Учись пилить бюджет
Чемпионами по распиловке бюджетов, несомненно, являются американцы.
Разработка первого поколения тяжелых вертолетов CH-53 Sea Stallion,
включая постройку прототипов, обошлась США в начале 1960-х годов в 10
миллионов долларов и потребовала примерно четыре года. На
трехдвигательный CH-53E Super Stallion в 1970-х ушло десять лет и сто
миллионов, а на глубоко модернизированный вариант этой машины, СH-53K
King Stallion — почти полтора десятилетия и более шести миллиардов долларов. Подорожали и сами вертолеты — за CH-53E в начале 1990-х платили около
25 миллионов долларов, а CH-53K обойдется налогоплательщику почти в сто миллионов за штуку.
CH-53K King Stallion
Стараются
не отставать и европейцы. Относительно простой по конструкции и
агрегатам вертолет H175 от Airbus Helicopters, предназначенный для
гражданского рынка, обошелся почти в миллиард евро, а разработка
растянулась на 10 лет. Примерно столько же времени понадобится на
перспективный вертолет H160, причем стоимость проекта, по
предварительным оценкам, перевалит за миллиард евро. Сроки увеличились в
разы (в 1970-х от выдачи ТЗ на вертолет среднего класса до запуска в
серию уходило два-три года), расходы — на порядок и более. И предсказать
масштабы дальнейшего удорожания крайне трудно, особенно для военных
программ.
Не блещут эффективностью и совместные проекты
Европы с Азией. Так, анонсированный в 2014 году проект легкого вертолета
двойного назначения LCH/LAH, разрабатываемый совместным предприятием
южнокорейской KAI и европейского Airbus, обойдется в 1,4 миллиарда
долларов. При этом предполагается, что гражданский вариант будет
сертифицирован в 2020 году, а военный — два года спустя. При этом надо
заметить, что проект LCH/LAH это не новая машина, а всего лишь
неглубокая переделка уже созданного в 1990-2000-х годах вертолета EC155
(H155 по новой классификации Airbus Helicopters). 1.4 миллиарда за переделку давно существующего вертолета? Хе-хе, учитесь.
Но
наиболее эпический пример — это, конечно, разработка боевого вертолета
Tiger концерна Eurocopter. Проект запущен в середине 1970-х годов,
первый полет состоялся в апреле 1991 года, а серийные поставки начались
лишь в 2010-х годах — через 40 лет после начала работ! Причем уровень
боеготовности машин удручающе низок: так, из 42 «Тигров» армейской
авиации Бундесвера в летном состоянии находятся лишь 12. Знаете, во
сколько обошлась разработка этой машины? 14 миллиардов евро !!
А
теперь давайте посмотрим в прошлое. В середине 1950-х годов армией США
был объявлен конкурс на создание многоцелевого вертолёта с возможностью
его вооружения ракетами и пулемётами. Уже в 1955 году была выбрана
разработка фирмы Bell Helicopter Company с обозначением Model 204.
Первый из трёх прототипов вертолёта, с обозначением ХН-40, совершил
полёт уже 20 октября 1956 года. За первой тройкой последовала партия из
шести машин, предназначенных для испытаний в полевых условиях, и девять
предсерийных вертолётов, которые в войсках получили обозначение HU-1
Iroquois. С 30 июня 1959 года на вооружение Армии США начали поступать
первые серийные шестиместные UH-1A, оснащённые турбовальным двигателем
Lycoming T53-L-1A мощностью 770 л. с. Тринадцать вертолётов было
вооружено двумя пулемётами калибра 7,62 мм и шестнадцатью НУР калибра 70
мм и приняли участие в боях во Вьетнаме.
Знаете, во сколько обошлось фирме Bell создание этого вертолета, ставшего самым массовым вертолетом в мире? Менее 1 миллиона долларов. И это при том, что применение турбовального мотора на
вертолете в те годы само по себе было сложной технологической новацией
(русские тогда винтили Ми-4 с поршневым мотором). Ну и сроки вы видите —
от проекта до летного прототипа за год с небольшим, через 4 года уже
развернута массовая поставка в войска. Гражданская версия этой машины,
называемая Bell 204/205, тоже не задержалась на ватманах.
Так
что же случилось с индустрией? Дело-то ведь не в вертолетах — это
только иллюстрация, конкретный понятный каждому пример — но ровно то же
самое наблюдается во всех отраслях техники. Отчего всё стало так дорого,
так долго и так плохо ??
А вот не буду я вам давать
готовые версии. Попробуйте сами прикинуть — что сломалось на этой
планете, какие рептилоиды мешают делать технику быстро, дешево и
хорошо..
Подробно источник материала Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|