Создаваемый в России многофункциональный
авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления
А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая
оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на
селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал
армии Сергей Шойгу.
Разработка комплекса, по словам министра,
обусловлена появлением менее уязвимых для средств ПВО целей. И это
действительно так, поскольку технические идеи были заложены в наши
нынешних самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления
(ДРЛОиУ) более 40 лет назад, и они уже не вполне отвечают вызовам
современности. Аналогичная американская авиационная техника за период
«отечественного безвременья» ушла вперед как в качественном, так и в
количественном отношении. А посему к симметричному ответу, который явно
запаздывает, необходимо присовокупить и какой-то асимметричный. Потому
что обещанного самолета ДРЛОиУ А-100, создаваемого на базе современной
модификации транспортника ОКБ Ильюшина — Ил-76МД-90А — в ВКС заждались. И
в скором времени, вероятно, не получат.
История вопроса
такова. В 1973 году началась разработка самолета дальнего обнаружения
А-50. В 1989 году он начал заменять самолеты данного типа второго
поколения Ту-126, эксплуатировавшиеся с 1965 года.
А-50 был
создан на базе Ил-76МД. В его разработке принимали участие ТАНТК им.
Бериева (компоновка электронной аппаратуры, доработка фюзеляжа,
обеспечение летных характеристик) и НПО «Вега», в то время называвшееся
Московским научно-исследовательским институтом приборостроения. На
«Веге» был создан радиотехнический комплекс «Шмель», который обеспечивал
радиолокационный поиск целей, их сопровождение и наведение на них
наземного авиации ПВО и ударной фронтовой авиации. «Шмель» способен
работать не только с воздушными целями, но и с надводными кораблями и
наземной военной техникой. Антенна с пассивной фазированной антенной
решеткой расположена в хвосте над фюзеляжем в так называемом «грибе» —
дискообразном обтекателе, изготовленном из прозрачного для радиоволн
материала. РЛС работает в сантиметровом диапазоне.
На момент
создания А-50 этот самолет не уступал по возможностям самолетам AWACS
(Airborne early Warning and Control System — Авиационная система раннего
предупреждения и управления), эксплуатировавшимся в 70-е-80-е годы.
Бортовой комплекс, весивший более 20 тонн и оснащенный мощной для своего
времени бортовой ЭВМ, был способен обнаруживать малозаметные воздушные
цели с ЭПР=1 кв.м. на фоне земли на расстоянии в 200 км. Высотные
истребители четвертого поколения, а также бомбардировщики засекались на
расстоянии в 600 км. Главная задача А-50 — наведение на цели
истребителей-перехватчиков, одновременно ДРЛОиУ способен выдавать
целеуказания 30-и перехватчикам.
Штатный режим патрулирования —
полет до точки начала дежурства и возвращение на базу занимает 2 часа.
Продолжительность патрулирования без дозаправки — 7 часов.
А-50 принимал участие в боевых действиях в Чечне и в Грузии.
Всего было выпущено около 40 самолетов. Осталось 20 самолетов. В
полностью работоспособном состоянии находятся, по различным данным, от 9
до 15 машин.
К середине нулевых годов стало понятно, что
радиоэлектронный комплекс А-50 перестает отвечать требованиям
современности. К тому времени уже вовсю летал самолет-невидимка F-22
Raptor, начинался бум беспилотников — не только разведывательных, но и
ударных. В результате были предприняты меры, которые можно назвать
половинчатыми и промежуточными.
На базе того же самого
носителя, Ил-95МД, была произведена достаточно глубокая модернизация
радиотехнического комплекса. В результате «Вега», которая к тому времени
уже стала концерном, разработала бортовой комплекс «Шмель-2». В 20011
году на вооружение был принят первый А-50У. К настоящему моменту
таганрогское предприятие передало ВВС РФ 4 модернизированных самолета.
Итого вместе с базовым А-50 в строю находятся 24 самолета ДРЛОиУ. В США
74 самолета AWACS.
Определенный шаг вперед был сделан.
Благотворно на качестве самолета сказалось построение аппаратуры на
более компактной элементной базе, благодаря чему снизился вес
радиотехнического комплекса. В связи с этим снизился расход топлива, и
самолет получил возможность находиться в воздухе на 15% больше, чем
А-50. Но не это главное. Расширились функциональные возможности
комплекса и улучшились его характеристики. Результаты модернизации
аппаратуры оказались следующими.
ТТХ комплексов «Шмель» и «Шмель-2»
Дальность обнаружения, км:
— стартующих ракет (по факелу): 800 — 1000
— истребителей: 300 — 400
— бомбардировщиков: 600 — н/д
— морских целей: до горизонта — до горизонта
— колонн танков: 250 — н/д
Количество одновременно сопровождаемых целей: 200 — 300
Количество наводимых на цель перехватчиков: 30 — 50.
При этом существенно повысилась способность обнаружения малоконтрастных
целей на фоне земли, а также возможность засекать малоразмерные цели,
построенные с использованием стелс-технологий.
У нового
самолета возросла дальность радиосвязи. По каналу КВ-диапазона она
составляет 2000 км, в УКВ-диапазоне — 400 км. При большем удалении
используются каналы спутниковой связи.
Комплекс «Шмель-2» по
тактико-техническим характеристикам практически сравнялся с американским
AN/APY-2, который начал устанавливаться на самолеты AWACS в 70-е-90-е
годы. Разумеется, сейчас он существует уже в модернизированном виде. Так
что и раньше у нас существенного отставания по техническим параметрам
не было. Но вот количественная дистанция к настоящему моменту огромная.
Есть у американцев еще самолеты дальнего обнаружения и управления,
относящиеся к ВМС и базирующиеся на авианосцах — Grumman E-2C Hawkeye.
Их 55. На нашем флоте только начали говорить о необходимости
строительства авианосцев и оснащении их палубными самолетами ДРЛОиУ.
Необходимо отметить, что Пентагон оснащает наиболее передовыми и
технологически продвинутыми комплексами и системами в первую очередь
американский флот. И авиация AWACS в этом отношении исключением не
является. Совсем недавно компания «Локхид Мартин» разработала новейший
бортовой локатор AN/APY-9 с активной фазированной антенной решеткой с
электронным сканированием. Его характеристики не разглашаются. Но
понятно, что он существенно превышает возможности AN/APY-2. Радар
устанавливается на новую модификацию палубного самолета — Grumman E-2D
Advanced Hawkeye, который находится в стадии испытаний.
Так
вот, новый российский самолет А-100 будет иметь РЛС такого же типа. С
такими же возможностями. Можно предположить, что и с большими. Именно на
этом настаивают источники и в Минобороны, и в ВПК. Почему бы и нет,
поскольку российская военная радиотехника занимает ведущие позиции в
мире. О чем, например, свидетельствуют новейшие комплексы РЭБ, которые
приводят натовских стратегов в большое уныние. А также разведаппаратура
нового типа, которой оснащаются самолеты-разведчики. Крайне полезной
является функция наведения на цели ракет ЗРК и ЗРС средней и большой
дальности, впервые появившаяся в новом самолете ДРЛОиУ.
Однако
станция AN/APY-9 уже вовсю летает. И вскоре будет принята на вооружение.
Существуют сведения о том, что E-2D Advanced Hawkeye уже справился с
испытаниями радара и сейчас отрабатывает приемы дозаправки в воздухе.
Чего нельзя сказать о радиотехническом комплексе А-100. 21 апреля этого
года он впервые взлетел и прошел кратковременные испытания в воздухе.
Но взлетел не на своем «родном» самолете Ил-76МД-90А, к которому
приписан, а на борту летающей лаборатории. Для которой использовали
переоборудованный самолет А-50, то есть Ил-76МД.
В качестве
причин, из-за которых затянулась разработка А-100, различные участники
проекта называют свои версии. Якобы долго ждали новый двигатель
ПС-90А-76 для установки на самолет. В Таганрог все никак не могли
передать Ил-76МД-90А для начала монтажа радиотехнического комплекса. Или
же Всероссийский НИИ радиоаппаратуры сорвал сроки поставки станции
адресного радиовизирования и передачи команд управления…
Но,
как бы то ни было, похоже, радиотехнический комплекс уже готов и
начинает испытываться в полете. Теперь ему предстоит «пересадка» на
Ил-76МД-90А. После чего начнутся летные испытания, которые должны
завершиться принятием самолета на вооружение. Этот срок был назначен на
2016 год. Остается надеяться, что долгожданное событие свершится в этом
десятилетии.
Также необходимо сказать, что самолеты дальнего
обнаружения — это не вполне оборонительное вооружение, а скорее
наступательное. У США так много АВАКСов потому, что они постоянно
вторгаются на чужие территории, где не развернуты радиолокационные сети.
С задачами ПВО своей территории нормальным образом справляются радары
зенитно-ракетных комплексов, например, С-300 и С-400, а также наземные
РЛС — как стационарные, так и мобильные. Тут можно назвать РЛС дальнего
обнаружения «Воронеж», имеющую как дециметровую, так и сантиметровую
модификации, а также наземные РЛС обнаружения и целеуказания, напрямую
связанные с частями ВВС и ПВО. Хотя, конечно, самолет ДРЛОиУ
низколетящие цели видит на большем удалении.
Но тут у военных
есть «асимметричный ответ». Так, Долгопрудненское КБ автоматики,
входящее в выше упоминавшийся концерн «Вега», разрабатывает в интересах
Министерства обороны привязной аэростат. Фактически он представляет
собой антенну, поднимаемую на высоту 4 километра. Так что с расширением
горизонта и с дальностью обзора тут все в порядке.