Неожиданный ход: российский флот спасут ракеты «Тора»
Новым компактным комплексом ПВО пытаются залатать прорехи в обороне наших кораблей
На недавно завершившейся в Абу-Даби (ОАЭ)
Международной выставке вооружений и военной техники IDEX-2017 российский
концерн «Алмаз-Антей» продемонстрировал любопытный рекламный
видеоролик. Как выяснилось, снят он был в октябре минувшего года на
Черноморском флоте. Именно там состоялись испытания нашего нового оружия
— зенитно-ракетного комплекса «Тор-М2КМ». Автономный боевой модуль
(АБМ) этого комплекса, изготовленный Ижевским электромеханическим
заводом «Купол», был установлен на вертолетной палубе фрегата «Адмирал
Григорович», головного корабля проекта 11356. Причем, на палубу фрегата
модуль погрузили с помощью обычного портового крана, а закрепили как
противолодочный вертолет — стальными цепями. Пуски зенитных ракет
проводились по имитаторам крылатых ракет и, судя по видео, прошли очень
успешно.
В чем необычность этого события? В том, что изначально в
80-х годах прошлого века мобильный ЗРК «Тор», названный так по имени
древнего скандинавского бога, повелителя громов и бурь, создавался
исключительно для противовоздушной обороны дивизий Сухопутных войск на
марше и в позиционных районах. Поскольку боевая машина оказалась весьма
эффективной, вскоре ее решили приспособить и для флота. На основе того
«Тора» был разработан корабельный аналог ближнего радиуса действия — ЗРК
«Кинжал». Он способен поражать любые современные средства воздушного
нападения на дальностях от 1,5 до 12 километров. Установлен на всех
больших противолодочных кораблях проекта 1155 типа «Удалой», а также на
авианосце «Адмирал Кузнецов» и на тяжелом атомном ракетном крейсере
«Петр Великий».
Так что опыта корабельной службы бывший «Тор»
набирается давно. Но то, что было показано миру с палубы «Адмирала
Григоровича», совершенно выбивается из прежнего ряда. Судите сами. ЗРК
«Кинжал» имеет внушительные размеры (только та его часть, что
возвышается над верхней палубой, занимает площадь 113 квадратных метров)
и вес — 41,5 тонны. Его обслуживает расчет из 13 человек. А боевой
модуль ЗРК «Тор-М2КМ» весит почти втрое меньше — всего 15 тонн. Чтобы
установить его, утверждают производители, достаточно располагать любой
горизонтальной платформой шириной в 2,5 метра и длиной не менее 7,1
метра. При этом ни механические, ни гидравлические приводы, связывающие
ЗРК с платформой, не нужны. Все необходимое для боя уже наличествует в
составе АБМ: специальная аппаратура, вычислительный комплекс,
радиолокационные и оптические средства, ракетное вооружение,
операторский отсек, система автономного и дополнительного электропитания
с собственным запасом топлива, системами жизнеобеспечения, вентиляции и
кондиционирования.
То есть водрузить «Тор-М2КМ» даже и не слишком
могучим грузовым краном можно за считанные минуты не только на почти
любой боевой корабль весьма скромного водоизмещения, но даже и на
грузовой автомобиль. Или, допустим, на крышу высотного здания. Такую
возможность обеспечивает полная автономность модуля — собственный
источник питания в виде газотурбинного агрегата.
Но главное —
перед нами фактически очень компактный боевой робот, поскольку боевая
работа машины максимально автоматизирована. Судите сами: приводится в
боевую готовность за три минуты. Обладает собственной радиолокационной
станцией, которая способна обнаруживать до 144 воздушных целей и
одновременно сопровождать до 20 самых опасных из них. Расчету всего из
двух человек достаточно указать в качестве первоочередной для обстрела
лишь одну мишень. Еще три, находящихся в секторе обстрела, модуль сам
берет на автосопровождение и к каждой направляет по ракете.
При
этом дальняя граница зоны поражения ЗРК «Тор-М2КМ» располагается на три
километра дальше, чем у «Кинжала». Что немаловажно в очень скоротечном
бою с воздушным противником. Вероятность поражения каждой цели одной
ракетой не ниже 0,98.
Таким образом, перед нами совершенно новое и
очень современное средство корабельной ПВО. Но для чего и для кого оно
создано? На мой взгляд, ответ на этот важный вопрос кроется в составе
участников тех самых испытаний, который состоялись на «Адмирале
Григоровиче». Согласно официальному сообщению, наряду с ИЭМЗ «Купол» и
НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ РФ в работах участвуют инженеры и
конструкторы ОАО «Северное ПКБ» и ОАО «Зеленодольское ПКБ». И вот на
этом, полагаю, следует остановиться поподробнее.
Ведь чем у нас в
последние годы занимается «Зеленодольское ПКБ»? Очевидно, самая главная
его головная боль — крупная серия малых ракетных кораблей (МРК) проекта
21631 «Буян-М», которые строит сегодня на Волге завод им. Горького.
Напомню, пять таких боевых единиц («Град Свияжск», «Углич», «Великий
Устюг», «Зеленый дол» и «Серпухов») уже переданы флоту. Четыре заложены
на стапелях и пребывают в разных степенях готовности. Подписаны
контракты с Министерством обороны РФ на строительство еще трех МРК этого
типа.
Проектировались «Буяны-М» для пополнения Черноморского
флота и Каспийской флотилии. Причем — главным образом для решения задач
охраны и обороны исключительной экономической зоны нашей страны.
Поскольку считалось, что далеко от берега отходить им не придется,
приспосабливали «Буяны-М» одновременно и для плавания по рекам.
Небольшая ширина (11 метров) и осадка (до 2,6 метра) позволяют им легко
преодолевать шлюзы Волго-Балтийского водного пути. Водометные движители
на этих МРК тоже явно не для океанских походов.
И что совершенно
очевидно: вооружая эти весьма небольшие кораблики высокоточными
ракетными комплексами «Калибр-НК», ни кораблестроители, ни заказчики из
ВМФ и Министерства обороны РФ и сами не ожидали, что все у них получится
сверхудачно. Первое боевое применение трех МРК проекта 21631 из
акватории Каспийского моря по позициям террористов в Сирии произошло 7
октября 2015 года. И привело в изумление весь мир. Такой точности удара и
такой дальнобойности от «Буянов-М» не ожидал никто. Ошеломленный
американский журнал The National Interest написал: «Буян-М» с восемью
ракетами «Калибр-НК» на борту осуществляет более массивный удар, чем
ныне выведенный из состава ВМС США фрегат типа «Оливер Хазард Перри», и
уж точно обладает большей огневой мощью, чем любой из американских
боевых кораблей прибрежной зоны LCS".
По мнению журнала, с боевыми
возможностями мгновенно ставшего знаменитым крохотного по флотским
меркам 950-тонного «Буяна-М» могут сравниться лишь составляющие основу
нынешних ВМС США эсминцы типа «Арли Берк» и ракетные крейсера типа
«Тикондерога». Но они, безусловно, гораздо больше по размерам и гораздо
дороже. Так выяснилось, что на самом деле мы построили МРК с едва ли не
стратегическими возможностями. Если учесть, что из акваторий Черного и
Каспийского морей они способны держать под прицелом едва ли не все
европейские столицы, Ближний и Средний Восток.
Ничего
удивительного, что первые два МРК этого проекта «Серпухов» и «Зеленый
дол», которые в 2015 году пополнили Черноморский флот, были почти
немедленно отправлены из Севастополя на боевую службу в Средиземное
море. Вынужденно наплевав на свою более чем скромную мореходность, на
малую осадку и на водометные движители.
За год эти кораблики по
три раза смотались туда и обратно. А в октябре 2016-го и вовсе
отправились вокруг Европы выручать обессиливший за последние годы
российский Балтфлот. Там, на Балтике, «Серпухов» и «Зеленый дол»
пребывают и по сей день.
Словом, какие там реки, какие шлюзы? Но
рискованнейший океанский переход через почти всю Атлантику наглядно
высветил не только сильные стороны «Буянов-М». Стала очевидной и их
фактически полная беззащитность в дальнем походе от ударов с воздуха.
Те,
кто задумывал эти корабли в варианте «река-море», конечно, полагали,
что сильная ПВО не обязательна. Вблизи родных берегов собственная
истребительная авиация наземного базирования прикроет. Поэтому в целях
экономии места под «Калибры-НК» ограничились установкой на МРК проекта
21631 двух турельных пусковых установок комплекса 3М47 «Гибка». На
каждой — по четыре зенитных ракеты «Игла». Тех самых, которые давно
используют в Сухопутных войсках в составе обычных переносных зенитных
ракетных комплексов и которые запускают с солдатского плеча.
В
общевойсковом бою, когда над тобой «висит» своя истребительная авиация,
когда тебя прикрывают еще и всяческие С-300 и «Буки», ПЗРК «Игла»,
безусловно, годится. А каково только с нею выходить в океан? Или даже в
Средиземное море?
Поэтому вполне естественно, что с появлением
новых боевых задач для «Буянов-М» конструкторам пришлось задуматься и
над усилением их возможностей по отражению масштабного нападения с
воздуха. И (хотя об этом пока никто официально не заявляет) испытанный
на «Адмирале Григоровиче» компактный автономный боевой модуль ЗРК
«Тор-М2КМ» может оказаться весьма кстати.
Это предположение
подтверждает и тот факт, что специально для «Буянов-М» в АО «Центральное
конструкторское бюро аппаратостроения» разработана новейшая и весьма
могучая радиолокационная станция с активной фазированной решеткой.
Принцип ее работы тот же, что и на бортовой РЛС проходящего испытания
российского истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Новые
радиоэлектронные «глаза и уши» для «Буянов-М» уже испытывают на одном из
малых ракетных кораблей проекта 12443 «Молния».
Работа завершится
до конца нынешнего года. Но если такая РЛС на «Буянах-М» станет
работать совместно с их хилыми ЗРК «Гибка», то получится полная
нелепость. А вот обеспечивать противовоздушную оборону вместе с ЗРК
«Тор-М2КМ» — совсем другое дело.
Сложнее объяснить интерес к
«Тору-М2КМ» со стороны ОАО «Северное ПКБ». Разве что так: именно
названному конструкторскому бюро принадлежит авторство фрегатов проекта
11356, в том числе и «Адмирала Григоровича». При этом только «Адмирал
Григорович» пока несет полноценную боевую службу в Севастополе. Второй
такой же - «Адмирал Эссен» — формально включен в состав Черноморского
флота почти год назад, в июне прошлого года. Но по сию пору загадочно и
без внятного объяснения причин бороздит исключительно балтийские волны.
Третий
фрегат проекта 11356 с именем «Адмирал Макаров» уже второй год не в
состоянии завершить программу государственных испытаний. Основная
причина названа давно — серьезные проблемы с установленными на этих
кораблях зенитно-ракетными комплексами «Штиль-1». На днях в ходе Единого
дня военной приемки это публично признал заместитель министра обороны
РФ Юрий Борисов.
Причем, несложно догадаться, откуда выросли ноги у
этой проблемы. Для специалистов не секрет, что в 2010 году формально
был приватизирован, а фактически разгромлен и разогнан основной и
многолетний разработчик наших корабельных зенитно-ракетных комплексов
«Морской НИИ радиоэлектроники «Альтаир». Его акции переданы концерну
«Алмаз-Антей». Естественно, прилюдно эти мероприятия объяснялись
необходимостью пресловутой «оптимизации» в конструировании новой боевой
техники. В прессе же появлялись и другие объяснения: кто-то очень
стремился взять под контроль имущественный и финансовый комплекс ОАО
«МНИИРЭ «Альтаир», стоимость которого по некоторым оценкам составляла 7
млрд руб. Очень привлекательно выглядели 8 га земли и около 100,0 тыс.
кв. м площадей служебных зданий в Москве. В Тверской области «Альтаир»
имел полигон (еще 90 га земли и 8,0 тыс. кв. м служебных помещений).
Не
стало «Альтаира» — некому дорабатывать и «Штиль-1». Но если этот
злосчастный комплекс не удастся довести до нужных кондиций — возможно,
на фрегатах проекта 11356 пригодится и «Тор-М2КМ»? Его
тактико-технические характеристики намного скромнее, но это все же
лучше, чем ничего.
И тогда понятно, зачем в октябре на «Адмирале Григоровиче» выходили в море еще и специалисты «Северного ПКБ».
Сергей Ищенко
https://svpressa.ru/war21/a...
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Однозначно 15 маленьких.
Тикондерога стоит в 8 раз больше Буяна является в 10 раз тяжелее и требует в 10 раз больше матросов.
Но это старый, намного более уязвимый корабль, 5 из которых уже вышли на пенсию (был-бы хорош не снимали-бы). Наверно справедливее сравнивать с более современным кораблём Арли Бёрк который с 1988:х плавно заменяет Тикондероги. Так вот у Арли Бёрка 96 Томагавков, является он тоже в 10 раз тяжелей Буянов и требует тоже в 10 раз больше народа. Но стоимость у него уже в 12 раз больше одного катера Буяна.
Для объяснения преводсходства новой военно-морской концепции РФ достаточно сказать следущее:
Один Буян и один Арли Берк (или Тинкондерог) могут друг-друга взаимно уничтожить. После такой встречи у ВМФ России остаётся 11 условных Буянов. Понятна несопоставимость потерь?
Это без учёта того что намного сложнее поразить катер водоизмещения 900 тонн чем эсминец водоизмещения 9800 тонн. И без учёта того что сложнее следить за 12:и катерами чем за одним эсминцем. И без учёта того что ротацию легче проводить имея 12 единиц техники а не одну, и что поломка одного не ломает остальные 11 и что маленький движок жрёт меньше сопла, ломается менее часто и чинится намного легче чем огромный.
Единственный недостаток катеров типа Буян, это то что они не могут пересечь океан. Именно из-за этого Американские корабли являются такими большими и дорогими. Но штурмовать США нам не придётся а для обмены ядерными дубинами эсминцы не нужны. Так что концепция легких, мобильных катеров с Калибрами в "близких" водах России даёт нам огромную мощь за фрагмент цены Американских вундервафлей.
И это не говоря о преимуществе Калибров и Тора в независимости от запускной площадки. Ведь вы не понимаете! Можно нафигачить контейнеров на разные БДК, тральщики и вообще береговые катера и вуаля, количество ракетных кораблей ВМФ России (с ПВО!) может удвоиться а то и утроится за неделю.
Но я вижу что вам главное в жизне нытьё а не факты.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикации 3
комментария 602
Рейтинг поста:
Каждому кораблю своя ниша. Для океанских приключений у нас есть два Атланта, Петр Великий, Кузнецов, БДК. Не густо, но что имеем, 90ые даром не прошли.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2203
Рейтинг поста:
Что за шапкозакидательство? По количеству крылатых ракет «Тикондерога» в 15 раз (122 против наших 8) опережает наши "Буяны". Нужно ПЯТНАДЦАТЬ корабликов построить, вооружить, снабдить обученными экипажами с соответствующей социалкой и т.д. и т.п. И что дешевле будет - один большой или 15 маленьких?
Кроме того «Тикондерога» может подойти к нашим территориальным водам и оттуда расстреливать нашу территорию, а "Буян" Атлантику не пересечет и по США отстреляться не сможет. Чего людям мозги пудрить?
А вот то, что страну нашу разграбили и продолжают грабить наши олигархи, обидно до слез. И власти, похоже, ничего противопоставить этому не могут - как же! свобода предпринимательства, рынок, американцы могут обидеться, на вид поставить. Эти-то давно себе гнездышки за границей построили, только народ России и президент никому не нужны и подлежат, в их глазах, уничтожению.