Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Неожиданный ход: российский флот спасут ракеты «Тора»

Неожиданный ход: российский флот спасут ракеты «Тора»


1-04-2017, 07:59 | Политика / Оружие и конфликты | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (3) | просмотров: (2 370)

Неожиданный ход: российский флот спасут ракеты «Тора»

Новым компактным комплексом ПВО пытаются залатать прорехи в обороне наших кораблей

На недавно завершившейся в Абу-Даби (ОАЭ) Международной выставке вооружений и военной техники IDEX-2017 российский концерн «Алмаз-Антей» продемонстрировал любопытный рекламный видеоролик. Как выяснилось, снят он был в октябре минувшего года на Черноморском флоте. Именно там состоялись испытания нашего нового оружия — зенитно-ракетного комплекса «Тор-М2КМ». Автономный боевой модуль (АБМ) этого комплекса, изготовленный Ижевским электромеханическим заводом «Купол», был установлен на вертолетной палубе фрегата «Адмирал Григорович», головного корабля проекта 11356. Причем, на палубу фрегата модуль погрузили с помощью обычного портового крана, а закрепили как противолодочный вертолет — стальными цепями. Пуски зенитных ракет проводились по имитаторам крылатых ракет и, судя по видео, прошли очень успешно.

В чем необычность этого события? В том, что изначально в 80-х годах прошлого века мобильный ЗРК «Тор», названный так по имени древнего скандинавского бога, повелителя громов и бурь, создавался исключительно для противовоздушной обороны дивизий Сухопутных войск на марше и в позиционных районах. Поскольку боевая машина оказалась весьма эффективной, вскоре ее решили приспособить и для флота. На основе того «Тора» был разработан корабельный аналог ближнего радиуса действия — ЗРК «Кинжал». Он способен поражать любые современные средства воздушного нападения на дальностях от 1,5 до 12 километров. Установлен на всех больших противолодочных кораблях проекта 1155 типа «Удалой», а также на авианосце «Адмирал Кузнецов» и на тяжелом атомном ракетном крейсере «Петр Великий».

Так что опыта корабельной службы бывший «Тор» набирается давно. Но то, что было показано миру с палубы «Адмирала Григоровича», совершенно выбивается из прежнего ряда. Судите сами. ЗРК «Кинжал» имеет внушительные размеры (только та его часть, что возвышается над верхней палубой, занимает площадь 113 квадратных метров) и вес — 41,5 тонны. Его обслуживает расчет из 13 человек. А боевой модуль ЗРК «Тор-М2КМ» весит почти втрое меньше — всего 15 тонн. Чтобы установить его, утверждают производители, достаточно располагать любой горизонтальной платформой шириной в 2,5 метра и длиной не менее 7,1 метра. При этом ни механические, ни гидравлические приводы, связывающие ЗРК с платформой, не нужны. Все необходимое для боя уже наличествует в составе АБМ: специальная аппаратура, вычислительный комплекс, радиолокационные и оптические средства, ракетное вооружение, операторский отсек, система автономного и дополнительного электропитания с собственным запасом топлива, системами жизнеобеспечения, вентиляции и кондиционирования.

То есть водрузить «Тор-М2КМ» даже и не слишком могучим грузовым краном можно за считанные минуты не только на почти любой боевой корабль весьма скромного водоизмещения, но даже и на грузовой автомобиль. Или, допустим, на крышу высотного здания. Такую возможность обеспечивает полная автономность модуля — собственный источник питания в виде газотурбинного агрегата.

Но главное — перед нами фактически очень компактный боевой робот, поскольку боевая работа машины максимально автоматизирована. Судите сами: приводится в боевую готовность за три минуты. Обладает собственной радиолокационной станцией, которая способна обнаруживать до 144 воздушных целей и одновременно сопровождать до 20 самых опасных из них. Расчету всего из двух человек достаточно указать в качестве первоочередной для обстрела лишь одну мишень. Еще три, находящихся в секторе обстрела, модуль сам берет на автосопровождение и к каждой направляет по ракете.

При этом дальняя граница зоны поражения ЗРК «Тор-М2КМ» располагается на три километра дальше, чем у «Кинжала». Что немаловажно в очень скоротечном бою с воздушным противником. Вероятность поражения каждой цели одной ракетой не ниже 0,98.

Таким образом, перед нами совершенно новое и очень современное средство корабельной ПВО. Но для чего и для кого оно создано? На мой взгляд, ответ на этот важный вопрос кроется в составе участников тех самых испытаний, который состоялись на «Адмирале Григоровиче». Согласно официальному сообщению, наряду с ИЭМЗ «Купол» и НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ РФ в работах участвуют инженеры и конструкторы ОАО «Северное ПКБ» и ОАО «Зеленодольское ПКБ». И вот на этом, полагаю, следует остановиться поподробнее.

Ведь чем у нас в последние годы занимается «Зеленодольское ПКБ»? Очевидно, самая главная его головная боль — крупная серия малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21631 «Буян-М», которые строит сегодня на Волге завод им. Горького. Напомню, пять таких боевых единиц («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», «Зеленый дол» и «Серпухов») уже переданы флоту. Четыре заложены на стапелях и пребывают в разных степенях готовности. Подписаны контракты с Министерством обороны РФ на строительство еще трех МРК этого типа.

Проектировались «Буяны-М» для пополнения Черноморского флота и Каспийской флотилии. Причем — главным образом для решения задач охраны и обороны исключительной экономической зоны нашей страны. Поскольку считалось, что далеко от берега отходить им не придется, приспосабливали «Буяны-М» одновременно и для плавания по рекам. Небольшая ширина (11 метров) и осадка (до 2,6 метра) позволяют им легко преодолевать шлюзы Волго-Балтийского водного пути. Водометные движители на этих МРК тоже явно не для океанских походов.

И что совершенно очевидно: вооружая эти весьма небольшие кораблики высокоточными ракетными комплексами «Калибр-НК», ни кораблестроители, ни заказчики из ВМФ и Министерства обороны РФ и сами не ожидали, что все у них получится сверхудачно. Первое боевое применение трех МРК проекта 21631 из акватории Каспийского моря по позициям террористов в Сирии произошло 7 октября 2015 года. И привело в изумление весь мир. Такой точности удара и такой дальнобойности от «Буянов-М» не ожидал никто. Ошеломленный американский журнал The National Interest написал: «Буян-М» с восемью ракетами «Калибр-НК» на борту осуществляет более массивный удар, чем ныне выведенный из состава ВМС США фрегат типа «Оливер Хазард Перри», и уж точно обладает большей огневой мощью, чем любой из американских боевых кораблей прибрежной зоны LCS".

По мнению журнала, с боевыми возможностями мгновенно ставшего знаменитым крохотного по флотским меркам 950-тонного «Буяна-М» могут сравниться лишь составляющие основу нынешних ВМС США эсминцы типа «Арли Берк» и ракетные крейсера типа «Тикондерога». Но они, безусловно, гораздо больше по размерам и гораздо дороже. Так выяснилось, что на самом деле мы построили МРК с едва ли не стратегическими возможностями. Если учесть, что из акваторий Черного и Каспийского морей они способны держать под прицелом едва ли не все европейские столицы, Ближний и Средний Восток.

Ничего удивительного, что первые два МРК этого проекта «Серпухов» и «Зеленый дол», которые в 2015 году пополнили Черноморский флот, были почти немедленно отправлены из Севастополя на боевую службу в Средиземное море. Вынужденно наплевав на свою более чем скромную мореходность, на малую осадку и на водометные движители.

За год эти кораблики по три раза смотались туда и обратно. А в октябре 2016-го и вовсе отправились вокруг Европы выручать обессиливший за последние годы российский Балтфлот. Там, на Балтике, «Серпухов» и «Зеленый дол» пребывают и по сей день.

Словом, какие там реки, какие шлюзы? Но рискованнейший океанский переход через почти всю Атлантику наглядно высветил не только сильные стороны «Буянов-М». Стала очевидной и их фактически полная беззащитность в дальнем походе от ударов с воздуха.

Те, кто задумывал эти корабли в варианте «река-море», конечно, полагали, что сильная ПВО не обязательна. Вблизи родных берегов собственная истребительная авиация наземного базирования прикроет. Поэтому в целях экономии места под «Калибры-НК» ограничились установкой на МРК проекта 21631 двух турельных пусковых установок комплекса 3М47 «Гибка». На каждой — по четыре зенитных ракеты «Игла». Тех самых, которые давно используют в Сухопутных войсках в составе обычных переносных зенитных ракетных комплексов и которые запускают с солдатского плеча.

В общевойсковом бою, когда над тобой «висит» своя истребительная авиация, когда тебя прикрывают еще и всяческие С-300 и «Буки», ПЗРК «Игла», безусловно, годится. А каково только с нею выходить в океан? Или даже в Средиземное море?

Поэтому вполне естественно, что с появлением новых боевых задач для «Буянов-М» конструкторам пришлось задуматься и над усилением их возможностей по отражению масштабного нападения с воздуха. И (хотя об этом пока никто официально не заявляет) испытанный на «Адмирале Григоровиче» компактный автономный боевой модуль ЗРК «Тор-М2КМ» может оказаться весьма кстати.

Это предположение подтверждает и тот факт, что специально для «Буянов-М» в АО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» разработана новейшая и весьма могучая радиолокационная станция с активной фазированной решеткой. Принцип ее работы тот же, что и на бортовой РЛС проходящего испытания российского истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Новые радиоэлектронные «глаза и уши» для «Буянов-М» уже испытывают на одном из малых ракетных кораблей проекта 12443 «Молния».

Работа завершится до конца нынешнего года. Но если такая РЛС на «Буянах-М» станет работать совместно с их хилыми ЗРК «Гибка», то получится полная нелепость. А вот обеспечивать противовоздушную оборону вместе с ЗРК «Тор-М2КМ» — совсем другое дело.

Сложнее объяснить интерес к «Тору-М2КМ» со стороны ОАО «Северное ПКБ». Разве что так: именно названному конструкторскому бюро принадлежит авторство фрегатов проекта 11356, в том числе и «Адмирала Григоровича». При этом только «Адмирал Григорович» пока несет полноценную боевую службу в Севастополе. Второй такой же - «Адмирал Эссен» — формально включен в состав Черноморского флота почти год назад, в июне прошлого года. Но по сию пору загадочно и без внятного объяснения причин бороздит исключительно балтийские волны.

Третий фрегат проекта 11356 с именем «Адмирал Макаров» уже второй год не в состоянии завершить программу государственных испытаний. Основная причина названа давно — серьезные проблемы с установленными на этих кораблях зенитно-ракетными комплексами «Штиль-1». На днях в ходе Единого дня военной приемки это публично признал заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов.

Причем, несложно догадаться, откуда выросли ноги у этой проблемы. Для специалистов не секрет, что в 2010 году формально был приватизирован, а фактически разгромлен и разогнан основной и многолетний разработчик наших корабельных зенитно-ракетных комплексов «Морской НИИ радиоэлектроники «Альтаир». Его акции переданы концерну «Алмаз-Антей». Естественно, прилюдно эти мероприятия объяснялись необходимостью пресловутой «оптимизации» в конструировании новой боевой техники. В прессе же появлялись и другие объяснения: кто-то очень стремился взять под контроль имущественный и финансовый комплекс ОАО «МНИИРЭ «Альтаир», стоимость которого по некоторым оценкам составляла 7 млрд руб. Очень привлекательно выглядели 8 га земли и около 100,0 тыс. кв. м площадей служебных зданий в Москве. В Тверской области «Альтаир» имел полигон (еще 90 га земли и 8,0 тыс. кв. м служебных помещений).

Не стало «Альтаира» — некому дорабатывать и «Штиль-1». Но если этот злосчастный комплекс не удастся довести до нужных кондиций — возможно, на фрегатах проекта 11356 пригодится и «Тор-М2КМ»? Его тактико-технические характеристики намного скромнее, но это все же лучше, чем ничего.

И тогда понятно, зачем в октябре на «Адмирале Григоровиче» выходили в море еще и специалисты «Северного ПКБ».

Сергей Ищенко

https://svpressa.ru/war21/a...



Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (3) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #3 написал: Каталония (1 апреля 2017 15:01)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Модератор комментариев
    публикации 4
    комментариев 6235
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: Леонид Викторович
    По количеству крылатых ракет «Тикондерога» в 15 раз (122 против наших 8) опережает наши "Буяны". Нужно ПЯТНАДЦАТЬ корабликов построить, вооружить, снабдить обученными экипажами с соответствующей социалкой и т.д. и т.п. И что дешевле будет - один большой или 15 маленьких?

    Однозначно 15 маленьких.

    Тикондерога стоит в 8 раз больше Буяна является в 10 раз тяжелее и требует в 10 раз больше матросов.

    Но это старый, намного более уязвимый корабль, 5 из которых уже вышли на пенсию (был-бы хорош не снимали-бы). Наверно справедливее сравнивать с более современным кораблём Арли Бёрк который с 1988:х плавно заменяет Тикондероги. Так вот у Арли Бёрка 96 Томагавков, является он тоже в 10 раз тяжелей Буянов и требует тоже в 10 раз больше народа. Но стоимость у него уже в 12 раз больше одного катера Буяна.

    Для объяснения преводсходства новой военно-морской концепции РФ достаточно сказать следущее:

    Один Буян и один Арли Берк (или Тинкондерог) могут друг-друга взаимно уничтожить. После такой встречи у ВМФ России остаётся 11 условных Буянов. Понятна несопоставимость потерь?

    Это без учёта того что намного сложнее поразить катер водоизмещения 900 тонн чем эсминец водоизмещения 9800 тонн. И без учёта того что сложнее следить за 12:и катерами чем за одним эсминцем. И без учёта того что ротацию легче проводить имея 12 единиц техники а не одну, и что поломка одного не ломает остальные 11 и что маленький движок жрёт меньше сопла, ломается менее часто и чинится намного легче чем огромный.

    Единственный недостаток катеров типа Буян, это то что они не могут пересечь океан. Именно из-за этого Американские корабли являются такими большими и дорогими. Но штурмовать США нам не придётся а для обмены ядерными дубинами эсминцы не нужны. Так что концепция легких, мобильных катеров с Калибрами в "близких" водах России даёт нам огромную мощь за фрагмент цены Американских вундервафлей.

    И это не говоря о преимуществе Калибров и Тора в независимости от запускной площадки. Ведь вы не понимаете! Можно нафигачить контейнеров на разные БДК, тральщики и вообще береговые катера и вуаля, количество ракетных кораблей ВМФ России (с ПВО!) может удвоиться а то и утроится за неделю.

    Но я вижу что вам главное в жизне нытьё а не факты.

       
     


  2. » #2 написал: Владимир Лаврин (1 апреля 2017 10:47)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Эксперт
    публикации 3
    комментария 602
    Рейтинг поста:
    0
    Леонид Викторович, не все так плохо. Что легче потопить: 15 маленьких кораблей, или один большой? Ответ очевиден. Дальше. Зачем буянам пересекать Атлантику? Они для морской зоны, для того и строились. В планах нашего ВМФ нет широкомасштабных морских операций за океаном, а вот в черном и Средиземном очень даже нужны носители Калибров.
    Каждому кораблю своя ниша. Для океанских приключений у нас есть два Атланта, Петр Великий, Кузнецов, БДК. Не густо, но что имеем, 90ые даром не прошли.

       
     


  3. » #1 написал: Леонид Викторович (1 апреля 2017 09:07)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 2203
    Рейтинг поста:
    0
    По мнению журнала, с боевыми возможностями мгновенно ставшего знаменитым крохотного по флотским меркам 950-тонного «Буяна-М» могут сравниться лишь составляющие основу нынешних ВМС США эсминцы типа «Арли Берк» и ракетные крейсера типа «Тикондерога». Но они, безусловно, гораздо больше по размерам и гораздо дороже.

    Что за шапкозакидательство? По количеству крылатых ракет «Тикондерога» в 15 раз (122 против наших 8) опережает наши "Буяны". Нужно ПЯТНАДЦАТЬ корабликов построить, вооружить, снабдить обученными экипажами с соответствующей социалкой и т.д. и т.п. И что дешевле будет - один большой или 15 маленьких?
    Кроме того «Тикондерога» может подойти к нашим территориальным водам и оттуда расстреливать нашу территорию, а "Буян" Атлантику не пересечет и по США отстреляться не сможет. Чего людям мозги пудрить?
    А вот то, что страну нашу разграбили и продолжают грабить наши олигархи, обидно до слез. И власти, похоже, ничего противопоставить этому не могут - как же! свобода предпринимательства, рынок, американцы могут обидеться, на вид поставить. Эти-то давно себе гнездышки за границей построили, только народ России и президент никому не нужны и подлежат, в их глазах, уничтожению.

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map