Fifteen men on the dead man's chest ...Yo-ho-ho, and a bottle of rum! Drink and the devil had done for the rest ...Yo-ho-ho, and a bottle of rum!
Отличная песня. Спел и сразу от сердца отлегло, да и от ромчика я бы тоже не отказался, но нельзя, никак нельзя, разбираться с пиратами лучше на трезвую голову, вон они как нынче по миру - так и шнырят, так и шнырят, ещё чуть-чуть и скучный психиатр будет задавать упившемуся до белой горячки бедолаге дежурный вопрос: "Шмыгающих пиратов не видите?"
Пираты нынче - на слуху, то там попиратят, то здесь песенку споют, даже и подсуетившийся Голливуд глупейший фрэнчайз про них замастырил и не забывший подвести себе глаза Джек Воробей тихой сапой пробрался в разрытую яму нашего сознания, чтобы помочь выбраться оттуда одноногому Джону Сильверу, ревущему снизу быком: "Give me a hand up!"
А есть ли они, пираты? То, что когда-то они были, и то, что они даже шороху, так сказать, наводили, сомнений не вызывает и бурные ветры каких только широт не полоскали битый картечью Jolly Roger. Это-то да, это-то так. У нас у каждого имеется знакомый пират, с ними каждый знаком, со всеми этими морганами-фримэнами. Лихие люди лихих времён... Но вот как насчёт пиратов наших дней, "пиратов XX века"? Они-то как, есть?
Да есть, конечно. Куда ж нам без пиратов. Вот вам случай из жизни, тот самый, без которого не обходится ни одно застолье и ни один доклад борющихся с пиратством приооновских комиссий. Случай, можно сказать, канонический:
22 октября 1999 года японское судно Alondra Rainbow с командой из 17 человек (2 японца и 15 филиппинцев), перевозившее 7000 тонн алюминиевых отливок стоимостью около 15 млн. долларов, вышло из индонезийского порта Куала Танджунг в расположенный в японской префектуре Фукуока порт Миике. В Малаккском проливе Алондра (мне так и хочется приложить ко рту ладонь и криком закричать: "Полундра!") была атакована несколькими скоростными моторными лодками, с которых на борт судна поднялись 15 человек в масках, вооружённых лёгким стрелковым оружием. Членов команды с завязанными глазами усадили в спасательную шлюпку и отправили в свободное плавание. Не знаю, пели ли они песню Юрия Лозы "Мой плот", но до живописного полотна "Плот Медузы" и съедения друг дружки по жребию дело не дошло и одиннадцатью днями позже они были выловлены таиландским рыболовным судёнышком и доставлены в Фукет.
Сама же Алондра бесследно исчезла.
13 ноября 1999 года в PRC (Piracy Reporting Centre), находящийся в Куала-Лумпуре, поступило сообщение с судна Аль Шухада, команда которого якобы встретила в 66 милях южнее мыса Коморин судно, похожее на пропавшую Алондру. PRC связался с индийцами и те отправили в район, где видели Летучую Алондру, судно береговой охраны Тарабай. Тарабай ("каравай, каравай, кого хочешь - выбирай!") ночью 14 ноября обнаружил подозрительное судно, которое на требования остановиться не реагировало и, уходя в открытый океан, лишь увеличило скорость. Индийцы, чтобы не потерять контакт, вызвали самолёт береговой охраны и продолжили преследование. На рассвете 15 ноября с Тарабая было произведено несколько выстрелов, после чего преследуемое судно соизволило, наконец-то нарушить радиомолчание и сообщило, что оно называется Мега Рама (азиаты хороши не только своими именами, но и названиями, которые они дают своим судам), что портом приписки его является Белиз, что команда на нём индонезийская, что следует Мега Рама в порт Фуджира и что она отстаёт от графика и по этой причине останавливаться не намерена. На дворе был век ХХ-ый и навести о Мега Раме справки труда не составило. Тут же выяснилось, что судна с таким названием не существует, после чего 16 ноября к Тарабаю присоединилось ещё несколько судов береговой охраны, в том числе корвет индийских ВМС Прахар и только после предупредительных выстрелов с Прахара runaway ship удалось остановить. Команда Рамы попыталась сперва устроить на борту пожар, а когда из этого ничего не вышло, то даже и затопить посудину, но не успела.
Судно было опознано как Алондра Рейнбоу, хотя его успели перекрасить, переименовать, и заиметь на него новые судовые документы. Примерно половина алюминиевых чушек стоимостью в несколько миллионов долларов из трюма Алондры-Рамы испарилась.
Пиратство? Да, конечно. Недаром Мега Раму суют под нос не так даже скептикам, как людям, сомневающимся в необходимости тратить скудные бюджетные средства на борьбу с "пиратами южных морей". А между тем скептиков понять можно - данный случай является, вообще-то, исключением, дело в том, что за арестованными "пиратами" стояла небезызвестная цейлонская организация "Тигры освобождения Тамил-Илама", которая угнала судно не потому, что "тиграм" захотелось рому, а потому, что им потребовались денежки на предмет приобретения всякой всячины, при помощи которой освободители и занимаются, собственно, освобождением кого-то от чего-то или чего-то от кого-то.
А теперь посмотрим на проблему "в таком вот аспекте" - в количественно-качественном.
В Малаккском Проливе в 2003 году было осуществлено 36 актов пиратства, а на следующий год - 60. В 2005 году страховщики в Лондоне повысили страховые премии, приравняв пролив по степени риска к зонам военных действий. Ну, да это дело такое, знаем мы этих страховщиков, слышали. Их хлебом не корми, а дай хоть крошечный предлог для повышения страховых премий. Но музыка, которую для страховых компаний сочиняет не иначе, как сам Эндрю Ллойд Веббер, играла недолго и в 2005 году страховки поползли вниз после того, как Индонезия, Малайзия и Сингапур создали совместные силы по патрулированию пролива.
Как им удалось справиться с "флибустьерами", с этой грозой морей? Да вот так как-то... "Легко!"
По данным IMO (International Maritime Organization of the United Nations) в 2003 году в мире было зафиксировано 452 случая морского пиратства, в 2004 - 330, из них 169 - в районе Малаккского Пролива. В 2006 году люди, заинтересованные в пиратстве по той причине, что за борьбу с ним они получают зарплату, смогли наскрести по малаккским сусекам целых 11 (одиннадцать) "нападений на суда". Что касается именно Малаккского Пролива, то там места нападений имеют чётко выраженную привязку - северная часть пролива, южная часть пролива в районе Сингапура и архипелага Рео (Riou Archipelago) и район к востоку от Южной Суматры, который, строго говоря, к Малаккскому Проливу отношения не имеет. Вообще же попытки нападения случаются по всей Юго-Восточной Азии. В 2007 году в Малаккском Проливе было зафиксировано 6 случае пиратства, в 2008 всего лишь два.
Следует также не забывать, что сюда попадают случаи не только пиратства, как понимаем его мы, на чьё мнение экспертов оказали влияние как читанный в детстве "Остров сокровищ", так и смотренные в возрасте зрелом "Пираты Карибского Моря", но даже и грабёж членов команды или пассажиров некоего судёнышка, причём далеко не всегда это происходит в открытом море, зачастую суда грабят в порту или на рейде, если злоумышленников было несколько человек, то в статистику попадают даже и случаи портового воровства. В реальности в, скажем, 2004 году нападений было зафиксировано 92, если мы учтём то обстоятельство, что через пролив в год проходит до ста тысяч судов, то вероятность подвергнуться нападению в указанном 2004 году составляла 0.09%. Но и это ещё не всё. Даже и в этой отфильтрованной статистике в собственно пиратство попадает от силы 20% происшествий, остальные 80% это так называемое petty piracy, то-есть обычный мелкий грабёж, когда вооруженные кухонными ножами нападающие охотятся не за содержимым трюмов, а за наличными, часами и электроникой. Они обычно не прибегают к насилию и покидают подвергнувшееся нападению судно минут через пятнадцать. Таким "пиратством" особенно грешит Южно-Китайское Море, где только в 2007 году было зафиксировано 55 подобных нападений. Мародёры просто хватают всё, что плохо лежит на палубе и в самом буквальном смысле "смываются", унося с собою добычу, которой могут быть, к примеру, вёдра с краской. Как считает IMO, средний ущерб от такого рода "пиратства" составляет около 5 тыс. долларов. От этих "пиратов", как правило, отбиваются при помощи брандсбойтов.
И это тем легче, что они редко когда имеют огнестрельное оружие, обычное вооружение малайских и индонезийских "капитанов Киддов" - мачете и ножки от стульев (!). Днём эти люди являются крестьянами, рыбаками, водителями водных такси и рикшами, а ночью они, "приняв на грудь" чего-нибудь согревающего или уколовшись морфином, "выходят в море". Допинг им требуется для храбрости, обычный человек, с приятным волнением читающий газетную заметку об очередном нападении пиратов, не представляет себе, что это такое - взобраться ночью на борт идущего со скоростью хотя бы десяти узлов судна, забрасывая туда привязанный к верёвке железный крюк, при помощи которого днём занимающийся мирным трудом "пират" карабкается на кокосовую пальму.
Так обстоит дело на востоке.
А теперь повернёмся к востоку задом, приложим козырьком руку ко лбу и, прищурившись, посмотрим туда, где садится солнце. Если у вас острый глаз, то вы можете увидеть там, по ту сторону Индийского Океана, сливающуюся с морем полоску земли. Это Африка. Если смотреть от Малаккского Пролива, то в аккурат получится тот участок африканского побережья, что называется Сомали.
Вы не поверите, но пираты есть и там.
Yo-ho-ho!
Начнём со статистики. Ею можно крутить как угодно и доказать, что белое это чёрное, а чёрное, это, вообще-то, тоже чёрное, сухая цифирь позволяет, как ничто другое. Причём труда особого для этого не требуется. Но - тем не менее. Посмотрим на "отчётность". Этот беглый взгляд позволит нам хотя бы понять, на каком свете мы обретаемся. Всё ещё на этом или уже на том. Данные возьмём те, что "свежачок", за прошлый, закончившийся всего три месяца назад годок.
Итак:
По данным IMB (International Maritime Bureau) у побережья Сомали ("побережье" в данном случае это просто фигура речи, обозначающая водное пространство между Аденским заливом и Сокотрой на севере, Коморскими островами на юге и Сейшелами на востоке) в 2009 году было зафиксировано 214 попыток захвата судов в море из которых 47 увенчались успехом. Много это или мало? Как посмотреть, конечно. Вроде бы немного, но в то же время как бы и немало. Во всяком случае, вполне достаточно для того, чтобы время от времени "будоражить общественное мнение".
В реальности же эти цифры означают вот что - в год указанным районом мимо Африканского Рога (хорошее, между прочим, название) проходит от 30 до 35 тысяч судов. Поменьше, чем Малаккским проливом, но тоже немало. Нетрудно подсчитать, что риску быть захваченным подвергается примерно 0.14% от общего количества современных каравелл. Подозреваю, что вероятность пожара или вспышки на борту эпидемии птичьего гриппа будет повыше. Но рисковые капитаны, презрев опасность "от простуды умереть", плывут и плывут себе мимо Сомали. И мимо пиратов, конечно. Дети в Африку гулять не ходят, но владельцы судовых компаний из нежного возраста вышли очень давно и для того, чтобы подсчитать возможные "риски" им даже и пальцы на руках не понадобятся.
О "сомалийских пиратах" заговорили примерно десять лет назад, хотя грабежом (точно таким же, как и их желтолицые собратья по ремеслу в Малаккском проливе) сомалийцы промышляли испокон веку и "мировое сообщество" испокон же веку с этой досадной докучностью как-то мирилось. Положение изменилось после того, как на "пиратов", размазывая по щекам слёзы, пожаловались. В роли жалобщика выступила WFP (World Food Programme) - самая большая ООНовская организация, занимающаяся гуманитарной помощью со штаб-квартирой в Риме. WFP даёт "хлеб насущный" (зачастую в самом, что ни на есть, буквальном смысле) примерно 90 миллионам "нуждающихся" в 78 странах, в год хлебушка по миру развозится примерно 4 млн. тонн на сумму около 3 млрд. долларей. Как видите - немало. И несколько крошечек от этого пирога перепадало и продолжает перепадать Сомали.
Все 90-е годы в Сомали было не просто нехорошо, а, прямо скажем - плохо. Плохо было, и лучше, надо заметить, не стало. В январе 1991 года в избавившейся к большой радости свободолюбивого человечества от "коммунистического диктатора" Сиада Барре Сомали начался голод и WFP поставила алкавшую демократических преобразований Сомали на довольствие. То, что началось после этого, каждый может увидеть в очень хорошем фильме Black Hawk Down, где с высокой степенью реалистичности была воссоздана картина сомалийского бытия. Государство сомалийцев рассыпалось и не только главной, но и единственной валютой стало то, что в таких случаях ею и становится, а именно - Жратва. Получаемое в виде "помощи" продовольствие стало разворовываться не только теми, кто сильнее, но и теми, кто смелее, а кто смел - тот и съел.
Начав перебирать цепочку, смелые от реквизиций продовольствия на "местах", то-есть на суше, плавно переместились туда, откуда продовольствие в страну поступало - на море. ООН, столкнувшись в трудностями прополки ростков демократии в Сомали, перевела свой персонал от греха подальше, в Момбасу, и там же выстроила склады для поступающей в Сомали "гуманитарки", но привело это лишь к тому, что сомалийцы, держа нос по ветру (а ветер доносил запашок вкуснятины), подтянулись поближе к источнику благ. Сомалийские пираты "вышли в океан".
Столкнувшись с грубой силой, интеллигентные люди из WFP сделали то, что интеллигентные люди в подобных ситуациях обычно и делают, они пожаловались Большому Брату. Большим Братом мира с 1991 года являются США и если уж ты на себя эту докуку взвалил ("наша служба почётна и трудна!"), то, хочешь не хочешь, но приходится как-то реагировать. Американцы и отреагировали. Как они это сперва делали, можно опять же увидеть всё в том же "Сбитом Чёрном Ястребе". Попробовав кончиком ноги температурку воды и обжёгшись, американцы поспешно от Могадишу отскочили. Вашингтон к тому времени уже успел получить в регионе то, что хотел, а именно - Эфиопию, сопровождением же гуманитарных конвоев и распределением среди обезумевших от голода дикарей мешков с рисом он пренебрёг. "Не царское это дело".
Но кое что во всей этой круговерти царское око привлекло и кое что в царское дело попало.
Раз уж вышло так, что им пришлось побывать в "самой гуще событий", то американцы не преминули заодно присмотреться к обстановке. "А нельзя ли нам из этого дурно пахнущего варева хоть что-то извлечь?" И выяснилось, что да, что можно. Рациональный склад ума очень в жизни помогает, знаете ли.
Из варева были выловлены пираты.
Дурацкой вольнице пришёл конец. В пиратском деле был наведён порядок. Через несколько лет сложилась следующая картина - сомалийское побережье было разбито на отрезки, на "зоны ответственности". Сразу к северу от кенийской границы начиналась зона NVCG (National Volunteer Coast Guard), подчинявшаяся "полевому командиру" (warlord) Гарааду Мохамеду. NVCG действует из Кисимайо и специализируется главным образом на рыболовецких судах. Следующая "зона" была подчинена так называемой "группе Марка", по названию городка Марка, к югу от Могадишу. "Марковцы" оперируют в открытом океане, специализируясь на грабеже проходящих судов и подчиняются они "шейху" Юсуфу Мохамеду Сиаду, полевому командиру Южного Шабеля. Дальше начинается Пунтлэнд, где действуют сразу несколько "групп", подчиняющихся "старейшинам". В этих местах издавна, чуть ли не со средневековья, сложилась славная традиция по морскому грабежу и пунтлэндцы не только грабят сами, но ещё и делятся опытом, тренируя неумех, проживающих к югу и к северу от них. А к северу от них в городишке Харадере базируются прошедшие тренировку в сомалийском Шаолине Somali Marines, которые грабят не просто так, а по велению совести.
Marines самопровозгласили себя Защитниками Территориальных Вод Сомали и подвели под своё занятие какую никакую, но даже и идеологию. Ими командует человек по имени Абди Мохамед Афвейне. "Защитники территориальных вод" лучше всех организованы и их больше всех количественно - минимум несколько сот. Ну и кроме того, у них есть система званий, предусматривающая наличие адмирала, вице-адмирала и далее по нисходящей. "Адмирал Афвейне, к вашим услугам. А это - вице-адмирал Мохамед. Прошу любить и жаловать." Я запамятовал, кем там у нас был Джон Сильвер? Не сомневаюсь, что принадлежность к "морскому братству", где имел честь состоять "долговязый Джон", не только шейха Юсуфа, но и "адмирала" Абди Афвейне, капитану Сильверу чрезвычайно польстила бы.
Ну да ладно, вернёмся с Тортуги в Харадеру. Именно базирующиеся там "адмиралы" и занимаются, собственно, пиратством, на счету Somali Marines почти все похищенные суда, за которые потом назначается выкуп.
Когда случается угон судна (а время от времени это и в самом деле имеет место), то об этом тут же становится известно не больше и не меньше, как всему свету. За несколько последних лет мировые media создали в мозгу человечества что-то вроде "клише" и теперь само слово "пираты" вызывает к жизни образ, безошибочно опознаваемый как "сомалийский пират".
Угнав судно, "пираты" назначают за его освобождение выкуп. С выкупами дело очень тёмное, они когда выплачиваются, а когда и нет, да и сами суммы выкупа по понятным причинам называются самые разные. По последним (само собой неофициальным) данным сомалийцы "мают" с судовладельцев до 100 млн. долларов в год. То, как не только само по себе пиратство, но и эта сумма преподносятся СМИ, можно описать словечком из русскоязычного блоггерского слэнга - "ужасужасужас".
Но насколько ужасен этот самый ужас? Всё ведь познаётся в сравнении и в данном случае мы можем сравнить не некие отвлечённости, чем сплошь да рядом грешит "телевизор", а можем мы сопоставить подобное с подобным.
Проклинаемые миром кровожадные somali niggers - это Восточная Африка, что подразумевает наличие и Африки Западной. Мало кому известно, но "пираты" есть и там. И точно так же, как сомалийские флибустьеры локализованы акваторией, прилегающей к Африканскому Рогу, пираты западного побережья Африки кучкуются в Гвинейском Заливе. Кроме географической привязки известны и кое какие цифры. Если взять семилетний временной промежуток между 2001 и 2007 годами, то сомалийский "ужасужасужас" это 107 захваченных пиратами судов. На которых сомалийцы "наваривают" до 100 млн. долларов в год. Вот же ж негодяи, а?!
Но что вы скажете, если узнаете, что в Гвинейском Заливе за те же семь лет было осуществлено 291 нападение на проходящие суда? А что вы скажете, если узнаете, что у берегов Западной Африки захватывают не рыболовецкие траулеры и не каботажные суда, перевозящие мешки с рисом и мукой (между прочим, не далее как сегодня, 12 апреля 2010 года агенство Рейтер сообщило, что у берегов Сомали участились случаи нападения именно на суда, перевозящие продукты питания и следствием этого стали выросшие цены на жратву и в без того уже голодающем Могадишу, совсем, видать, плохи дела у Сомали вообще и у сомалийцев в частности). В Гвинейском Заливе охотятся не за мукой, там охотятся совсем за другим, там захватывают суда, перевозящие нефть. Там нападают на танкеры, вывозящие нефть из Нигерии, Экваториальной Гвинеи, Ганы, Камеруна, Габона. Там уводят с рейда груженные нефтью баржи, там подгоняют к терминалам "левые" суда и закачивают туда нефть, исчезающую после этого в неизвестном направлении. И если цифра 291 (а таково, напомню, количество захватов судов в Гвинейском Заливе в 2001-2007 г.г.) почти в три раза больше, чем цифра 107 (а это уже то, что успели напроказить за те же годы сомалийцы), то в стоимостном выражении ущерб от действий сомалийских и западноафриканских "пиратов" нельзя даже и сравнивать.
Одна лишь только Нигерия теряет в результате действий "пиратов" около МИЛЛИАРДА долларов в год.
Сравните - 100 млн. (которых, вообще-то, никто не видел и не пересчитывал) ущерба от пиратов сомалийских и ущерб в десять (!) раз больший, наносимый одной только Нигерии.
Но и это ещё не всё. Рисуемая СМИ в наших головах картинка, согласно которой беспредельничающие сомалийцы обдирают как липку "международное сообщество" (а оно-то, а оно-то к ним как к родным, всей душой!) тоже не соответствует действительности ни в малейшей степени. Истинная картина прямо противоположна - это именно то самое благостное "мировое сообщество" вырывает у Сомали последний кусок изо рта.
В сообщениях об очередном захвате сомалийскими "пиратами" несчастной команды какого-нибудь мирного рыболовецкого траулера как правило умалчивается, что этот самый траулер занимался незаконным выловом рыбы в территориальных водах Сомали. Daniel Sekulich своей книжке "Terror On The Seas" приводит пример, когда в один из дней 2009 года (всего лишь в один день всего лишь одного года!) у берегов Сомали находились 52 (!) судна, ведших нелегальный вылов рыбы. (Двадцать судов из этих 52-х были судами испанскими, что, вообще-то, не показатель, так как нелегальной добычей морепродуктов занимаются главным образом китайцы. Если это кому-то покажется интересным - нелегально в мире ежегодно вылавливается рыбы, креветок, моллюсков, итп на сумму от 5 и до 10 млрд. долларов, это то, что называется "Большим Бизнесом"). При более пристальном взгляде на "мирную семью народов" обычно выясняется, что семья наша похожа не так на семью, как на грызущихся падальщиков, которым только дай волю и уж они себя покажут во всей красе. Вот как в этом частном, рассматриваемом нами случае. По самым грубым прикидкам "семья народов", отдавая глупым сомалийцам в виде выкупа за освобождение захваченных судов 100 млн. долларов, забирает у них в виде незаконно выловленной рыбы до 300 млн. долларов ежегодно. Неплохо, не находите?
Ну, да рыба рыбой, но никто не задаётся ещё и таким простейшим вопросом - а откуда у сомалийцев скоростные лодки с мощными моторами? Где они их берут? Откуда у них какие никакие, пусть ржавые, но автоматы? Пулемёты? Откуда у них современнейшие средства связи? Откуда у них информация о выходящих из Момбасы ооновских судах и откуда "пираты" знают, что на них перевозится? Откуда всё это добро? В Сомали ведь ничего не производится. ВООБЩЕ НИЧЕГО. И вот стоит только начать в этот вопрос углубляться, как открываются вещи и вовсе нехорошие.
В 1994 году в Сомали оказалась итальянская журналистка Илария Альпи. Оказалась она там не просто так, а в погоне за сенсацией, ей "подбросили" информацию о том, что в боевых действиях на территории Сомали участвуют военнослужащие организации НАТО. Ну, это не такой уж и секрет, но дело было в том, что "источник" сообщил, что военнослужащие эти были не военнослужащими вообще, а итальянцами. А поскольку Илария была пописывающей на итальянском языке для итальянцев итальянкой, то неудивительно, что "инфа" показалась ей интересной и она кинулась в бывшее когда-то итальянским Сомали. И не успела она там оказаться, как её убили. Прямо на улице. Вместе с телеоператором, которого охочая до сенсаций Илария привезла с собой аж из самого из Рима.
Убили её потому, что она, погнавшись за одной сенсацией, нечаянно напала на другую. Илария Альпи обнаружила одну тщательно скрываемую неприглядность - хорошее, дружное, в высшей степени гуманное и в ещё более высокой степени цивилизованное мировое сообщество превратило несчастное Сомали в свалку. Не в ту, куда вывозятся пластиковые мешки с домашним мусором, а в другую. Добрые европейцы, не зная, как им избавиться от токсичных отходов самых передовых отраслей своей продвинутой экономики, начали использовать побережье Сомали в качестве места, где "можно всё".
Альпи обнаружила, что занимающиеся утилизацией промышленных отходов фирмы (а именно в Италии, уроженкой которой Илария и была, до трети этих фирм-мусорщиков контролируются той самой итальянской мафией) вывозят "токсику" в Сомали и просто напросто топят всё это добро в её территориальных водах. Просто, как всё гениальное. Просто взять и просто утопить. А гениальность ещё и в том, что простота эта очень хорошо оплачивается. Утилизация промышленных отходов в Европе обходится примерно в 250 долларов за тонну. И это ещё отходов не самых вредных, цена избавления от которых доходит до 1000 долларов за тонну. Но то для дураков. А мафиозники, как всем известно, это вам не сомалийские пираты, они куда умнее. Они платят сомалийским "полевым командирам", всем этим самозванным адмиралам Абди и вице-адмиралам Мохамедам 2.50 (целых два доллара и ещё пятьдесят центов, вы можете себе такую неслыханную щедрость представить?!) за тонну утилизуемых путём утопления в сомалийских водах токсичных отходов, а разницу между 2.50 и 250-1000 кладут в карман. Не плохо, а вовсе даже хорошо. Всем бизнесам бизнес!
А сомалийские пираты, эта гроза морей, на эти самые 2.50 за тонну яда, которым их же и травят, покупают себе моторки и патроны к ДШК. Ну и GPS, конечно.
Когда слухи о том, почему и кем была убита Илария Альпи докатились до предгорий Альп, то версия с "токсикой" была подвергнута осмеянию. "Конспирология" - начали перемигиваться "не попавшиеся на провокацию" неподкупные журналисты просто и журналисты теле-. Перемигивались они долго. Несколько лет. Потом перемигиваться перестали. Надоело. А как надоело, откуда ни возьмись - цунами! Помните? В 2004 году? Ох, как же шумели журналисты, ох, как же они плакали, ох, как ужасались. 200 000 погибших. Стихия, стихия... Но как-то незамеченным прошёл тот неприятный факт, что этим самым цунами на сомалийский бережок вымыло сотни (!) контейнеров, бочек и цементных "саркофагов" со всякой всячинкой внутри. Как-то хмуро все заотворачивались от известий, что сомалийцы начали умирать не только от голода, но ещё и от каких-то непонятностей. И пришлось поднять новое цунами, языком творённое цунами из слов. "Пираты, пираты, пираты!"
"Пиастры, пиастры, пиастры."
Ну, вот. С пиратами мы не так более, как, скорее, менее - разобрались. "Имеем представление."
Давайте теперь посмотрим, как и кем пиратствующие пираты используются в своих интересах. Как "как", так и "кем" равноинтересны, трудно даже сказать, что тут важнее. Но кроме "как" и кроме "кем" есть ещё и другие слова, вроде "для чего" и вот это самое "для чего" в контексте "мирового пиратства" самым важно-интересным и является.
В чём суть ведущейся игры и кто в неё играет? Попробуем разобраться, как говаривал товарищ Сталин - "попытка не пытка", да и просто интересно посмотреть (если не сказать - "полюбоваться") на то, Как Работают Люди.
Начнём.
Вот что вам говорит аббревиатура CTF? А если мы к ней приставим трёхзначную цифру? "150", например? Живём мы в славные интернетовские времена и ничто нам не мешает, введя эти буквы с цифрами в поиск, получить ответ.
CTF-150 (Combined Task Force 150) это военно-морское оперативное соединение со штаб-квартирой в Джибути (запомните, пожалуйста, это географически невинное обстоятельство).
Чем это объединение занимается? Чем-чем... Пиратами, конечно.
На постянной основе соединение составляют боевые корабли США, Канады, Франции, Дании, Германии. Время от времени в состав соединения включаются по согласованию сторон корабли Италии, Нидерландов, Португалии, Испании, Турции. Если называть вещи своими именами, то данное соединение - это присутствующий в Индийском Океане флот НАТО.
Время от времени к CTF-150 присоединяются корабли ВМС Австралии и Новой Зеландии. А это уже не НАТО, а АНЗЮС. Замечу, что НАТО это, вообще-то, блок, ограничивающий сам себя районом Северной Атлантики, а АНЗЮС это тоже военный блок, оперирующий в районе южного Тихого Океана. Однако борьба с пиратством оказалась столь насущной и необходимой, что атлантисты и тихоокеанисты, выйдя за пределы определённых ими же самими "зон ответственности", объединили свои усилия как раз посерёдке - в Индийском Океане. И прикрыты эти усилия американским "зонтиком", американцы (неважно, что они при этом говорят) на деле показывают, что они не против любого военного участия, коль скоро это "участие" находится в рамках того или иного не только возглавляемого, но и контролируемого ими же военного "союза".
В каждый отдельно взятый отрезок времени соединение состоит из 14-15 кораблей. Немало. Ну, и неслабо, конечно. Неслабость вытекает из простого сравнения - в 1985 году, на пике Холодной Войны, в том же самом районе Индийского Океана на постоянной основе находилось 10-11 кораблей американских ВМС. Считалось, что этого количества достаточно, чтобы противостоять "советской угрозе". Сегодня вместо 10-11 кораблей мы имеем соединение в 14-15 военных кораблей, противостоящих не "Gorshkov's Fleet", а - "пиратам". Сомалийцам, чёрт возьми, сомалийцам!
CTF-150 координирует свои дейстия с командованием американского 5-го флота, базирующегося на Бахрейн, а входящие в соединение американские корабли частью Пятого Флота и являются.
До небезызвестной даты 9/11 соединение СТF-150 было не много-, а моно- национальным, если не сказать "националистическим", американским, и подчинялось оно центральному командованию ВМС Соединённых Штатов. После 11 сентября 2001 года на него были возложены задачи по патрулированию акватории, прилегающей к Африканскому Рогу. Речи о пиратах тогда не шло. Речь шла о патрулировании. Что неудивительно, так как феномена "пиратства" в массовом сознании тогда не существовало. И это при том, что пиратских "нападений" тогда было больше, чем сегодня.
В мае 2002 года военно-морское соединение толерантных американцев из националистического стало интернациональным и командуют им с тех пор поочерёдно адмиралы военно-морских флотов указанных повыше стран (на Пятый Флот, частью которого фактически является CTF-150, командные полномочия немецких и прочих адмиралов, понятное дело, не распространяются).
В 2007 году Соединённые Штаты по доброте душевной откликнулись на жалобы ООН и поставили перед соединением задачу по борьбе с пиратами. В августе 2008 года соединение начало следить за безопасностью ещё и в Аденском Заливе. На всякий случай. "Мало ли куда пиратов занесёт!" Ну и как всегда, когда за что-то берутся с душой и энтузиазмом, тут же потребовалось борьбу углубить и ускорить, потребовалась помощь.
Чуть больше года назад, в январе 2009 года было создано ещё одно оперативное соединение - CTF-151. Это уже изначально была чисто анти-пиратская затея. Cоединение СTF-151 уже однажды существовало, в 2002-2004 г.г. оно уже боролось с "терроризмом", но в 2004 году было слито с CTF-150. Однако в 2009 году оно было воссоздано в виде самостоятельного подразделения. Возрождение CTF-151 было объяснено тем, что некоторые страны, изъявившие желание участвовать в CTF-150, имея ооновские полномочия на борьбу с "терроризмом", не могли бороться с "пиратством". Помимо чистой (и в самом деле, что может быть чище и благороднее?) борьбы с пиратами перед CTF-151 была поставлена задача (подкреплённая юридическим крючкотворством) по борьбе с "контрабандой" в широком смысле и "контрабандой оружия" в смысле узком, что, тем не менее, позволяло чрезвычайно широко трактовать борьбу с контрабандистами. В мировой печати немедленно появились заголовки вроде следующего - "Корабль американских ВМС обыскал иранское судно по подозрению в поставках оружия боевикам ХАМАС". И действительно, чего ж не остановить и чего ж не обыскать? Всё по закону. Мало ли кто и мало ли кому оружие возит. Пираты-то - вон они! Телевизор включи и - любуйся. В 151-е соединение немедленно вошли Дания, Англия и Турция. Американцы же в новой задумке стали участвовать не только кораблями, но ещё и патрульной авиацией. А как же. Если уж с безобразиями бороться, то по-серьёзному. Иначе и начинать не стоило.
Дойдя до этого места, мы вынуждены заглянуть под стол. Давайте посмотрим, что у нас там делается, пока на поверхности все за пиратами гоняются.
Вы не забыли, что военно-морское соединение CTF-150 базируется на Джибути? За этим вроде бы мало что значащим фактом скрывается кое-что интересное.
Эфиопия всегда (во всяком случае с конца 30-х годов прошлого столетия) рассматривалась США как что-то вроде опорного пункта в Восточной Африке. В глазах американцев Эфиопия представляла собою "интерес".
К настоящему времени Эфиопия входит в американскую "сферу" и пользуется американским "расположением" (в той мере, конечно, в какой государство подчинённое и лишённое субъектности, может чем бы то ни было пользоваться во взаимоотношениях с "хозяином"). Но, как бы то ни было, на фоне окружающих Эфиопию государств она и в самом деле выглядит неплохо. Однако за "расположение" Эфиопии пришлось кое-чем заплатить.
Когда закончилась Холодная Война и осела поднятая рухнувшим мировым порядком пыль, глазам человечества предстала картинка новая. Всюду, и в Африке тоже. Карта Африки стала выглядеть немножко по-другому. Если вы помните, американцам чрезвычайно понравилась услышанная ими в перестроечной Москве поговорка - "доверяй, но проверяй", они даже принялись её к месту и не к месту повторять. Так вот - выражаемый русской поговоркой постулат был применён ими именно в этом, эфиопском случае. Американцы Эфиопию усилили и укрепили, превратив в регионального "гегемона", но при этом они её же поставили в жёсткие рамки, отгородив от "выхода к морю" полоской "Эритреи". Ещё один, пусть и маленький, игрок, лезущий к "проливам", американцам был совершенно ни к чему и они Эфиопию посадили в бутылку.
У бутылки имеется горлышко. А в горлышко заткнута пробка. Называется она Джибути. Джибути - это бывшее Французское Сомали. Бывшая колония, где очень сильно "влияние" Франции, которая из Джибути, собственно, никуда и не уходила. Джибути как было, так и оставалось у французов в кармане.
Но вот лет десять назад в Эфиопии, в Огадене, нашли нефть. Сколько там той нефти никто толком не знает, все темнят, кто кричит, что очень много, кто - что очень мало, но факт в том, что она там есть. Ну и вот, как что либо ввозить, так и вы-возить Эфиопия может только через Джибути, по-другому не получается, а Джибути - это Франция. Ну и вот, французы, по привычке приосанившись и разгладив усы, приготовились "пожинать плоды". Однако вдруг, совершенно неожиданно для Франции, "независимое" Джибути, по всем признакам принадлежавшее французам со всеми потрохами, в 2002 году сдало находившуюся там базу французского Иностранного Легиона американцам.
"Ой!"
Французы взвились, использовали всё своё "влияние", но ничего поделать не смогли. "Борьба с мировым терроризмом" это вам не лобио кушать. Тут либо шашечки, либо ехать. Принять гордую позу значило отдать американцам всё Джибути вообще и французы своё "галльство" смирили, став из владельцев со-владельцами. Ну, а американцы, не будь дураками, своё присутствие в Джибути подкрепили базированием там того самого CTF-150, что мужественно сражается с пиратами.
Если бы Франция была той Францией, к образу которой мы все привыкли, тем бы всё и кончилось. Но дело в том, что нынче на дворе другие времена и Франция - часть всё теснее консолидирующейся Европы. А Европа это вам не Франция. Европа - это Европа. И опыта у Европы не только не меньше, чем у американцев, а даже и побольше.
"Ага, - подумала Европа, - вот ты, значит, как... Ну, что ж, конь ты мой привередливый, если ты туда с копытом. то и я могу туда же с моей клешнёй."
Европе показалось, что настал очень удобный момент, упускать который - грех. Ссылаясь не на что нибудь, а на Резолюции Совета Безопастности ООН под нумерами 1814, 1816, 1838 и 1846 от 2008 года, и выказывая свою озабоченность уязвимостью судов всё той же сиротки WFP (штаб-квартира которой, напомню, находится в Риме), европейцы создали своё собственное военно-морское объединение (первое в новейшей истории!), куда вошли такие энтузиасты как Франция, Германия, Италия, Бельгия, Греция, Испания и Мальта.
Изъявили желание присединиться к общеевропейскому флоту Норвегия, Украина, Ирландия и Финляндия. Непереносимо, видать, для финнов смотреть спокойно, как пираты кого-то грабят под созвездием Южного Креста. Вся эта благородная миссия получила название Операция ATALANTA и сперва было объявлено, что продлится всё это дело двенадцать месяцев, однако уже в начале 2010 года было объявлено, что разохотившиеся и вырвавшиеся на оперативный простор европейцы продлили действие ATALANT'ы до декабря сего года, то-есть минимум ещё на год.
В 2009 году к европейскому флоту захотела присоединиться Швейцария (!), которой, видать, мало показалось Женевского Озера.
А командует европейским флотом швед, приведший с собою два шведских корвета и шведский же корабль снабжения. А вы говорите - нейтралитет! Да что там шведы, в составе европейского флота оказались люксембуржцы! Нынче не Жириновский, а Люксембург у нас моет сапоги в Индийском Океане.
Американцы ничего не смогли поделать, они попали в ту же смысловую ловушку, что и с разрушением Берлинской Стены, они ведь сами инициировали war on terror.
Ловкая Европа нашла лазейку.
Строительство европейской армии начинается сегодня, у нас на глазах, и начинается оно со флота.
Но всех переплюнули разозлившиеся французы, им показалось мало их вклада в европейский флот в виде трёх фрегатов и они подтащили в Индийский Океан и подчинили командованию ATALANT'ы ударную атомную подводную лодку класса Руби. Что? Зачем она там нужна? Ну и вопросы вы задаёте. Да пираты же! Сомалийские! Как прикажете с ними справляться без атомных подводных лодок?!
Разлакомившаяся Франция захотела получить мандат на участие объединённого европейского флота и в других регионах мира, терзаемых пиратством, в частности у побережья Западной Африки, но натолкнулась на китайское вето, что, вообще-то, удивительно, так как Китай безусловно заинтересован в том, чтобы столкнуть интересы американцев и европейцев, причём в регионе, от Китая весьма далёком. Интересно было бы узнать, что скрывается за этой интригой и сопротивлением китайцев.
Вот такие вот дела. Вот такие вот пираты. Ну и как они вам?
Если бы пиратов не было, то их следовало бы выдумать, а, выдумав, создать. Нынешних, свирепствующих в Индийском Океане пиратов не создавали. Но зато их выдумали. Источник: ЖЖ.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1181
Рейтинг поста:
Отдавать 2,5 доллара из заработка 250-500-1000$ - это по доходности как наркотики, пожалуй!