В
2016 году Министерство обороны не только активно закупало вооружение и
военную технику, но и вело строительство сотен объектов по всей стране. О
том, почему назрела реформа военно-строительного комплекса, какие
проблемы возникают на стройке и почему военные упраздняют Спецстрой,— в
интервью специальному корреспонденту ИВАНУ САФРОНОВУ рассказал
замминистра обороны ТИМУР ИВАНОВ.
— Какой объем строительства ведется сейчас в интересах Минобороны?
— Он колоссален и сравним по своим масштабам с послевоенным
периодом: одновременно строится более 2 тыс. объектов как специального,
так и социального назначения. Это радиолокационные станции,
гидротехнические сооружения, аэродромы, медицинские объекты, жилые дома,
школы и детские сады, кадетские училища, военные городки, полигоны,
причалы. Работа ведется от Калининграда до Курил. Только в 2016 году
построено свыше 2,5 тыс. зданий и сооружений общей площадью 2,7 млн
квадратных метров.
Из наиболее крупных объектов я бы выделил
несколько. В Вилючинске к приходу первых "Бореев" сдан ряд важнейших
объектов причального фронта и береговой инженерной инфраструктуры, в
Новороссийске построен причальный фронт для подлодок проекта 636.
Завершено обустройство военных городков двух ракетных бригад
"Искандер-М" в Южном военном округе. Введены в эксплуатацию объекты
инфраструктуры первых полков РВСН, оснащенных подвижными и стационарными
ракетными комплексами "Ярс", закончено обустройство ракетной бригады в
Шуе. Продолжаются работы в Арктической зоне.
В 2016 году всего за
пять месяцев с нуля отстроено Тульское суворовское военное училище,
начато строительство Петрозаводского президентского кадетского училища.
Работы ведутся собственными силами в количестве примерно 30 тыс.
человек.
— Это без привлечения субподрядчиков?
— С
субподрядчиками — плюс 5-10 тыс. человек. Министр поставил задачу о
сокращении сроков строительства и перехода на типовые решения. Мы
проанализировали все проекты, которые получили положительное заключение
экспертизы в период с 2010 года. Мы разложили эти проекты на группы:
столовые, общежития, казармы, штабные здания, контрольно-пропускные
пункты и так далее. Сейчас, когда формируется новое техническое задание
на обустройство воинского подразделения, командование определяет все
необходимое, исходя из готового списка.
За счет этого мы
сокращаем время на проектирование и занимаемся только строительством. Мы
проанализировали и то, из чего можно строить. Изначально все строилось
из железобетона, потом на смену пришли металлокаркасные конструкции.
Сейчас используем блочно-модульную технологию, за счет чего
строительство сооружения занимает не более месяца. Применение типовых
решений позволяет где-то на 30% сократить сроки проведения
проектно-изыскательских работ, в два раза уменьшить срок прохождения
государственной экспертизы проектной документации, а также сократить
затраты на проведение изыскательских работ не менее чем на 5 млрд руб.
ежегодно.
Следует отметить темпы стройки первоочередных объектов.
Строительство военных городков для размещения личного состава и техники
мотострелковой дивизии на полигоне в Южном военном округе началось в
марте, а 1 декабря туда уже заехали военнослужащие. Быстро построили
инфраструктуру и для мотострелковой дивизии на территории Западного
военного округа.
— В чем кроются основные проблемы военной стройки?
—
Они характерны для всей строительной отрасли в целом, а не только для
военного строительства. Надо понимать, что сейчас строительство в России
— одна из наиболее пострадавших от сокращения финансирования сфер. И
проблемы здесь обусловлены не только сложной финансово-экономической
ситуацией, но и резким сокращением заказов со стороны крупных
подрядчиков — в первую очередь государства. И в отсутствие мегастроек,
сравнимых по масштабу с сочинской Олимпиадой, положительной динамики в
отрасли не отмечается.
Однако в сфере военного строительства
ситуация лучше, потому что государство в лице Минобороны формирует
стабильный госзаказ, гарантирующий устойчивое финансирование отрасли.
Тем
не менее основные проблемы в сфере военного строительства возникают
из-за недобросовестности подрядчиков. Характерный пример — компания
СУ-155, которая не выполнила свои обязательства по жилищному
строительству в Москве. Сумма неотработанного аванса составила 18 млрд
руб. Это четыре жилых микрорайона на 16 тыс. квартир, расположенные в
различных районах столицы. На деньги, полученные от Минобороны в
2011-2012 годах, компания начала строить коммерческие проекты, не
завершив строительство, в том числе инженерных сетей в жилых домах
Минобороны.
Из-за проблем с недобросовестным подрядчиком
затянулся процесс жилищного обеспечения военнослужащих, которым
распределено жилье в Москве. По условиям контракта компания должна была
передать все новостройки под заселение еще в 2014 году, однако работы на
большинстве домов по-прежнему так и не завершены. Главное управление
обустройства войск за счет собственных средств продолжило строительство и
ввело в эксплуатацию два столичных микрорайона, а также несколько
новостроек на улицах Левобережной и Полины Осипенко. Но вопрос о
финансировании этих работ по-прежнему актуален, поскольку взыскать сумму
неотработанного аванса с СУ-155 сейчас очень проблематично.
— Почему?
—
Во-первых, решения суда пока нет. Когда возникла проблема с СУ-155,
выяснилось, что по всей стране у компании порядка 40 тыс. клиентов,
ожидающих квартиры. В конце 2015 года была принята поправка в закон о
банкротстве, согласно которой приоритетное право отдавалось дольщикам.
Тем самым Минобороны, как основной кредитор на 18 млрд руб., оказалось
аж в четвертой очереди.
Для решения этого острого вопроса мы
нашли механизм, подключив Агентство ипотечного жилищного кредитования —
сейчас оно выступает государственным агентом по реализации имущества
ведомства.
Я напомню, что Сергей Кужугетович (Шойгу.— "Ъ") в
конце 2012 года ввел мораторий на продажу государственного недвижимого
имущества. С тех пор ни одного квадратного метра жилплощади, ни земли не
было продано. Сейчас по закону мы имеем право передать высвобождаемые,
не используемые в интересах ведомства земельные участки и здания
государственному Агентству по ипотечному кредитованию для вовлечения в
хозяйственный оборот неиспользуемого имущества и решения таким образом
вопросов строительства жилья для военнослужащих.
— И когда рассчитываете получить результат?
—
В первом квартале текущего года мы завершим работы, в том числе за счет
сотрудничества с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию.
Кстати, только в декабре в Москве было введено в эксплуатацию пять
новостроек на 1805 квартир. Ну и в целом, если говорить про вопросы
жилищного обеспечения, в 2016 году Минобороны уже фактически перешло на
плановое обеспечение жильем военнослужащих, когда квартира или жилищная
субсидия предоставляется военнослужащему в тот же год, когда он получает
право на постоянное жилье.
В 2017 году в Москве будут переданы
для заселения оставшиеся жилые дома общей емкостью более 8 тыс. квартир.
Это даст решение проблемы для 85% военнослужащих, избравших местом
жительства Москву. Оставшиеся военнослужащие, ожидающие квартиры в
столице, будут обеспечены посредством получения жилищной субсидии. На
нее, кстати, в 2017-2019 годах федеральным бюджетом предусмотрено
выделение 37,78 млрд ежегодно.
— Предыдущее руководство
Минобороны объясняло, что все, кому положено жилье, хотят жить в Москве и
именно поэтому проблемы с очередью.
— Тут ситуация
неоднозначная. По факту, получив квартиру в Москве, многие сразу же
выставляют их на продажу. Понятно, у всех разные причины бывают, они
вправе распоряжаться имуществом, которое по закону получили от
государства. Понятно и то, что квартира за Химками, на Левобережной
улице или у метро "Беговая" стоят разных денег. Все говорят: "Вот в
Молжаниново мы не поедем, мы хотим жить на Хорошевском шоссе". Здесь
квартира на рынке стоит, грубо говоря, 100 тыс. руб. за квадратный метр,
а там — 450 тыс.
— Как работает накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих?
—
За 2016 год участниками этой системы по линии вооруженных сил было
приобретено 13 тыс. квартир. Всего же с момента запуска программы число
участников неуклонно растет ежегодно на 20 тыс. военнослужащих. В 2008-м
их было 40 тыс. человек, сейчас — 176 тыс. Чувствуете разницу? Есть все
основания полагать, что через несколько лет накопительно-ипотечная
система станет основной формой жилищного обеспечения военнослужащих.
— Подходы к строительству военной инфраструктуры как-то изменились?
—
Безусловно. Одно из важных решений, которое было принято, связано с
синхронизацией поставок вооружения и военной техники с темпами
строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры. То есть чтобы
поступление техники было взаимосвязано с вводом в эксплуатацию зон
хранения и обслуживания. Иными словами, удалось уйти от практики, когда в
часть поступает новая техника, а для нее нет укрытия. Или укрытия
построены, а техника придет только через два года.
Сейчас вся
поступающая техника хранится в современных хранилищах: "Искандеры",
"Ярсы", "Бастионы" и другое серьезное вооружение. Подобная
инфраструктура построена в том числе на островах Курильской гряды.
— Имеются в виду Итуруп и Кунашир?
—
Да. Мы добились этого, несмотря на то что подрядчик не справился со
своими обязательствами. Приходится развязывать мелкие узелочки:
строилось все с колес, иногда разработчики не успевали выдавать
соответствующую документацию, вносились изменения в проект. Все это
очень усложняло строительство.
— Реформа военного строительства будет долго еще продолжаться?
—
Основная задача — это создание единого военно-строительного комплекса.
Чтобы не просто был отдельный департамент строительства и другие
разобщенные структуры, а функционировал единый организм.
— Реорганизация Спецстроя начата именно по этой причине?
—
В основном да, но не только. В рамках реорганизации Спецстроя в
Министерстве обороны должно сохраниться восемь подразделений взамен
сегодняшних девятнадцати. Это решение было поддержано и утверждено
высшим руководством страны. Эти предприятия будут специализироваться на
строительстве объектов в каждом из военных округов и на Северном флоте, а
также займутся узкоспециализированными вопросами: будут отвечать за
строительство объектов воздушно-космических сил и аэродромов, за
инфраструктуру РВСН, за сооружение причальных сооружений в интересах
ВМФ. Принципиально вопросы решены, осталось только понять, как лучше
использовать возможности некоторых подразделений Спецстроя. Например,
один из главков часть объектов строит на территории Южного военного
округа, а часть объектов возводится в Заполярье и на Дальнем Востоке.
Само по себе предприятие крепкое: есть техника и люди, есть свое
проектное бюро внутри.
— Какова судьба остальных активов Спецстроя?
—
Мы сейчас проводим финансово-хозяйственный и технический аудит
фактического состояния каждого ФГУПа и главка. У нас созданы две
комиссии: одна комиссия отвечает за ликвидацию Спецстроя как органа
исполнительной власти, вторая — анализирует состояние самих
подведомственных предприятий.
— Какие-то предварительные результаты уже есть?
—
Они появятся к концу января. В целом задача по реорганизации
военно-строительного комплекса должна быть выполнена до 1 июля 2017
года. До этого момента согласуем вопросы трудоустройства в Минобороны
сотрудников центрального аппарата Спецстроя. Часть из них заберет
департамент строительства, часть людей, отвечавших за корпоративные
отношения, контроль и согласование крупных сделок, продолжит трудиться в
департаменте имущественных отношений, часть людей, отвечавших за
правовые отношения, уйдет в правовой департамент. Аналогично будем
поступать и с подведомственными Спецстрою предприятиями.
— Это касается только строителей?
— Всех. Это и строительные специалисты, водители, охранники, уборщики. Есть даже несколько санаториев.
— А что будет с предприятиями Спецстроя, в которых Минобороны не испытывает нужды?
—
Если такие не востребованы, то будем рекомендовать переподчинить их
промышленности. Например, есть "Спецстройсервис": у этой организации
большая партия заказов по линии "Роскосмоса", "Ростеха", Минпромторга...
В течение месяца мы должны дать предложения по изменению
подведомственности тех или иных предприятий. Потом согласуем передачу их
в ведение других органов исполнительной власти.
— Почему Минобороны приняло решение реорганизовать агентство?
—
Сам Спецстрой являлся органом исполнительной власти, а единственные
исполнители контрактов — это подведомственные ему предприятия.
Заказчиком является Минобороны, и госконтракты заключались между военным
ведомством в лице департамента строительства и предприятиями Спецстроя.
У агентства было фактически несколько функций: согласование крупных
сделок, контроль финансово-хозяйственной деятельности, назначение
директоров предприятий. Реорганизуя военно-строительный комплекс, мы
переходим на комплексную работу непосредственно с исполнителем.
Кроме
того, система, которая была выстроена в Спецстрое, подразумевала
большое количество посреднических и подрядных организаций:
"Спецстройинжиниринг" заключал там контракты с Главным управлением
специального строительства N3, а то, в свою очередь, заключало контракт с
Главным управлением инженерных работ N2 и так далее. И такая цепочка
достигала трех-четырех предприятий. Это сегодня недопустимо. Поэтому
наша цель — это убрать цепочку посредников и дублирующие функции на этих
предприятиях. Численность административного персонала сократится
минимум в два раза, повысится эффективность.
Что в строительстве
самое главное? Выработка. И очевидно, что для того, чтобы прокормить эти
44 тыс. человек, должны быть либо подряды огромные, либо большая
прибыль. На стройке таких прибылей нет.
— Какой будет роль Главного управления обустройства войск (ГУОВ.— "Ъ") в новой конфигурации?
—
У нас нередко получалось так, что одновременно в одном и том же
регионе, иногда на одной и той же площадке, но через забор специальный
объект возводит Спецстрой, а ровно в ста метрах работает ГУОВ. Чтобы
избежать таких ситуаций, мы будем делать так, чтобы контракты, которые
параллельно реализуются на одном объекте, передавались под единое
управление.
— Сокращение военного бюджета на стройке как-то сказывается?
—
Мы синхронизировали графики поставок вооружения с графиком
строительства, фактически сдвинув вправо те объекты, которые
приоритетными не являются. Чтобы вписаться в бюджет, который
запланирован на 2017 год, а это 117 млрд руб., мы порядка 50% потратим
на объекты застройки по многолетним контрактам, то есть для того, чтобы
завершить объекты с высокой степенью готовности в этом году. А 50% мы
предполагаем оставить в качестве резерва для обеспечения оперативных
строительных нужд вооруженных сил.
Сейчас идет разработка
государственной программы вооружения на период 2018-2025 годов. Это
означает, что больше не будет формироваться бюджет на закупку вооружений
по одним принципам, а строительный бюджет — по другим. Верховным
главнокомандующим поддержаны подходы к формированию базовых расходов
Минобороны и уже проведена серьезная работа по утверждению базовых
показателей расходов на основе нормативного метода. Главная цель —
создание механизма долгосрочного финансового планирования и снятие
проблемы дисбаланса между поступлением вооружения и созданием
инфраструктуры в вопросах финансирования.
— Какие меры были приняты после обрушения казармы ВДВ в Омске в 2015 году?
—
По решению министра была проведена проверка всех ведомственных
объектов: в первую очередь казарменно-жилищного фонда и социальной
инфраструктуры. По результатам проверки все заинтересованные органы
военного управления приступили к устранению нарушений. Из эксплуатации
выведено под списание 169 объектов. Всего же комиссии на сегодняшний
день проверили более 90 тыс. капитальных объектов. И эта колоссальная
работа еще продолжается, так как, к сожалению, у нас еще очень много
"возрастных" объектов.
Чтобы не допустить повторения подобных
трагедий, проведены инструментальные обследования всех зданий и
сооружений, на которых ведется реконструкция или капитальный ремонт.
Кроме того, перед тем как начать реконструкцию или капитальный ремонт,
каждый объект проходит жесткую экспертизу в специализированной
организации на наличие признаков аварийности основных строительных
конструкций.
— А военная медицина? Что сейчас происходит в этой сфере?
—
Военно-медицинские учреждения продолжают активно развиваться. Введены в
эксплуатацию новые корпуса в госпиталях и санаториях в Сочи и Анапе,
завершается комплексная реконструкция исторических фондов
Военно-медицинской академии, построены новые медицинские подразделения в
войсках. В июне этого года планируется открытие многопрофильной клиники
в Санкт-Петербурге.
Удалось добиться существенного снижения
заболеваемости военнослужащих, а также увеличить объемы оказания
высокотехнологичной помощи в наших госпиталях. По-прежнему главной
задачей остается повышение доступности и качества оказания медицинской
помощи, а значит — крепкое здоровье наших военнослужащих, членов их
семей и ветеранов.
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
В 2017 году Россия возведет в Арктике порядка 100 капитальных объектов военной инфраструктуры, сообщили в Минобороны России.
Отмечается, что для строительства объектов используют только материалы, выдерживающие сильный холод, передает РИА «Новости».
http://vz.ru