Испытательный
полет очередного экземпляра Airbus А400М длился всего три минуты.
Лайнер разбился вблизи испанского города Севилья, где его и изготовили.
Четыре члена экипажа погибли, двое тяжело ранены. Это произошло в
субботу, 9 мая. А во вторник, 12 мая, власти Испании на неопределенный
срок, до выяснения причин авиакатастрофы, запретили этому европейскому
военно-транспортному самолету подниматься в небо с заводского
аэродрома.
Многочисленные сбои и недоработки
Это
самый трагический, но далеко не первый серьезный сбой в истории А400М,
с которым в свое время конкурировал российско-украинский проект Ан-70.
Глядя на то, как развиваются сегодня отношения двух постсоветских
государств, заказчики в лице стран НАТО вряд ли жалеют, что не сделали в
свое время ставку на этого гиганта, разработанного еще в СССР. Но и
выбор в пользу продукции европейской авиастроительной компании Airbus
особо удачным пока не назовешь.
Серийное производство А400М
должно было начаться еще в 2008 году. Однако после многочисленных
задержек первый экземпляр этого четырехмоторного турбовинтового самолета
поступил на вооружение французских ВВС лишь летом 2013 года. Вслед за
Турцией и Великобританией Германия получила первый из заказанных ею
бортов в декабре 2014 года.
Военно-транспортный самолет А400М
Принимавшие
этот самолет инспекторы бундесвера предъявили авиастроителям почти 160
претензий. Некоторые из отмеченных недостатков, по мнению немецких
офицеров, "существенно ограничивают" возможности использования машины.
Поэтому в ВВС Германии, судя по опубликованному в марте 2015 года
докладу, уже настроились на то, что раньше 2019 года А400М не будет
отвечать всем предъявляемым ему требованиям.
Совместный проект восьми стран
И
вот теперь - новая задержка. Первоначально планировалось, что в этом
году Airbus сдаст заказчикам 22 машины. Потом стало ясно, что
производственных мощностей хватит максимум на 18 экземпляров. Сколько на
самом деле будет выпущено после замороженных теперь летных испытаний,
не знает никто. Непонятно также, изменится ли очередность поставок.
Разбившийся самолет предназначался для ВВС Турции.
Она была одной из тех девяти стран, которые в 2003 году решили совместно выступить в роли заказчика.
"Военно-транспортный
самолет А400М - это один из тех проектов, которые уже не под силу
одному государству, а потому за них берутся сразу несколько стран", -
пояснил DW Кристиан Мёллинг (Christian Mölling), эксперт по вопросам
политики безопасности берлинского государственного аналитического
центра Фонд науки и политики (SWP).
В первоначальную группу
заказчиков вошли Германия, Франция, Испания, Бельгия, Люксембург,
Великобритания, Турция, Италия и Португалия. Последние две страны в
ходе предварительных переговоров сошли с дистанции, напуганные
надвигающимися расходами. Вместо них в консорциум вошла Малайзия.
Стоимость проекта оценивалась в то время примерно в 20 миллиардов евро.
С тех пор цена вопроса выросла до 27 миллиардов, и после катастрофы в
Севилье она, несомненно, увеличится.
Для Airbus проект может стать убыточным
Тем
не менее отказаться от самолета А400М никто уже не захочет и просто не
сможет, уверен Кристиан Мёллинг. "Даже для этой группы государств
проект настолько крупный, что они кровь из носу должны добиться его
успешной реализации", - подчеркнул эксперт. Тем более, что проект А400М
обеспечивает работой предприятия целого ряда стран-заказчиков. Так,
фюзеляж, рампу и вертикальное оперение изготавливают в Германии, крылья -
в Великобритании, кабину экипажа и шасси - во Франции, а сборка
происходит в Испании.
Правда, участвующие в проекте государства
за минувшие годы из соображений экономии существенно сократили объемы
своих заказов. Изначально они собирались приобрести у Airbus 225
экземпляров А400М. Немецкий бундесвер, к примеру, запросил 73 машины.
Теперь Германия уменьшила эту цифру до 40. Аналогично поступили и
другие страны.
В результате общее число заказов упало до 174. По
словам главы Airbus Томаса Эндерса (Thomas Enders), при таком объеме
компания оказалась на грани рентабельности. Если количество заказанных
машин после катастрофы в Севилье еще уменьшится, то разработка и
производство военно-транспортного самолета станут для авиастроителя
убыточными. Он и так уже несет значительную часть тех дополнительных
расходов, которые возникли из-за предшествующих задержек.
Впрочем,
авиакатастрофа в Севилье - это удар не только по производителю, но и
по вооруженным силам стран-заказчиков. Им срочно нужны новые
военно-транспортные самолеты, поскольку имеющихся не хватает и они, что
самое главное, устарели. "Если Airbus теперь еще больше будет
запаздывать, то ситуация сложится весьма неблагоприятная", - подытожил в
беседе с DW Кристиан Мёллинг.