Су-35 — российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель
поколения 4++, без ПГО, с двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ).
Разработан в ОКБ Сухого. Модификация для ВКС России обозначается как
Су-35С. Ранее на международных авиасалонах под индексом «Су-35»
экспонировался самолёт Су-27М.
«Поколение 4++»
является условным и лишь указывает, что по совокупности характеристики
истребителя вплотную приближены к характеристикам истребителя пятого
поколения. За исключением технологии малой заметности и АФАР, он
удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолётам 5-го
поколения.
Су-35 является глубокой модернизацией платформы Т-10С
(первоначально программа глубокой модернизации самолёта Су-27 называлась
«Су-35БМ» — большая модернизация). В 2006 году начато производство
установочной партии Су-35. Начало лётных испытаний первого образца новой
партии было намечено на середину 2007 года, однако сроки начала лётных
испытаний были перенесены на начало 2008 года.
Сборка первого
опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на
«КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на
авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.
Первый полёт опытного многофункционального истребителя
Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008
года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный
лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.
20 февраля 2008 года самолёт
был представлен президенту Российской Федерации В. В. Путину и первому
вице-премьеру В. И. Зубкову во время их посещения города Жуковский. 7
июля 2008 года Су-35 успешно совершил первый демонстрационный полёт в
Жуковском. 2 октября 2008 года с аэродрома Комсомольска-на-Амуре
авиационного производственного объединения им. Ю. А. Гагарина (КнААПО)
поднялся в воздух второй лётный образец, совершивший 20 полётов.
В рамках открывшегося 18 августа 2009 года в
подмосковном Жуковском авиационно-космического салона МАКС-2009
заключена крупнейшая в России за последние десятилетия сделка по закупке
боевых самолётов. Договорённость предусматривает поставки 48 новейших
многофункциональных истребителей Су-35C c 2012 по 2015 год включительно.
Подобный контракт также планируется заключить на 2015—2020 годы.
В
июле 2010 года Компания «Сухой» заявила о завершении предварительных
испытаний Су-35, о полном подтверждении установленных характеристик
комплекса бортового оборудования и характеристик сверхманевренности и о
готовности к прохождению государственных испытаний на боевое применение
совместно с лётчиками ВВС России. 3 мая 2011 года в воздух поднялся
первый серийный Су-35С.
ВВС России в 2013 году получили 12 новых
истребителей Су-35С. Об этом 25 декабря заявил главком ВВС России
генерал-лейтенант Виктор Бондарев. С учетом уже поставленной партии
общее количество самолётов такого типа в авиапарке России составило 22
единицы.
12 февраля 2014 года боевой состав
военно-воздушных сил России пополнился 12 истребителями Су-35С, которые
были формально переданы ВВС в декабре 2013 года. Самолёты поступили на
вооружение 23-го истребительного авиационного полка (аэродром Дземги,
Хабаровский край) из состава третьего командования ВВС и ПВО России.
Торжественная церемония передачи 12 истребителей Су-35С прошла в среду в
Комсомольске-на-Амуре на Авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина, где
были произведены самолёты.
В ходе учений ВВО Приморского края 8—11
апреля 2015 года лётчиками Су-35 были произведены пуски ракет
воздух-воздух. 9 мая 2015 4 Су-35 ВВО Приморского края участвовали в
проводившемся в Москве параде, посвященном 70-летию победы в Великой
Отечественной войне. 16 июля 2015 «Сухой» передал 2 Су-35 Минобороны. 4
Су-35 были переданы ВКС России.
По две машины 27 октября
и 2 ноября 2015 (с красными бортовыми номерами "03", "04", "05" и
"06"). На 10.02.2016 изготовлено 46 истребителей, из них 6 принимают
участие в испытаниях в 929 Государственном лётно-испытательном центре в
Ахтубинске, 6 находятся в 4 Государственном центре подготовки
авиационного персонала и войсковых испытаний в Липецке, 23 находятся на
вооружении 23-го истребительного авиационного полка (Дзёмги, из них 4 в
Сирии) и ещё 11 переданы 22-му истребительному авиаполку (Центральная
Угловая).
Особенности Су-35С
Истребитель Су-35
является глубокой модернизацией Су-27. Он имеет в значительной степени
новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-27М, не имеет
переднего горизонтального оперения и тормозного щитка. Торможение при
посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны.
Су-35С
обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной
станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а
также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн» с плазменной
системой зажигания и управляемым вектором тяги (УВТ).
Данные
двигатели удовлетворяют требованиям к двигателю для истребителя пятого
поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без
использования форсажа, однако используют старую электронно-механическую
систему управления. Согласно заявлению КБ «Сухой», назначенный ресурс
Су-35 — 6000 лётных часов или 30 лет. Заявленный назначенный ресурс
двигателей — 4000 часов.
Конструкция
Планер Су-35 имеет токопроводящее напыление фонаря кабины, кромки планера покрываются специальными материалами для снижения ЭПР.
Двигатели
На Су-35 установлены два
двухконтурных турбореактивных двигателя «АЛ-41Ф1С» с форсажной камерой и
всеракурсно управляемым вектором тяги. С целью увеличения числа
ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности оси
поворота отклоняемых сопел наклонены, что хорошо видно на фотографии
(сопла при этом отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу).
Данные
двигатели являются «упрощённым» вариантом двигателя «АЛ-41Ф1» для
истребителя пятого поколения. От него АЛ-41Ф1С отличает сниженная
форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической
системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет
14500 кгс, в бесфорсажном режиме максимальная тяга составляет 8800 кгс.
Двигатели позволяют истребителю развивать сверхзвуковую скорость без
использования форсажа. Ресурс 4000 часов, межремонтный 1000 часов.
ВГТД
ТА14-130-35 — современный вспомогательный газотурбинный двигатель с
эквивалентной мощностью 105 кВт. Двигатель предназначен для
использования в ВСУ самолёта Су-35. Обеспечивает кондиционирование
кабины и отсеков самолёта и электропитание переменным током 200/115 В
мощностью до 30 кВА бортовых потребителей.
Авионика
На Су-35 установлена РЛС с
пассивной фазированной антенной решеткой Н035 Ирбис, имея дальность
обнаружения целей с ЭПР 3 м² до 400 км. В дополнение к радиолокационным
средствам используется оптико-локационная станция и ОЭИС.
Самолёт оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.
Кабина
пилота оборудована 3 дисплеями с возможностью работы в многоэкранном
режиме и голографическом индикаторе на лобовом стекле.
Самолёт оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).
Поставки и экспорт
В 2009 «Сухой»
заключил соглашение с Министерством обороны на поставку 48 истребителей
Су-35С, срок поставки — к концу 2015 года в ВВС России должны поступить
48 таких истребителей.
В декабре 2015 года подписан второй контракт на поставку 50 единиц до 2020 года в ВКС РФ.
Планируются
поставки Су-35 в Индонезию. В ноябре 2015 правительство Индонезии
утвердило закупку 12 многофункциональных истребителей Су-35.
В
2015 подписан договор на поставку 24 многофункциональных истребителей
Су-35 в Китай. В 2016 году планируется передать первые 4 машины.
Тактико-технические характеристики Су-35С
Экипаж: 1 человек
Длина: 21,9 м
Размах крыла: 14,75 м
Высота: 5,9 м
Масса:
пустого: 19000 кг
нормальная взлётная масса(2 x РВВ-АЕ + 2 x Р-73Э): 25300 кг
максимальная взлетная масса: 34500 кг
масса топлива: 11500 кг
Двигатель: «АЛ-41Ф1С» турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (ТРДДФ с ОВТ)
на высоте: 2500 км/ч (M=2,25, при высоте более 11 км)
бесфорсажная: 1,1 Маха
Дальность полёта:
у земли (высота — 200 м, скорость — M=0,7): 1580 км
на высоте: без ПТБ: 3600 км; с 2 ПТБ-2000 л: 4500 км
Практический потолок: 20 000 м
Скороподъемность: 280 м/с
Вооружение Су-35С
Пушечное: 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1 150 снарядов
Боевая нагрузка: 8000 кг
Узлов подвески вооружения: 12
Ракеты:
Воздух-воздух:
средней дальности: 6 × Р-27ЭР, Р-27Т; 10 × РВВ-АЕ
малой дальности: 6 × Р-73
Воздух-земля:
Противокорабельные ракеты: 6 × Х-31 или 2 × Х-59М
Высокоточные боеприпасы: 6 × Х-29Т; 6 × КАБ-500
Неуправляемые боеприпасы: 6 С-25 (НАР); 6 С-8
Кабина пилота
В
январе 2017 года начались летные испытания новейшего российского
легкого фронтового истребителя МиГ-35 . Этот перспективный российский
многофункциональный истребитель поколения «4++» — самый совершенный на
сегодня самолет семейства «МиГ».
PS Парк легких истребителей ВКС России будет заменен новейшими МиГ-35
Главнокомандующий
военно-космическими силами России Виктор Бондарев заявил на презентации
нового самолета о планах Минобороны сменить легкие истребители на
МиГ-35, передает РИА «Новости».
«Мы будем брать эти
самолеты, они нам нужны… Пройдет немного времени, и мы поменяем всю
легкую истребительную авиацию именно на этот класс», — заявил Бондарев.
Он подчеркнул, что новейший легкий истребитель необходим для решения локальных задач, аналогичных тем, что стоят в Сирии.
«Нам
нужны самолеты именно такие, которые могли бы эту задачу решить, и 3,5
тысячи километров, которые может лететь МиГ-35, — нас это очень
устраивает», — добавил главком.
По данным президента
Объединенной авиастроительной корпорации Юрия Слюсаря, испытания нового
истребителя МиГ-35 должны быть завершены до 2019 года, когда самолет
планируется «запустить в серию».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+