Русская служба Би-Би-Си опубликовала
интервью с американским авиационным аналитиком Пьером Спреем под
довольно неожиданным названием «Истребители пятого поколения - ошибка
Пентагона?»
Пьер Спрей в 1970-х годах принимал участие в
разработке «теории энерговооруженности-маневренности»
(energy-maneuverability theory), которая легла в основу математической
модели расчета параметров американских истребителей. В рамках этой
модели в 1970-х годах был построен легкий истребитель F-16. Спрей также
участвовал в создании штурмовика A-10.
Он и раньше критиковал
идею разработки технологически сложного и дорогого самолета для ведения
воздушных боев, которая привела к созданию истребителей пятого поколения
F-22 и F-35.
Свое отношение к этим самолетам Спрей выразил довольно недвусмысленно:
«Каждый новый F-22, который мы покупаем, каждый новый F-35 ослабляют
боеспособность ВВС США. Причина очень проста. Они не настолько хороши».
В 60-е годы Пьер Спрей вместе с Джоном Бойдом и Томасом Кристи создал
инициативную группу под названием «Истребительная мафия» («Fighter
Mafia»), разработавшую концепцию идеального, как им представлялось,
истребителя — небольшого, с малым аэродинамическим сопротивлением и
весом чистого «догфайтера», даже без бомбодержателей.
Он был не
в восторге от окончательной конструкции F-16, но тем не менее этот
истребитель наиболее полно соответствует требованиям, которые
«истребительная мафия» предъявляла к боевым самолетам, предназначенным
для завоевания господства в воздухе.
В своем интервью
британской медиа-компании Спрей дает двум новейшим самолетам ВВС США
оценки, которые в целом давно уже признаны авиационным сообществом, но
облекает их в предельно жесткую форму.
Так, он утверждает, что
«у F-22 некоторые характеристики довольно высоки, а в F-35 вообще нет
ничего выдающегося, это просто огромная катастрофа».
И констатирует, что «в обоих случаях в них вложили деньги, которые можно было потратить на гораздо лучшие самолеты».
По оценке Спрея, если учесть «всю скрытую стоимость проекта, а не
только официальную стоимость», то каждый F-22 стоит примерно
полмиллиарда долларов.
Свой гнев лидер «истребительной мафии»
60-х годов направляет в адрес тех, кто «просто уничтожает ВВС, спуская
деньги на самолет, который в общем неплох, но просто невероятно дорог»!
Трудно не согласиться со словами Спрея, что F-22 и F-35 настолько
трудны в обслуживании, что не будут представлять собой никакой особенной
силы в воздухе - их эффективность в военное время будет очень
невысока».
Так же как и с тем, что истребители должны летать
как минимум дважды в день, а частота полетов F-22 и F-35 - от одного
раза в четыре дня до одного раза в неделю. «Их просто нет в воздухе», -
сокрушается Спрей. - Когда самолет стоит на земле - он мишень, когда он
летает - он оружие».
Спрей не отрицает, что F-22 обладает
высокой маневренностью, но обращает внимание, что в ВВС США их «совсем
немного»: «Видите ли, неслучайно мы смогли закупить лишь 183 единицы -
они просто слишком дорогие. Но для того, чтобы иметь настоящие ВВС,
нужна тысяча истребителей, а не 183».
Пьер Спрей считает, что
«великая мечта» о воздушном бое «за пределами визуального контакта с
целью» (beyond visual range combat), на дальних дистанциях, которая
родилась в 50-х годах, неосуществима в принципе:
«Ты видишь
кого-то на своем радаре на расстоянии гораздо большем, чем видно
невооруженным глазом. Ты смотришь на точку на экране, захватываешь цель,
нажимаешь кнопку - и спустя 30 секунд точка пропадает. Это была великая
мечта. Она остается такой и поныне. Но как это не работало тогда, так
оно не работает и сейчас. Ну разве что некоторые технологии изменились.
Главная проблема тут в том, что точка на экране радара не окрашена в
красный или голубой цвет. Это просто точка».
И далее он разъясняет свою позицию.
В настоящей воздушной войне, считает Спрей, «не с такими странами, как
Саудовская Аравия, Йемен, Сирия, Ирак», в воздухе будут сотни самолетов с
обеих сторон. Они смешаются и будет просто невозможно отличить на
экране радара своих от чужих.
Даже самые совершенные системы
распознавания «свой-чужой» не смогут в такой ситуации гарантировать
безопасность. А коль скоро они небезопасны, придется идентифицировать
противника более надежным способом.
Далее Спрей оговаривается по Фрейду в отношении тех, кого он считает серьезными противниками:
«Если включить радар в присутствии технически оснащенного противника,
то всем сразу станет понятно, кто ты такой. Это как включить маяк,
который будет сигналить: «Я тут, я русский, я китаец, я американец, я
британец».
Источник излучения радара засекается противником,
как говорит Спрей, «на расстоянии, которое в три-пять раз больше, чем
расстояние, на котором этот самый радар способен заметить цель». Это
означает, что включив радар, чтобы обнаружить врага, ты сразу получишь
от него в лоб противорадиолокационную ракету».
Согласно его
логике, не имеет смысла и технология «стелс»: «Тебя просто никто не
будет искать при помощи радара - кроме тех, кто сидит на земле. А уж они
справятся и со «стелс». Не существует никакого «стелс» для больших
наземных локаторов».
Я не буду детально разбирать сильные и
слабые места в аргументации Пьера Спрея в пользу чистых воздушных бойцов
- догфайтеров. Любая теория должна подтверждаться практикой. А практики
воздушного боя сотен F-22 и F-35 против сотен российских или китайских
истребителей пока что не было.
Если взглянуть на ситуацию более
спокойно (а интервью Спрея обсудили на многих российских авиафорумах),
то F-22 имеет хорошую маневренность, и, возможно, даже
сверхманевренность, у него крейсерский сверхзвук, великолепное БРЭО, а
высокая радионезаметность еще никому не мешала.
У разгромно
критикуемого F-35 прекрасный двигатель с рекордными характеристиками,
его боевой радиус без подвесных топливных баков даже несколько больше,
чем у F-18 с такими баками. Специалисты считают, что возможно, это
первый в истории полноценный истребитель с коротким взлетом и посадкой.
Проблема (для американцев) в том, что компания «Локхид Мартин» в погоне
за заоблачными параметрами подняла на заоблачную высоту не параметры, а
стоимость нового самолета.
Кроме того, сейчас многие эксперты сходятся в том, что ставка на многофункциональность самолета себя не оправдала.
Пьер Спрей, на мой взгляд, в данном случае выступил как лоббист «линии
партии», то бишь 45-го президента США Дональда Трампа, который резко
критикует создателей новых боевых самолетов за их непомерно высокую
стоимость.
Думается, что Пьера Спрея, да и Дональда Трампа
вполне устроит, если остановленное ранее производство F-22 будет
возобновлено (об этом уже ходят слухи), но при существенном снижении
бюджетных затрат. Тогда ВВС США получат необходимую им тысячу
истребителей пятого поколения, что позволит Америке получить господство в
воздухе и по качеству и по количеству боевых самолетов.
Скорее
всего, интервью Пьера Спрея преследовало цель донести эту
«конструктивную» идею до американских законодателей. Понятно, что
Россия, имеющая как население, так и ВВП, намного меньше, чем США, не
сможет создать равную по численности воздушную армаду истребителей
пятого поколения. Но вполне реально продумать меры по ограничению
аппетитов отечественного военно-промышленного лобби, чтоб получить хотя
бы две-три сотни истребителей, способных противостоять F-22, желательно
по разумной цене.