Когда установку в
Казани окончательно довели до ума, оттуда приехала целая делегация —
так они просто восхитились!» — вспомнил былое
в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» главный конструктор
Ту-160 Валентин Близнюк. Сегодня, по объективным причинам, обошлись без
киевского института - все работы по восстановлению и изготовлению нового
оборудования, восстановлению утраченных документов, провели
отечественные подрядчики.
фото http://www.titus.kz/
Тогда, во второй половине 70-х, подготовка к строительству Ту-160
потребовала тотальной реконструкции КАЗа. Среди прочего был построен
новый корпус с цехом механической сборки титановых узлов и упомянутыми
выше установками. Появилось уникальное оборудование для работы с
20-метровыми монолитными плитами переменной толщины из титановых
сплавов, ведь из них сделано 38% конструкции Ту-160.
«Хребтом» бомбардировщика можно назвать центральную титановую балку
длиной 12,4 м и шириной 2,1 м, вокруг которой и группировались остальные
элементы планера. Например, на ее шарнирные узлы навешивались крылья.
Для изготовления балки был разработан технологический процесс
электронно-лучевой сварки в нейтральной среде или в вакууме. Титан не
варится на воздухе — начинает гореть, и ничем его не затушишь, поэтому
это делают либо в вакууме, либо в нейтральной среде.
Балка фрезеровалась из двух половин и сваривалась в одно целое в
вакуумной камере под спецприсадками и флюсами. В научно-популярной
литературе говорится, что такая сварка до сих пор относится к уникальным
технологиям и может считаться национальным приоритетом страны. «Такая
сварка тогда была только на Казанском авиазаводе, и появилась она только
в связи с Ту-160, — напомнил Киреев. — Ни у какого другого изделия не
было центроплана из титана».
Шутили, что работу на ЭЛУ-45 приходилось проводить ночью — из-за
большого потребления энергии только так можно было избежать
обесточивания половины Казани.
А вот использование Ту-160 в космической программе уже не шутка. Как пишет Игорь
Приходченко, в начале 90-х годов ОКБ совместно с машиностроительным
конструкторским бюро «Радуга» и Московским энергетическим институтом
авиационных систем разработало проект авиационного комплекса «Бурлак»,
который предназначался для запуска на околоземные орбиты коммерческих
искусственных спутников. Согласно подготовленного проекта, в состав
комплекса «Бурлак» входили:
– самолет-носитель Ту-160СК (доработанный серийный Ту-160);
– ракета-носитель «Бурлак»;
– средства наземного обслуживания, подготовки и обработки информации.
Трехступенчатую, работающую на жидком топливе ракету-носитель
«Бурлак» весом в 20 т планировалось подвешивать под фюзеляж самолета.
Максимальный вес выводимого на орбиту полезного груза мог достигать
800-850 кг, а стоимость доставки составляла 6-8 тысяч долларов США (за 1
кг массы выводимого груза).
Ту-160СК, оборудованный системой дозаправки топливом в воздухе,
обеспечивал пуск ракеты со спутником практически в любом районе планеты.
Дальность полета с ракетой-носителем, располагавшейся не на внешней
подвеске под фюзеляжем, а внутри грузового отсека, по расчету без
дозаправки носителя топливом в воздухе составляла 1000 км. Пуск ракеты
должен был выполняться на высотах от 9000 м до 14000 м при скоростях
полета носителя 850-1600 км/ч. Ту-160СК вместе с ракетой для загрузки
иностранного спутника мог совершать промежуточную посадку на авиабазе
любой страны, при этом гарантировалась сохранность технологии
страны-заказчика.
Заранее должны были согласовываться лишь конструктивные элементы
спутника: электропитание, габаритные размеры, вес, диапазон
эксплуатационных температур и т.д.
С помощью системы «Бурлак» можно было выводить на орбиту и несколько
спутников одновременно. По предварительным расчетам, воздушный старт
ракеты-носителя на больших высотах и скоростях позволял в 2-3 раза
снизить энергетические затраты по запуску эквивалентных нагрузок в
сравнении с наземным стартом. Стоимость запуска с помощью комплекса
«Бурлак» по расчетам была в 2-2,5 раза ниже, чем у аналогичных по
грузоподъемности ракет с вертикальным наземным стартом.
Возможность выбора точки старта ракеты над океаном обеспечивала вывод
на любую орбиту и снимала проблему аренды территорий под зоны
возможного падения отработанных ступеней ракеты. По своим тактико-
техническим характеристикам комплекс «Бурлак» существенно превосходил
американский дозвуковой стартовый комплекс, созданный на базе
самолета-носителя Boeing В-52 и ракеты-носителя «Pegasus». Таким
образом, тяжелый ударный самолет Ту-160 мог быть использован и в мирных
целях.
Ту-160 с макетом ракеты-носителя "Бурлак"
К работам по созданию авиационно-космического комплекса «Бурлак-
Диана» пытались привлечь и зарубежных заинтересованных партнеров. Так,
Распоряжением правительства Российской Федерации от 2 апреля 1997 года
предписывалось Министерству экономики России, Министерству внешних
экономических связей и торговли совместно с Министерствами обороны и
иностранных дел, КБ «Радуга», АНТК им. А.Н.Туполева и ГК «Росвооружение»
провести переговоры с Германским космическим агенством и фирмой
OHB-SYSTEM GmbH о научно-техническом сотрудничестве в создании комплекса
«Бурлак-Диана». Однако никаких практических результатов достигнуто не
было.
Впервые МКБ «Радуга», ОКБ МЭИ, туполевское ОКБ и фирма OHB- SYSTEM
GmbH представили проект самолёта-носителя Ту-160СК с двухступенчатой
ракетой «Бурлак-Диана» на подфюзеляжном пилоне в виде модели на
авиасалоне в Сингапуре в 1994 году. В следующем, 1995 году, уже
самолет-имитатор комплекса Ту-160СК с макетом ракеты-носителя «Бурлак»
был представлен общественности и специалистам на международных
авиакосмических салонах в Ле-Бурже и МАКС-95 соответственно в июне и
августе. Через два года этот же самолет без бортового номера был
выставлен на статической стоянке авиасалона МАКС-97.
Неожиданное продолжение идея использования Ту-160 для запусков
спутников получила в 1999 году на Украине. Американская фирма Plat forms
International Corporation (PIC) из г.Мохейв, штат Калифорния, заявила о
своей готовности приобрести три украинских самолёта и запасные части к
ним за 20 миллионов долларов, а также передать 20% акций своего
подразделения Orbital Network Services Corporation (Orb Net) Российскому
Авиакосмическому Консорциуму.
Соответствующее, разрешающее продажу самолетов, постановление
выпустила и Верховная Рада Украины. Предполагалось, что OrbNet сможет
произвести первый запуск спутника с борта Ту-160 уже через один-два
года. Однако и этому проекту не суждено было осуществиться.
В настоящее время работы по теме «Бурлак» продолжаются силами ОКБ. И
вполне возможно, что после модернизации получившие вторую жизнь "Белые
лебеди" поработают и на космос.
http://mikle1.livejournal.com/...
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 608
Рейтинг поста:
Ну и зачем такая система нужна? Цена выведения полезного груза просто космическая(у протона около 2800 баксов на НОО за кг), а грузоподъёмность низкая. Да и выводятся спутники, скорее всего, только на НОО. Неудивительно, что этот проект не получил поддержки.
О каких ракетах идёт речь? На всех наших ракетах запуск меньше 6-8 тыс. долларов(для НОО).
P/S Сам самолёт просто шикарен. :)