Военно-воздушные силы США: на пике могущества или на грани упадка?
На этой неделе появились достаточно интересные новости, касающиеся
американской военной авиации. Во-первых, заместитель командующего
авиацией Корпуса морской пехоты (КМП) США генерал-лейтенант Джон Дэвис
заявил, что из 1065 самолётов в его распоряжении боеготовны лишь 439
(41,2%). При этом по некоторым типам боевых самолётов ситуация еще более
острая — из 280 многоцелевых истребителей F/A-18 реально летать могут
лишь 72 (25,7%). По F/A-18 ситуация печальная не только в КМП, но и в
целом (в том числе у палубных истребителей, обеспечивающих проецирование
американской военной мощи в мире) — взлететь не могут примерно 62%
авиапарка. Вместе с тем, появилась и другая любопытная новость — по
данным авторитетного блога The Aviationist на американских учениях Red
Flag, прошедших в начале февраля, американские истребители 5-ого
поколения F-35 одержали разгромную победу над условным противником,
использующим легкие истребители 4-ого поколения F-16. Счёт составил 15:1
в пользу скандального F-35. Посмотрим, к каким выводам можно прийти на
основе этой информации.
Огромные авиапарки «Холодной войны» содержать все труднее
Как
в России, так и в США в последние годы наблюдается достаточно высокий
уровень аварийности истребителей 4-ого поколения и тактической ударной
авиации, особенно это касается самолётов выпущенных до распада СССР.
Боеготовность этих машин низка, а для их реанимации требуется
капитальный ремонт и модернизация, которая для старых машин зачастую
стоит почти тех же средств, что и закупки новых самолётов. По этой
причине держать в полной (или даже 70−80%) боеготовности всю свою боевую
авиацию в нынешних условиях очень проблематично. Правда, при
огромнейшем американском военном бюджете это, казалось бы, сделать
намного легче, но реальных результатов всё равно нет. В любом случае,
если США и дальше планируют иметь 10 авианосных ударных групп, то
авиацию придется либо закупать, либо кардинально модернизировать. Пока
ставка сделана на лёгкий истребитель 5-ого поколения F-35, который уже
закупается небольшой серией (версии F-35A для ВВС и F-35B с укороченным
взлетом и вертикальной посадкой для КМП). В России же ставка пока
сделана на закупку модернизированных истребителей 4-ого поколения
Су-30СМ и Су-35С, а возможно в будущем и некоторого количества лёгких
МиГ-35.
Что касается активных сообщений от разных американских
военных о низкой боеспособности ВС США (не только авиации), то здесь
ситуация достаточно тривиальна — $582 млрд на военные нужды в 2017 году
кажутся некоторым генералам недостаточной суммой, хотят все остальные
страны в мире в сумме не тратят на свои армии такой огромной суммы. Тем
не менее, военное лобби приложит максимум усилий для того, чтобы
«выбить» еще больший бюджет и добиться поддержки в этом деле от нового
президента США Дональда Трампа.
F-35 приближается к своим заявленным характеристикам?
Американский
истребитель F-35 уже успел запомниться всем своей скандальностью,
растущей непомерной стоимостью и срывами сроков достижения реальной
боеготовности.
Однако,
судя по всему, ситуация всё-таки меняется. Во время учений Red Flag
F-35 выполняли в основном ударные задачи, а их прикрытие обеспечивали
тяжелые истребители 5-ого поколения F-22 Raptor. Общий результат 15:1
сформирован суммированием результатов в разных дисциплинах — воздушный
бой, ударные задачи, разведка и т.п. Если результаты учений
действительно таковы и не имеется элементов дезинформации, то сочетание
F-22 и F-35 дает возможность достичь подавляющего преимущества перед
истребителями 4-ого поколения, одним из самых удачных представителем
которых является F-16. Фактически это означает, что российские самолёты
типа МиГ-29 потерпели бы поражение примерно с таким же счетом. Во многом
это связано с очень продвинутой бортовой электроникой и радарами с
активной фазированной решеткой, имеющимися у F-22 и F-35, позволяющими
давать пилотам очень обширную информацию о своих целях и поставленных
задачах (причем в удобной и обработанной форме). При этом возможен
активный обмен информацией между самолётами — включить свой радар и
обнаружить себя может только один истребитель в эскадрилье, а остальные,
полагаясь на полученную информацию и пользуясь своей малозаметностью,
могут атаковать цели. Конечно, в жизни все часто сложнее, чем на
учениях. Но некоторые выводы сделать можно — а именно: без разработки
истребителя 5-ого поколения Россия и другие производители военной
авиации (Франция, Китай и т.п.) технологически отстанут, а к тому же
будут рисковать потерять место на мировом рынке вооружений.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+