30 сентября 2015 г. Россия начала воздушную
операцию в Сирии – первую широкомасштабную военную кампанию за
пределами границ бывшего СССР со времен войны в Афганистане. 26 августа
2015 г. между Россией и Сирией было заключено Соглашение о размещении на
территории Сирийской Арабской Республики (САР) на безвозмездной основе и
на бессрочный период авиационной группы Вооруженных Сил Российской
Федерации.
30 сентября в соответствии с Договором «О дружбе и
сотрудничестве между СССР и Сирийской Арабской Республикой» от 8 октября
1980 г. президент Сирии Башар Асад обратился к России с официальной
просьбой об оказании военной помощи. В этот же день Совет Федерации дал
Президенту РФ В. В. Путину согласие на использование Вооруженных Сил
Российской Федерации на территории САР. При этом рассматривалось только
применение авиации для оказания поддержки сухопутным войскам Сирии с
воздуха, без проведения наземной операции.
Решением Верховного
Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации на аэродроме
Хмеймим (международный аэропорт имени Базель аль-Асада) в провинции
Латакия Сирийской Арабской Республики была развернута смешанная
авиационная группа (смешанный авиационный полк особого назначения)
Военно-воздушных сил Воздушно-космических сил Российской Федерации в
составе: 4 многофункциональных самолетов-истребителей Су-30СМ, 4
фронтовых бомбардировщиков Су-34, 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М,
12 самолетов-штурмовиков Су-25СМ и Су-25УБ, самолета радиоэлектронной
разведки Ил-20М1, 12 ударных вертолетов Ми-24П и 5 транспортно-боевых
вертолетов Ми-8АМТШ. Переброска авиатехники осуществлялась посредством
самостоятельного перелета через территорию Ирана и Ирака.
Штурмовая эскадрилья авиагруппы включала десять Су-25СМ и два Су-25УБ из
состава 960 штурмового авиационного полка 1 гвардейской смешанной
авиационной дивизии 4 армии ВВС и ПВО Южного военного округа,
дислоцированного в Приморско-Ахтарске. 960 шап стал третьим (после
буденовского и черниговского) полком в ВВС, получившим на вооружение
модернизированные штурмовики Су-25СМ. К практическому освоению
обновленной матчасти кубанские летчики приступили в конце февраля 2013
г., после того как полк получил первые 8 штурмовиков из подмосковной
Кубинки (ремонт и модернизация Су-25 до уровня Су-25СМ осуществляется на
121 АРЗ в Кубинке). К тому времени большая часть летного состава полка
прошла теоретическое переучивание в Центре подготовке авиационного
персонала и войсковых испытаний МО РФ в Липецке (бывшем 4-м ЦБП и ПЛС), а
ИТС – на заводе в Кубинке. Первые полеты на Су-25СМв Приморско-Ахтарске
состоялись 25 февраля 2013 г. Благодаря новым прицельно-навигационному
комплексу ПрНК-25СМ «Барс» и цифро-аналоговой системе управления
вооружением СУО-39М, модернизированные штурмовики могли поражать
наземные цели днем и ночью при визуальной видимости, выполнять
навигационное бомбометание (по заданным координатам цели) круглосуточно в
любых метеоусловиях с горизонтального полета и сложных видов маневра.
Расширилась номенклатура авиационных средств поражения: в состав
вооружения самолета включили УР «воздух – воздух» Р-73Э (вместо Р-60М) и
новые модификации НАР С-8 и С-13. Новое оснащение кабины, прежде всего
коллиматорный индикатор КАИ-1-01 и многофункциональный цветной ЖК
индикатор МФЦИ-0332М в составе системы отображения информации С0И-У-25,
позволило улучшить условия работы летчика и повысить эффективность
боевого применения, которая в целом у модернизированного штурмовика по
оценкам специалистов возросла в 1.5 раза. В 2014 году самолетами Су-25СМ
полностью укомплектовали первую и вторую авиационные эскадрильи, при
этом «простые» Су-25 свели в третью эскадрилью, выведя излишки техники
за штат. Однако уже в октябре-ноябре 2014 года одну эскадрилью СМ-ов
передали на формирование смешанного авиационного полка в Гвардейское.
Таким образом, к началу Сирийской кампании 960 шап располагал только
одной эскадрильей модернизированных штурмовиков, которые и решено было
задействовать в операции.
В ходе подготовки к перелету в Сирию
произвели инженерно-штурманские расчеты, в результате которых
выяснилось, что до намеченной на маршруте точки промежуточной посадки на
территории Ирана самолетам Су-25УБ не хватало запаса топлива (на
«спарках» полная заправка почти на 500 кг меньше, чем на боевых
машинах). Выход из положения нашли в замене двух из четырех подвесных
топливных баков ПТБ-800 (штатных для Су-25 всех модификаций) на баки
большей емкости ПТБ-1150, которые могут подвешиваться на Су-25 (только
на 3 и 9 точках подвески), но практически нигде не используются, и
потому в полку их не оказалось. Выручили соседи из Буденновска, у
которых нужные баки нашлись на складе. «Спарки» перегнали в Буденновск,
укомплектовали парой ПТБ-1150 и облетали для проверки выработки топлива.
Попутно выявились особенности поведения самолетов на взлете – из-за
получившейся предельной задней центровки они норовили «присесть» на
хвост, так что компенсировать чрезмерный рост тангажа на взлете
приходилось отклонением РУС от себя.
16 сентября 2015 г.
самолеты Су-25СМ №№21, 22, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 32 с аэродрома
Приморско-Ахтарск и Су-25УБ № 44 и № 53 с аэродрома Буденновск выполнили
перелет на аэродром Моздок. После подготовки летного состава и
получения боевой задачи 19 сентября приступили к поэтапному
перебазированию в Сирийскую Арабскую Республику. Тремя группами по
четыре самолета («спарки» Су-25УБ шли ведущими первых двух звеньев) в
сопровождении самолетов-лидеров Ил-76 штурмовики вылетели в Иран. Полет
продолжительностью 1 час 30 минут проходил на высоте 6900 метров.
Большая часть маршрута пролегала над акваторией Каспийского моря вне
видимости береговой черты. Промежуточную посадку для отдыха и дозаправки
произвели на высокогорном аэродроме Хамадан, имеющем превышение в 1700
метров над уровнем моря. После подготовки авиационной техники и отдыха
летного состава тремя группами в сопровождении самолетов-лидеров
эскадрилья вылетела в конечный пункт маршрута – аэродром Хмеймим. После
пересечения первой группой на высоте 6900 метров Ирано-Иракской границы
возникли трудности. По команде центра управления полетами в Багдаде, в
зоне ответственности которого находились наши самолеты, группам был
изменен маршрут – он отклонился на юг и увеличился на 200 километров.
Данная провокационная команда поставила под угрозу благополучное
завершение перелета, так как полет выполнялся на максимальную
практическую дальность полета для высоты практического потолка самолета
Су-25.
Штурманы самолетов-лидеров Ил-76 выполнили необходимые
расчеты, и стало ясно, что благополучное завершение полета по остатку
топлива возможно только при дальнейшем полете на высотах более 9000
метров. Летный состав, осознавая всю ответственность за выполнение
правительственной задачи и оценивая свою физическую подготовку, принял
решение продолжать полет на высоте 9600 метров (практический потолок
самолета Су-25 по жизнеобеспечению экипажа в связи с отсутствием
герметичной кабины составляет 7000 метров). Превозмогая физиологические
проблемы, вызванные длительным нахождением в разряженной атмосфере без
специального высотного снаряжения, экипажи проявили мужество и в течение
1 часа 20 минут выполняли полет на высоте 9600 метров, завершив перелет
благополучной посадкой на авиабазе Хмеймим.
Личный состав
группы разместился в жилых модулях, оборудованных всем необходимым для
комфортного проживания, отдыха и подготовки к выполнению боевых задач.
После восстановления сил и акклиматизации, летный состав приступил
непосредственно к работе. 23 сентября состоялись первые полеты на
ознакомление с районом боевых действий, а 30 сентября экипажи Су-25
выполнили первые боевые вылеты на удары по наземным целям.
<...>
Основным способом ведения боевых действий экипажами Су-25СМ в Сирии
стало последовательное нанесение авиационных ударов по заранее заданным
наземным целям (объектам) в установленное время в режиме навигационного
бомбометания одиночно, парами, звеньями из положения дежурства на земле.
На боевое применение штурмовики обычно летали составом групп от 2 до б
самолетов. Для удара группе назначались цели в районе радиусом до 20-25
километров. Для полноты анализа качества боевого применения беспилотными
средствами объективного контроля атаки заданных наземных целей (ЗНЦ)
выполнялись с интервалом в 1 или 2 минуты между самолетами в группе, а
повторные удары осуществлялись группой, как правило, через 5-6минут. При
отсутствии визуальной видимости между парами или одиночными экипажами в
группе назначалось микроэшелонирование – как правило, не менее 100
метров. Даже если над целью стояла 10-балльная облачность, группа из 6
штурмовиков вне видимости друг друга спокойно выполняли поставленную
задачу, имея между самолетами эшелонирование в 150-200 метров, и нанося
удары в заданное время с интервалом в 1 минуту. Таким образом, группа из
6 самолетов имея загрузку по четыре ОФАБ-250 в течение 30-40 минут
висела над передним краем противника, нанося удар по 24 целям и не давая
ему «поднять голову». Сирийская авиация применялась до высот 3000-3500
метров. Это было обусловлено отсутствием возможности ПРНК их самолетов
выполнять эффективное боевое применение на больших высотах. Су-25СМ же
могли устойчиво и гарантированно поражать цели с высот и в 3000, и в
4000 метров. Боевая загрузка при этом, как правило, составляла 4-6
свободнопадающих АБ различных типов калибра 100, 250, либо 2-4 АБ-500
кг, при наличии двух подвесных топливных баков ПТБ-800. Бомбометание
выполнялось с горизонтального полета с «безопасных» (в случае возможного
применения противником ПЗРК) высот от 3500 до 4100 метров. Удары
наносились точечно – для каждой авиабомбы своя цель. К примеру, четырьмя
АБ поражали четыре цели (принцип одна бомба – одна цель стал для
модернизированных штурмовиков законом). ПрНК-25СМ обеспечивал достижение
точности поражения целей несколько десятков метров. Для уничтожения
скоплений живой силы противника применяли РБК, снаряженные различными
типами боеприпасов.
С ноября 2015 года штурмовики стали летать
на разведывательно-ударные действия (РУД) – так называемую «свободную
охоту». Взлет производили поодиночно или парами (после чего расходились
каждый по своему маршруту), далее выполняли полет на самостоятельный
поиск и уничтожение подвижных целей. Охотились как на колонны, так и на
одиночные военную технику и транспортные средства (фуры, бензовозы), тем
самым, пресекая поставку бандформированиям оружия, боеприпасов,
топлива, продовольствия, медикаментов и других средств
материально-технического обеспечения. Иногда на самолеты подвешивали по 4
ПТБ-800 и 2 блока НАР Б-8, и тогда они по два часа «висели» в зоне в
поисках целей.
Интенсивность боевой работы штурмовой авиации
группировки поначалу доходила до 6 вылетов на одного летчика в сутки,
позже несколько снизилась до 4, а ближе к выводу в феврале и марте 2016
года в среднем составляла по 2 вылета. На боевое применение Су-25СМ
летали круглосуточно, при этом соотношение дневных и ночных вылетов
приблизительно было равным, иной раз ночью летали даже больше.
Учебно-тренировочные полеты на ознакомление с районом боевых действий,
ввод в строй и восстановление навыков после перерывов в летной работе
на«спарках» выполнялись над Латакией и акваторией Средиземного моря –
летному составу они засчитывались как полеты на воздушную разведку.
Огромная нагрузка легла на плечи инженерно-технического состава.
Подготовка самолетов к полетам, снаряжение их АСП велись круглосуточно.
Авиабомбы растеривали на общей площадке, после чего развозили по
самолетам. Тормозные парашюты укладывали прямо на стоянке между
самолетами. Для подготовки к вылету Су-25СМ после получения боевой
задачи требуется 10-15 минут. Время подготовки других ударных самолетов
может отличаться в сторону увеличения в разы. Именно по этой причине у
штурмовиков такое большое количество самолетовылетов. Их не только можно
быстро поднять по задаче в воздух, но и время боевого цикла у них также
наименьшее среди всех существующих ударных ЛА. Как показал практика,
ИТС готовил Су-25СМ к повторному вылету всего за 10-15минут, что,
конечно, выгодно отличает его от других типов боевых самолетов. За 5.5
месяцев боевой работы в Сирии модернизированные штурмовики Су-25СМ
показали себя исключительно надежными машинами и серьезными отказами не
досаждали.
<...>
Все Су-25 в процессе ремонта на АРЗ Кубинки и Воздвиженки получали
основные бортовые номера красного цвета с белой окантовкой по бортам
кабины и дублирующие номера белого цвета на вертикальном оперении.
Размеры шрифта основного номера: ширина цифр 400 мм, высота – 600 мм;
дублирующего: ширина – 133 мм, высота 200 мм. Опознавательный знак
государственной принадлежности «Звезда» красного цвета с трехцветной
сине-бело-красной окантовкой типоразмера 800 (вписан в окружность
диаметра 800 мм) располагался стандартно в шести позициях: на верхних и
нижних поверхностях обеих консолей крыла, и по бокам вертикального
оперения. У основания киля слева и справа наносились учетный знак и
дополнительный знак принадлежности ВС: надписи в две строчки «RF-ХХХХХ»
(ширина 600 мм, высота – 100 мм) белого цвета и «ВВС РОССИИ» (ширина
1300 мм, высота – 150 мм) черного цвета с белой окантовкой. Поскольку
официального разрешения на использование российской авиации за пределами
РФ от Совфеда на тот момент еще не было, для обеспечения скрытности
перебазирования авиагруппы на территорию Сирии перед отлетом из Моздока
поступил приказ закрасить на всех самолетах опознавательные знаки и
регистрационные номера. Указание командования спешно претворяли в жизнь
малярными кистями прямо на стоянке, используя бытовые эмали более или
менее подходящих оттенков цветов, купленные в ближайших магазинах на
собственные средства. Уже будучи в Сирии, 03 и регистрационные номера
попытались отмыть, однако это оказалось не так то просто сделать. Дело в
том, что предусмотрительные истребители и бомбардировщики использовали
загодя припасенные легкосмываемые краски, тогда как штурмовики-эмали на
нитрооснове. В итоге Су-25 так и пролетали до самого вывода из Сирии с
частично отмытыми опознавательными знаками. Уже дома, в процессе
прохождения регламентных работ в ТЭЧ полка, на штурмовиках
восстанавливали 03 и регистрацию. В отличие от экипажей тех же
бомбардировщиков Су-34 и Су-24М, украшавших борта своих самолетов
десятками маленьких красных звездочек (отметок о выполненных боевых
вылетах), скромные штурмовики росписью своих бортов сильно не
заморачивались – для этого не находилось времени, а иной раз – и
собственно краски. В результате, звездочки появились на бортах только
двух самолетов – Су-25СМ №21 и №29, в количестве 15 и 3, соответственно.
Но и эти отметки не отражали реальное число боевых вылетов машин в
Сирии, которое у каждой перевалило за две сотни