Военно-воздушные силы США: на пике могущества или на грани упадка?
На этой неделе появились достаточно интересные новости, касающиеся
американской военной авиации. Во-первых, заместитель командующего
авиацией Корпуса морской пехоты (КМП) США генерал-лейтенант Джон Дэвис
заявил, что из 1065 самолётов в его распоряжении боеготовны лишь 439
(41,2%). При этом по некоторым типам боевых самолётов ситуация еще более
острая — из 280 многоцелевых истребителей F/A-18 реально летать могут
лишь 72 (25,7%). По F/A-18 ситуация печальная не только в КМП, но и в
целом (в том числе у палубных истребителей, обеспечивающих проецирование
американской военной мощи в мире) — взлететь не могут примерно 62%
авиапарка. Вместе с тем, появилась и другая любопытная новость — по
данным авторитетного блога The Aviationist на американских учениях Red
Flag, прошедших в начале февраля, американские истребители 5-ого
поколения F-35 одержали разгромную победу над условным противником,
использующим легкие истребители 4-ого поколения F-16. Счёт составил 15:1
в пользу скандального F-35. Посмотрим, к каким выводам можно прийти на
основе этой информации.
Огромные авиапарки «Холодной войны» содержать все труднее
Как
в России, так и в США в последние годы наблюдается достаточно высокий
уровень аварийности истребителей 4-ого поколения и тактической ударной
авиации, особенно это касается самолётов выпущенных до распада СССР.
Боеготовность этих машин низка, а для их реанимации требуется
капитальный ремонт и модернизация, которая для старых машин зачастую
стоит почти тех же средств, что и закупки новых самолётов. По этой
причине держать в полной (или даже 70−80%) боеготовности всю свою боевую
авиацию в нынешних условиях очень проблематично. Правда, при
огромнейшем американском военном бюджете это, казалось бы, сделать
намного легче, но реальных результатов всё равно нет. В любом случае,
если США и дальше планируют иметь 10 авианосных ударных групп, то
авиацию придется либо закупать, либо кардинально модернизировать. Пока
ставка сделана на лёгкий истребитель 5-ого поколения F-35, который уже
закупается небольшой серией (версии F-35A для ВВС и F-35B с укороченным
взлетом и вертикальной посадкой для КМП). В России же ставка пока
сделана на закупку модернизированных истребителей 4-ого поколения
Су-30СМ и Су-35С, а возможно в будущем и некоторого количества лёгких
МиГ-35.
Что касается активных сообщений от разных американских
военных о низкой боеспособности ВС США (не только авиации), то здесь
ситуация достаточно тривиальна — $582 млрд на военные нужды в 2017 году
кажутся некоторым генералам недостаточной суммой, хотят все остальные
страны в мире в сумме не тратят на свои армии такой огромной суммы. Тем
не менее, военное лобби приложит максимум усилий для того, чтобы
«выбить» еще больший бюджет и добиться поддержки в этом деле от нового
президента США Дональда Трампа.
F-35 приближается к своим заявленным характеристикам?
Американский
истребитель F-35 уже успел запомниться всем своей скандальностью,
растущей непомерной стоимостью и срывами сроков достижения реальной
боеготовности.
Подробнее: Дональд Трамп сэкономит на американском истребителе пятого поколения F-35?
Однако,
судя по всему, ситуация всё-таки меняется. Во время учений Red Flag
F-35 выполняли в основном ударные задачи, а их прикрытие обеспечивали
тяжелые истребители 5-ого поколения F-22 Raptor. Общий результат 15:1
сформирован суммированием результатов в разных дисциплинах — воздушный
бой, ударные задачи, разведка и т.п. Если результаты учений
действительно таковы и не имеется элементов дезинформации, то сочетание
F-22 и F-35 дает возможность достичь подавляющего преимущества перед
истребителями 4-ого поколения, одним из самых удачных представителем
которых является F-16. Фактически это означает, что российские самолёты
типа МиГ-29 потерпели бы поражение примерно с таким же счетом. Во многом
это связано с очень продвинутой бортовой электроникой и радарами с
активной фазированной решеткой, имеющимися у F-22 и F-35, позволяющими
давать пилотам очень обширную информацию о своих целях и поставленных
задачах (причем в удобной и обработанной форме). При этом возможен
активный обмен информацией между самолётами — включить свой радар и
обнаружить себя может только один истребитель в эскадрилье, а остальные,
полагаясь на полученную информацию и пользуясь своей малозаметностью,
могут атаковать цели. Конечно, в жизни все часто сложнее, чем на
учениях. Но некоторые выводы сделать можно — а именно: без разработки
истребителя 5-ого поколения Россия и другие производители военной
авиации (Франция, Китай и т.п.) технологически отстанут, а к тому же
будут рисковать потерять место на мировом рынке вооружений.
Автор: Леонид Нерсисян
Источник: ИА REGNUM
Рейтинг публикации:
|