Строители трассы создают специальную службу по захоронению бойцов Красной Армии со всего СССР
Крымский мост не имеет смысла без своего сухопутного продолжения — стратегического автобана Керчь-Симферополь-Севастополь. Объекты супер-дороги уже появляются по всему маршруту, пересекающему республику с востока на юго-запад. Однако строительство столкнулось с неожиданной проблемой. Буквально на каждом километре будущей трассы из-под ковшей бульдозеров поднимаются безымянные солдатские могилы.
Зачастую это даже не могилы. Бойцы лежат там, где встретили смерть — в наспех вырытых окопах и блиндажах, просто под тонким слоем степной земли. Их особенно много под Севастополем и на местах страшных боев Керченского полуострова. Севастопольский губернатор Дмитрий Овсянников заявил, что поисковики обязательно отработают все участки «Тавриды», где обнаружены захоронения воинов. Если точнее, он говорил о незахороненных останках участников боев Великой Отечественной на линии федеральной трассы, пересекающей районы активных боевых действий третьего сектора обороны города русских моряков.
С каждым шагом федерального строительства к нам возвращаются безвестные герои Феодосийского десанта и мальчики-курсанты, остановившие немецкие танки под Бахчисараем. Перечень трагических находок — в буквальном смысле вся карта «Тавриды». Сейчас строители организуют специальное подразделение, которое займется достойным погребением павших воинов. Никто даже не помыслил предложить прежний вариант, когда солдатские и матросские кости попросту закатывали гусеницами тракторов. Люди словно опомнились, что беспамятство нам слишком дорого стоило. Похоже, это будет грандиозная Дорога памяти, первая такая в России.
Восточный Крым, окрестности райцентра Ленино, кровавые Ак-Монайские позиции. В одном окопе лежали адыг Рамазан Лак и русский Петр Хирьянов. Осколки посекли тела и разрубили смертные медальоны, но каким-то чудом имена удалось восстановить. Мусульманин и православный вместе защищали Родину, которая у нас одна. Рамазан вырос в горном ауле, Петр в казачьей станице. Их семьи теперь побратались. Мулла и священник читали над красноармейцами одну молитву: от всех крымчан — низкий поклон Кавказу за таких сынов…
Поздняя осень 1943-го, трагический Эльтигенский десант. Ледяная вода Керченского пролива буквально покрылась бескозырками. И вот 33 бойца из сотен тысяч погибших торжественно преданы земле в новой братской могиле керченского поселка Героевское. Известно имя лишь одного — рядовой стрелкового полка Иван Бутусов, родился в 1909-м. При нем единственном обнаружили гильзу с запиской. Откуда солдат, Бог весть, адрес неразборчив. Съезжая с Крымского моста, поклонитесь Ивану.
Территория строительства автодороги «Таврида», поворот к железнодорожной станции Останино на линии Владиславовка-Керчь. При плановых обследовании и очистке от взрывоопасных предметов обнаружены: останки 10 воинов, их личные вещи, две винтовки, радиостанция и зеркальце. На данный момент установлена личность командира павшего отряда — младший лейтенант Кейджян Израил Хачикович, уроженец Абхазской АССР.
По проекту трасса «Таврида» должна закончиться на Северной стороне Севастополя. Еще десять лет назад рядом с береговой батареей № 7 при прокладке коммуникаций были найдены останки бойца. Его судьба - воплощение судеб нашей страны.
Подняли очки, ржавое ложе карабина, истлевшую обувь и кошелек с несколькими советскими монетами. Главное — сохранился солдатский медальон. Правда, там лежал не стандартный вкладыш, а бланк повестки о призыве Краснодарского горвоенкомата. На полях повестки карандашная надпись: «1 пул. рота 161 сп. Шляпин Никифор Васильевич. Жена Шляпина Наталья Афанасьевна».
В объединенной базе данных Министерства обороны РФ боец значился пропавшим без вести. По просьбе севастопольских поисковиков из отряда «Долг» Краснодарский военный комиссариат провел розыск родных. Увы, безрезультатно. Захоронили Никифора Шляпина в мае 2007-го, со всеми почестями на Мемориальном кладбище севастопольского пригорода Дергачи.
И только сейчас, случайно увидев в сети репортаж десятилетней давности, нашлись кубанские потомки защитника Севастополя. Внучка героя сообщила, что родился Никифор Васильевич в Херсонской области, в селе Малая Лепетиха. В 1915 году призван на царскую службу. Гражданскую войну провоевал на стороне большевиков. Женился на потомственной кубанской казачке, Бондаревой Наталье Афанасьевне. В семье родилось два сына.
В 1936 году государство выделило семье бухгалтера-ревизора Шляпина квартиру в Краснодаре. Вскоре его самого арестовали по доносу, но за отсутствием каких-либо улик освободили. Никифор Васильевич был членом ВКП (б), по рассказам, очень честный и порядочный человек. В декабре 1941 года ушел на войну рядовым. Странно, почему грамотного спеца не назначили на командирскую должность. С фронта пришло последнее письмо: «…очень тяжелые бои за Севастополь, отступать некуда, стоять будем до последнего. Выжить вряд ли удастся, но „на той стороне" и в плену меня искать не надо!»
Когда супруга получила письмо, Никифора Шляпина уже убили. Только в 1943-м Наталье Афанасьевне принесли извещение, что муж пропал без вести. Где, не сообщалось, потому не поверила и порвала бумагу. Прождала еще 35 лет, до собственной кончины.
Сейчас потомки героя — внучка, правнуки — живут в Краснодаре. Тот самый интернетовский репортаж о солдате заметил муж правнучки. В нынешний День Победы севастопольцы встречают родную кубанскую семью.
…"Копанную" медаль «За боевые заслуги» нашли черные археологи. Чья она? Сплавлять на базар не стали, отдали поисковой группе «Крымский рубеж». Попросили оказать помощь в поиске родственников и передаче награды. В результате «пробивки» удалось узнать, что медалью № 373437 награжден Гарбуз Иван Максимович 1919 г. р., красноармеец-снайпер взвода разведки внутренних войск НКВД. К маю 1943 года снайпер Гарбуз уничтожил 25 фашистов.
Удалось выяснить, что кавалер прошел всю войну и проживал в Ростовской области. За медалью деда в Симферополь приехал внук. Торжественная церемония передачи награды состоялась в Совете министров Республики Крым.
Настоящее чудо происходит с самолетами. На дне Керченского пролива лежал истребитель P-40 «Киттихаук» 62-го авиаполка ВВС Черноморского флота. Такие поставляли американцы по ленд-лизу во время Великой Отечественной. И вот три дня назад даже сваи Крымского моста бить перестали — огромным плавучим краном самолет поднимали на поверхность. «Для нас это большая честь и гордость принять участие в этом деле, тем более, накануне такого великого праздника — 9 мая», — заявил главный логист компании «СГМ-Мост» Игорь Сталоверов.
Вообще этот плавкран круглосуточно задействован в основных строительно-монтажных работах моста. Но для такого дела изменили график огромной стройки. На дне обеспечивали операцию водолазы-мостостроители. Подключились добровольные помощники, дайверы из Москвы, Тулы, Владимира, Сочи, Самары, Тольятти и Харькова. Вместе подняли фюзеляж с крыльями и хвостовой частью весом 3,5 тонны.
— Мы сразу поддержали поисковиков. Вся наша команда, все до единого откликнулись. Служба капитана морского порта Кавказ оказала максимальное содействие. Для каждого из нас — дань памяти… Мы знаем, какие ожесточенные бои шли на берегах и в проливе, знаем цену этой победы, — говорит капитан плавкрана Игорь Демьяненко.
Сохранилось вооружение истребителя — шесть пулеметов «Браунинг» калибра 12,7 мм с боекомплектом. Частично уцелела приборная доска и кресло пилота, а также двигатель с маркировкой. При ударе отлетели бронестекла кабины и приборы.
— Самолет не рухнул в пролив. Это видно по корпусу, который сохранил форму. Скорее всего, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил, — комментирует находку руководитель поисковой экспедиции «Большой десант — 2017» Александр Елкин. Замдиректора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев также убежден, что истребитель сел на воду сам. «Обычно мы имеем дело с самолетами, которые в результате боя упали в воду. Этот же самолет в результате полученных пробоин аккуратно приводнился. Пилот открыл кабину, сел в надувную лодочку и поплыл к таманскому берегу. И еще долго и счастливо жил…»
К сожалению, дальнейшее расследование не прибавило оптимизма. 29 ноября 1943 года в 62-м полку не вернулся с боевого задания из района Керчи младший лейтенант Авдеенко Владимир Иванович. Как выяснили крымские поисковики, если «Киттихаук» действительно пилотировал 22-летний лейтенант Авдеенко, он не пришел с войны домой в родной город Ковров, и по сей день числится пропавшим без вести. А его отец умер от разрыва сердца.
Еще одна удивительная «авиационная» находка случилась на Сапун-горе. Именно тут в мае 1944 года шли на главный штурм освободители Севастополя. Каменистые склоны высоты многократно обследованы. К тому же, тяжелый грунт никак обещал каких-то крупных объектов. Тем более невероятным стало обнаружение обломков разбившегося штурмовика Ил-2.
— Нашли и подняли двигатель, залегавший на глубине пяти метров. Он завяз в глине окаменевшей. Прочитали номер самолёта. По номеру краснодарские поисковики установили, что он принадлежал 43-му гвардейскому авиационному штурмовому полку 80-й воздушной армии, — рассказал участник поискового отряда «Севастополь» Андрей Могила.
Один из лётчиков-стрелков этого полка Георгий Литвин оставил воспоминания. Ветеран свидетельствует о трёх штурмовиках, потерянных над Сапун-горой: «Один был подбит, пытался дотянуть до Качинского аэродрома, немного недотянул, сел на своей территории. Стрелок и пилот пришли пешком в полк. Второй самолёт получил попадание зенитного снаряда, стрелка выбросило взрывом из кабины, он спустился на парашюте, был пленён немцами, но 10 мая освобождён своими войсками. Погиб только пилот. И третья потеря — экипаж капитана Шкребы и сержанта Замая».
После того, как уточнили номер двигателя, уже через неделю пришел ответ Центрального архива Минобороны: летчик, гвардии капитан Шкреба Яков Васильевич, 1911 г. р.; воздушный стрелок, сержант Замай Иван Сазонович, 1920 г. р. 7 мая 1944 года экипаж вылетел на боевое задание и не вернулся.
— Сначала обратились по месту призыва авиаторов, на Харьковщину. Оказалось, семья летчика Шкребы переехала в Белоруссию много лет назад. Искали там, затем ниточка привела в Ленинград. Стали обзванивать всех однофамильцев по телефонному справочнику — везде отказы. Остался одни питерский телефон, по которому ответили: «Да, это наш», — рассказал командир ПО «Азимут» Сергей Неважин.
Нынешней весной у легендарной Сапун-горы, на месте гибели Ил-2 был установлен памятный знак с именами лётчиков. В канун Дня Победы останки героев торжественно захоронены в севастопольских Дергачах. Семью воздушного стрелка Ивана Замая пока найти не удалось. Он сам из Харькова, а Украина молчит.
Точно так же нет ответа об уроженцах Херсонской области, торжественно перезахороненных 5 мая 2017 года на крымском Перекопе. В тот день на Мемориальном кладбище поселка Дергачи упокоились 88 бойцов. По словам руководителя объединения поисковых отрядов «Долг» Марины Гавриленко, установлены лишь пять имен. Записка в медальоне сохранилась у старшины второй статьи Григория Михайловича Емченко, 1916 г. р., найденного в Казачьей бухте. По медали «За боевые заслуги» опознан сержант-санинструктор Степан Филиппович Пономаренко, 1910 г. р., поднятый на 365-й зенитной батарее.
Останки азербайджанцев Мамедова, Магеруамова и Шазалиева были обнаружены на виноградниках «Золотой Балки». Их нашли в одной землянке — бойцов раздавило невзорвавшейся авиационной бомбой. Сначала с большим риском разминировали и вывезли бомбу, потом подняли солдат. Несмотря на многочисленные запросы в Баку, родственников найти пока не удалось.
Фото: пресс-служба «Крымского моста» Источник: vegchel.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикация 1
комментарий 1601
Рейтинг поста:
--------------------