Возвращение дирижабля. Боевые аэростаты прикроют Россию от ракетного удара
МОСКВА, 6 мая — РИА Новости. Ровно 80 лет назад, 6 мая 1937 года, в США потерпел крушение немецкий
дирижабль "Гинденбург", крупнейший аэростат своего времени. В результате
взрыва водорода погибло 35 из 97 человек, находившихся на борту. Гибель
"Гинденбурга" фактически стала концом короткой, но яркой эпохи
пассажирских и грузовых коммерческих дирижаблей. Но в военных целях эти
аэростаты продолжали использоваться на протяжении всего ХХ века
и остаются востребованными в новом столетии.
Третий эшелон
Программы создания боевых дирижаблей в интересах вооруженных сил есть
у многих развитых государств. Достоинства этих летательных аппаратов
очевидны: большая грузоподъемность и дальность беспосадочных перелетов,
меньший, чем у самолетов и вертолетов, расход топлива, высокая
надежность, длительность нахождения в воздухе. Кроме того,
для дирижаблей не нужна взлетно-посадочная полоса — запустить его можно
практически с любой более-менее ровной площадки. К недостаткам
аэростатов относятся низкая скорость (до 160 километров в час) и слабая
маневренность, однако есть задачи, для которых эти факторы не играют
критической роли.
В июле 2015 года советник первого заместителя генерального директора
концерна "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) Владимир Михеев рассказал
РИА Новости о начале работ над проектом дирижабля для нужд
противоракетной обороны страны. Он может стать полноценным элементом
системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), которая
на сегодняшний день состоит из двух эшелонов — орбитальной спутниковой
группировки и наземных радиолокационных станций.
"Основное преимущество дирижабля — это большая поверхность,
на которой можно размещать антенные системы, — рассказал Владимир
Михеев. — Эти локаторы могут фиксировать пуски межконтинентальных
баллистических ракет (МБР), траектории полета их головных частей. КРЭТ
обеспечит электронную "начинку", а сам аэростат разрабатывает
воздухоплавательный центр "Авгуръ".
Летательный аппарат Атлант-30
Речь идет о перспективном дирижабле "Атлант", первый полет которого
запланирован на 2018 год. Он разрабатывается в трех модификациях —
с грузоподъемностью 16, 60 и 170 тонн. Для военных нужд, скорее всего,
будут использоваться более тяжелые модели. Заявлялось, что "Атланты"
смогут работать на высотах до 10 тысяч метров — этого может быть
достаточно для того, чтобы обнаружить боеголовку МБР на разгонном
и финальном участках ее траектории.
Кроме того, большая грузоподъемность и дальность полета — до 5000
метров — позволит использовать эти дирижабли для транспортировки военной
техники. Самый крупный "Атлант" по своей грузоподъемности превзойдет
даже тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 — 170 тонн против
120-ти. Теоретически он сможет поднять в воздух три танка Т-90 с полным
боекомплектом или восемь боевых машин пехоты БМП-3.
Замена спутникам
При этом "Атлант" — не самый необычный проект аэростата, который
на сегодняшний день находится в стадии разработки. Перспективный
беспилотный дирижабль "Беркут" от компании "Авгуръ" сможет подниматься
на высоты 20-23 километра и оставаться в воздухе аж по три-четыре
месяца! Такой длительности полета удалось достичь благодаря системе
энергоснабжения от солнечных батарей. Его главными задачами будут
обеспечение связи, высотная аэрофотосъемка, а также наблюдение
за большими участками местности. Но в теории он может использоваться
и для радиоэлектронной борьбы, противовоздушной обороны, целеуказания.
Подобные летательные аппараты могли бы пригодиться, например, российской
военной арктической группировке — в условиях многомесячного полярного
дня "Беркут" не будет испытывать никаких проблем с энергообеспечением.
Высотная аэростатическая платформа "Беркут"
В целом стратосферные дирижабли со временем смогут стать хорошей
заменой спутникам сотовой связи как военного, так и гражданского
назначения. Аэростат, зависший на высоте 20 километров, способен
обеспечивать устойчивую связь на дальностях до 760 километров. При этом
дирижабли стоят дешевле спутников, для их запуска не нужна
ракета-носитель, они не захламляют орбиту после завершения срока
эксплуатации. А в случае поломки аэростат можно посадить на землю
для ремонта.
Проект высотного дирижабля на солнечной энергии
В разные годы свои проекты стратосферных дирижаблей двойного
назначения представляли Центральный аэрогидродинамический институт имени
Жуковского, Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики, НПФ
"Аэростатика" и ряд других предприятий. Однако пока ни один из них
не был реализован. Более того, в мире нет ни одного действующего
стратосферного дирижабля. Авиаконструкторам пока не удалось создать
достаточно надежные солнечные батареи необходимых габаритов, способные
длительное время обеспечивать автономность работы аэростата.
А как у них?
В США программы военных дирижаблей развиваются по двум направлениям —
тактическому и стратегическому. К первому относятся мини-аэростаты
Combat SkySat Phase 1 массой всего два килограмма, которые уже
использовались в Ираке. Они обеспечивали радиосвязь между наземными
подразделениями в радиусе 320 километров. В планах американских
военных — увеличить грузоподъемность этих "малюток", чтобы на них можно
было установить дополнительное оборудование. Например, видеокамеры
высокого разрешения. Стоимость одного аэростата — всего около двух тысяч
долларов. Они могли бы стать дешевой альтернативой разведывательным
беспилотникам.
Система Combat SkySat UHF Retrans
К стратегическому направлению относятся стратосферные дирижабли,
например, проект Stratelite. Эта телекоммуникационная платформа
для поддержки связи на площади около 800 тысяч квадратных километров
в производство так и не пошла — гражданский заказчик счел ее слишком
дорогой и сложной в производстве. Схожая судьба постигла и сверхтяжелый
транспортный дирижабль Walrus, разработкой которого занималось Агентство
передовых оборонных исследовательских проектов Пентагона (DARPA). Этот
левиафан должен был поднимать в воздух груз от 500 до 1000 тонн
и перевозить его на дальность 22 тысячи километров за неделю. В
настоящий момент американские ученые занимаются созданием
разведывательного дирижабля, способного работать на высотах около 80
километров, то есть на верхних границах стратосферы.
В США было и несколько проектов военных высотных дирижаблей, которые
планировалось вооружить крылатыми ракетами и корректируемыми
авиабомбами, однако от них отказались еще на стадии разработки
концепции — огромные неповоротливые аэростаты стали бы слишком легкой
целью для средств ПВО вероятного противника.
Эту проблему намеревается решить Китай, испытавший в 2015 году
дирижабль Yuanmeng, который в будущем, как заявляется, сможет
подниматься аж на 100 километров — высоту, недосягаемую для существующих
зенитно-ракетных комплексов. Этот летательный аппарат будет наполнен 18
тысячами кубометров гелия и сможет находиться в воздухе до 48 часов.
Немного, но "шороху" при наличии мощного вооружения он навести сможет:
западные журналисты уже окрестили этого гиганта "охотником
за авианосцами".
Свои проекты дирижаблей двойного назначения представляли
и европейские концерны. Немецкая компания Cargolifter AG еще в конце
90-х начала разработку аэростата Cargolifter CL160, способного
перевозить 160 тонн груза на расстояние в 10 тысяч километров. Однако
построен он так и не был — компания разорилась в 2002 году. А
возведенный для дирижабля огромный ангар длиной 160, шириной 220
и высотой 106 метров в Висбадене превратили в парк развлечений
"Тропические острова".
Приспособить аэростаты для военных нужд пытались и в Белоруссии. Еще
в 2005 году там началось проектирование многоцелевого разведывательного
дирижабля, способного заменить самолет дальнего радиолокационного
обнаружения и управления А-50. Утверждалось, что шесть таких аэростатов
смогут полностью контролировать обстановку в воздушном пространстве
страны. Однако об этом проекте с тех пор так ничего и не было слышно. Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|