ПАК ДА — перспективный авиационный комплекс дальней авиации
Работа над проектом нового бомбардировщика была начата в 2009 году,
когда Минобороны России подписало контракт с компанией «Туполев» на
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
которые могут стать крупнейшими по Государственной программе вооружений
до 2025 года.
Тогда же главный конструктор туполевского КБ Игорь Шевчук заявил, что
научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего
научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не
столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики,
прочности, новых материалов и технологий.
Перспективный авиакомплекс подразумевает создание совершенно нового
летательного аппарата, который, будет дозвуковым и выполнен по схеме
«летающее крыло». Компоновка «летающее крыло», о которой впервые было
заявлено 6 августа 2013 года, обеспечит самолёту малую радиолокационную
заметность в длинноволновом диапазоне, а дозвуковая скорость
предполагает наличие крыла большого удлинения. В техзадании российских
ВВС для ПАК ДА разработчиками обозначена дальность полёта 12 500
километров, масса полезной нагрузки 30 тонн.
В конце мая 2013 г. в отделении аэродинамики самолётов и ракет ЦАГИ
был завершён первый этап испытаний модели схемы «летающее крыло» при
крейсерских скоростях до М=0.88 и больших числах Рейнольдса* (М=0.2).
Исследования проводились в трансзвуковой трубе Т-106 ЦАГИ и были
направлены на уточнение аэродинамических характеристик перспективного
летательного аппарата. Специальная тематическая модель «летающее крыло» с
различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового
оперения была спроектирована и изготовлена в ЦАГИ в 2011 году. В 2012 г.
модель испытали в дозвуковых АДТ Т-102 и Т-107. И хотя эти исследования
проводились в рамках работ по формированию облика дальнемагистрального
пассажирского самолёта, очевидно, что их результаты напрямую
проецируются на ПАК ДА.
Модель самолёта "летающее крыло" в трансзвуковой трубе Т-106
Фото (с) ЦАГИ, 2013 г.
В конструкции самолёта будут широко использоваться технологии
снижения радиолокационной заметности, композиционные материалы и
радиопоглощающие покрытия, следует ожидать, что с целью снижения ЭПР,
геометрия планера будет отличаться от того, что сейчас можно встретить
на различных рисунках и даже от той модели, которая проходила продувку в
аэродинамической трубе ЦАГИ. Наиболее вероятный внешний вид самолёта
показан на фото в шапке статьи.
Основным вооружением бомбардировщика будут гиперзвуковые ракеты
дальнего радиуса действия. В июле 2015 года замминистра обороны Юрий
Борисов в одном из интервью подтвердил, что работы по разработке новой
ракеты идут: "Она будет не одна, их будет несколько типов – и по
дальности, и по возможностям. Их разрабатывается несколько".
По словам главнокомандующего ВКС России генерал-полковника Виктора
Бондарева, главным в комплексе будет ракета с дальностью до семи тысяч
километров. Она сама будет решать, когда, куда, с какой скоростью и на
какой высоте лететь. Самолёт станет только средством доставки в зону
пуска. Помимо стратегических ракет, самолёт будет иметь в своём арсенале
и другое высокоточное оружие.
Разработка двигателей для ПАК ДА поручена самарской компания
«Кузнецов», в качестве базового взят двигатель НК-32, который
устанавливается на стратегическом бомбардировщике Ту-160.
На предприятиях Концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ) уже
разрабатывается авионика для ПАК ДА. Между КРЭТ и Объединённой
авиастроительной корпорацией существует генеральное соглашение, по
которому Концерн создает унифицированный борт. Совместно с компанией
«Туполев» КРЭТ также участвует в опытно-конструкторских работах. В
самолёте применят не только новые, но и уже опробованные технологии.
Часть систем и приборов будут заимствованы от последних разработок,
которые стоят на других новых машинах и показали высокую надёжность и
эффективность. Предполагается, что самолёт ПАК ДА будет оснащён
совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи,
разведки и радиоэлектронной борьбы.
Один из ключевых элементов для перспективного самолёта –
радиолокационная система – разрабатывается в НИИ приборостроения им.
Тихомирова. При разработке этого радара используется опыт, полученный в
работах по бортовым радиолокационным станциям с активной фазированной
антенной решёткой (АФАР) для истребителя пятого поколения ПАК ФА.
К 2012 году было закончено техническое проектирование комплекса и
начались опытно-конструкторские работы. К марту 2013 года проект
самолёта был утверждён, а в 2014 году конструкторское бюро имени
Туполева завершило этап предэскизного проектирования ПАК ДА.
Новый российский бомбардировщик должен совершить свой первый
полёт в 2021 году, завершить испытания намечено на 2023 год, а начало
запуска в серию - на 2025 год. При этом ВКС России планируют приобрести
не менее 50 таких машин.
В мае 2015 года Минобороны РФ приняло решение возобновить
производство бомбардировщиков Ту-160 в модернизированном варианте
Ту-160М2, а, учитывая экономические реалии, в которых задача выполнения
Государственной программы вооружений-2025 значительно осложняется,
перенести завершение разработки бомбардировщика нового поколения ПАК ДА
на более поздний срок.
Перенос сроков выглядит вполне естественным и необходимым в связи с
решением о возобновлении выпуска Ту-160. "Белый лебедь" совершенен с
точки зрения аэродинамики, а значит, имеет конструктивный задел на много
лет вперёд по модернизации и перевыпуску. По заявлению гендиректора РСК
"МиГ" и генконструктора Объединённой авиастроительной корпорации Сергея
Короткова, модернизированные бомбардировщики Ту-160М2 создаются на базе
хорошей платформы и будут находиться в эксплуатации 40-50 лет.
Наряду с ПАК ДА и Ту-160М2 (с 2023 года) для ВКС России начнётся
серийная модернизация 30 дальних бомбардировщиков Ту-22М3 в вариант
Ту-22М3М, производство серийных образцов истребителя ПАК ФА Т-50 начнётся с 2017 года. В перспективе новый бомбардировщик должен заменить
бомбардировщики Ту-22М3, ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Вероятно, что в
будущем он может выпускаться параллельно с новым стратегическим
бомбардировщиком Ту-160М2.
Между тем, если программа модернизации Ту-160 вопросов не вызывает,
то сомнения в необходимости создания ПАК ДА в "экспертном сообществе"
есть.
Например, консультант ПИР-Центра Максим Старчак считает, что Россия
не находится на пороге ядерной войны с США, а в Америке пока не
создаётся некоего сверхсовременного оружия, что могло бы спровоцировать
Москву на такой дорогостоящий проект. Модернизированные стратегические
бомбардировщики Ту-160 и Ту-95 прекрасно справляются и ещё не одно
десятилетие будут справляться со своими задачами.
Ту-160 "Белый лебедь" - борт "Валерий Чкалов"
Другой эксперт - Виктор Мураховский отмечает, что проект нового
бомбардировщика разрабатывается в ситуации, когда концепция применения
авиации в мире меняется довольно быстро.
"Если посмотреть на концепцию ПАК ДА, то её реализация начнётся в
лучшем случае через 10 лет. Ну кто из авиационных военных специалистов
может сказать, какой через 10 лет будет основной тренд в развитии
авиации? Я предполагаю, что может появиться беспилотная авиация, которая
не ведёт воздушный бой, а является носителем дальнобойного оружия", -
сказал он.
Однако, "экспертное сообщество" может ошибаться, хотя бы просто по
той причине, что не владеет всей полнотой информации. В январе 2016 года
главком ВКС Виктор Бондарев подтвердил, что разработка перспективного
авиакомплекса идёт в соответствии с планами. Опытный образец должен
взлететь в 2021 году. В апреле уже заместитель министра обороны Юрий
Борисов подтвердил, что разработка ПАК ДА будет продолжена, несмотря на
возобновление производства модернизированного самолёта Ту-160М2.
«Мы, безусловно, не будем останавливать работы по разработке
перспективного авиационного комплекса дальней авиации», — сказал
замминистра и добавил, что решение о возобновлении производства
модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160М2 окончательное и
пересмотру не подлежит.
Таким образом, работы по двум крупным проектам - запуск в
серию Ту-160М2 и разработка ПАК ДА идут параллельно, и перенос сроков
разработки ПАК ДА больше не озвучивается.
Последние новости по ПАК ДА:
13 октября 2016 года
"Разрабатываемый в России перспективный дальний бомбардировщик ПАК ДА будет представлен в 2018 году", - заявил замминистра обороны России Юрий Борисов во время
проверки выполнения государственного оборонного заказа предприятиями
ОПК в Нижнем Новгороде.
4 января 2017 года
Заместитель министра обороны Юрий Борисов рассказал в интервью
«Газете.Ru», что меняется характер боевых действий, на смену обычным
авиационным средствам поражения приходят гиперзвуковые авиационные
средства поражения с большей дальностью и с большей точностью. И
перспективному самолёту-носителю на рубеже 2025–2030 годов необязательно
иметь такие характеристики, как сверхзвуковая скорость. Нужно
максимально долго и незаметно находиться на боевом дежурстве в воздухе,
для того чтобы, не входя в зону поражения, выпустить свои средства
поражения по намеченным целям.
"Вместе с тем мы таким образом скоординировали с промышленностью
организацию всех работ, что подготовка производства для Ту-160 нового
облика и для ПАК ДА проводится одновременно. Максимальное количество
технологических операций будет одно и то же. Грубо говоря, станки будут
использоваться одни и те же для производства Ту-160 и для ПАК ДА. По
сути дела, на подготовку производства деньги тратятся один раз", -
сказал Юрий Борисов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Нужно максимально долго и незаметно находиться на боевом дежурстве в воздухе, для того чтобы, не входя в зону поражения, выпустить свои средства поражения по намеченным целям.
Создание этих средств поражения надо полагать работа не менее трудоемкая (и не менее затратная) чем создание носителя.
От Алекс Зес: По логике новые ПАК ДА должны нести гиперзвуковые средства доставки. Скоро узнаем что из этого вышло. Сложные это работы чтобы заставить такие изделия реально работать. Много проблем. В свое время наши пытались, не получилось, не было необходимых материалов на тот момент. Сейчас посмотрим.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2203
Рейтинг поста:
Создание этих средств поражения надо полагать работа не менее трудоемкая (и не менее затратная) чем создание носителя.
От Алекс Зес:
По логике новые ПАК ДА должны нести гиперзвуковые средства доставки. Скоро узнаем что из этого вышло. Сложные это работы чтобы заставить такие изделия реально работать. Много проблем. В свое время наши пытались, не получилось, не было необходимых материалов на тот момент. Сейчас посмотрим.