Самолёт «Судного дня»: каким будет крылатое возмездие?
В следующем году в России начнется
разработка нового воздушного командного штаба, на базе самолета
Ил-96-400. Новый самолет, должен будет заменить существующие сейчас
Ил-80. Он сможет находиться в воздухе без посадки до 3-х суток, и
управлять ядерной триадой страны практически из любой точки планеты.
Разбиремся с тем, что представляет из себя "Самолёт Судного дня" —
именно так называют воздушные командные пункты управления войсками.
Сама по себе идея создания мобильного командного пункта на случай войны
не нова. Вопрос создания так называемого МКП, или мобильного командного
пункта, начали отрабатывать практически сразу после завершения Второй
мировой. Однако первые эксперименты по созданию МКП серьёзных
результатов не принесли. В основном в качестве рабочего варианта
рассматривалась тема наземного комплекса обеспечения управления и связи,
состоящего из нескольких грузовых автомобилей.
Позднее идею
отвергли: перемещение колонны автомобилей вероятный противник мог
обнаружить с помощью средств разведки и авиации. Провальная идея с
желанием создать передвижные сухопутные пункты управления была
подхвачена и развёрнута в нужное русло практически сразу, и в начале
60-х годов стали появляться первые образцы самолётов, переоборудованных
для связи с войсками на земле.
Прелесть решения заключалась в
том, что постоянное дежурство таких самолётов в небе исключало любое
неожиданное нападение со стороны противника и даже самый плохой сценарий
развития событий в этом случае не выглядел безнадёжным. Если по той или
иной причине все наземные коммуникации и линии связи могли выйти из
строя, то несколько самолётов, переоборудованных в воздушный командный
пункт, могли обеспечить передачу приказа и гарантировать ответный удар.
Согласно замыслу, ВКП должны были обеспечить минимум два важных условия.
Во-первых, наладить устойчивый канал связи первых лиц государства с
войсками и важнейшими государственными структурами, во-вторых,
гарантировать неотвратимость удара даже в случае полномасштабной ядерной
войны.
Первые ласточки
Первые советские ВКП —
турбовинтовые Ил-22, построенные на базе гражданских Ил-18 — получились
универсальными. Самолёт был сконструирован и оснащён так, что с его
помощью можно было не только приводить в действие "ядерный маховик", но и
осуществлять управление войсками на отдельных направлениях. Новое
поколение самолётов — Ил-86ВКП — так же создавалось с учётом длительных
перелётов и дорабатывалось с целью работы в условиях полномасштабной
войны. Для размещения оборудования, средств связи и личного состава был
выбран вместительный пассажирский самолёт Ил-86. Четыре двигателя, длина
в две трети футбольного поля и грузоподъёмность 42 тонны гарантировали
размещение нужного оборудования и комфортную работу "спецпассажирам".
Несмотря на "мирную" базу, от своего гражданского собрата
переоборудованный Ил-86ВКП значительно отличался. Отличить спецборт на
стоянке от гражданских лайнеров не составит большого труда даже в том
случае, если самолёт плохо освещён или подойти к нему на близкое
расстояние не представляется возможным. Массивный отсек для средств
связи, своеобразный "горб" чуть позади над кабиной пилотов и есть
визитная карточка отечественного "самолёта Судного дня".
Похожих контейнеров для радиоэлектронного оборудования, не
предусмотренных для установки в гражданские, несколько, однако все
главные секреты "летающего Генштаба" всё же находятся внутри. Несмотря
на то что доступ к таким бортам для всех посторонних закрыт, судя по
уровню реализации идеи, можно утверждать, что Ил-86ВКП помимо мощных
приёмно-передающих устройств оснащён полным комплексом обработки,
шифровки/дешифровки сигналов, спецканалом связи (включая спутниковый) и
средствами радиоэлектронной борьбы для защиты борта от поражения
авиационными ракетами.
Сведения о составе оборудования Ил-80
засекречены до сих пор — беспрецедентный случай в истории авиастроения. И
хотя конструкция, частоты связи, количество дежурных на постах и
средства бортовой обороны всё ещё закрыты, о некоторых устройствах
воздушного командного пункта стоит рассказать отдельно. Наряду с
управлением Сухопутными, Воздушно-космическими войсками и другими родами
войск, особую ценность в составе Вооружённых сил России составляет
ядерная триада — ядерные заряды, размещенные на сухопутных, авиационных и
морских носителях.
Для осуществления связи и обмена
информацией с подводными лодками, скрытно действующими во всех районах
Мирового океана, Ил-80 оснащён не только специальным каналом связи, но и
уникальной антенной, смонтированной в хвостовой части. Длина
развёрнутой в рабочее положение антенны составляет восемь километров и
позволяет связаться с подводными лодками на больших дальностях, причём
субмаринам для сеанса радиосвязи не нужно "переходить" в надводное
положение.
Как и любое воздушное судно стратегического
значения, воздушные командные пункты Ил-86ВКП неоднократно
модернизировались — программы доработки и переоснащения борта
современным радиоэлектронным оборудованием позволят продержать воздушный
командный пункт в строю до 2025 года. Забегая вперёд, стоит отметить,
что Ил-86ВКП не был единственным самолётом для обеспечения связи в час
икс.
Ещё в СССР был спроектирован и построен самолёт Ил-76ВКП —
машина связи и управления войсками на базе транспортника Ил-76. И хотя
76-й имеет куда меньшие размеры относительно своих старших собратьев, по
количеству передовых технических решений Ил-76ВКП находится в одном
строю с другими самолётами. Большая часть узлов, агрегатов, систем связи
и переработанный фюзеляж перекочевали на Ил-76ВКП с другого борта
особого назначения — самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и
управления (ДРЛОиУ) А-50. Как и в случае со "старшими товарищами",
Ил-76ВКП из состава 3-й авиационной эскадрильи отличаются от
пассажирских и транспортных бортов блоками аппаратуры для спецсвязи, а
также изменённым и доработанным фюзеляжем.
Стратегический стерх
Третье поколение "самолётов Судного дня" от своих предшественников
будет отличаться чуть более, чем полностью. По данным источника Лайфа,
за основу воздушного командного пункта следующего поколения взят самолёт
Ил-96-400Т — грузовая модификация Ил-96-300. На таком же самолёте,
Ил-96-300ПУ, летает президент и Верховный главнокомандующий вооружёнными
силами Владимир Путин.
Характеристики Ил-96-400Т уже сейчас
позволяют разработчикам и производителям радиоэлектронного оборудования
на сто процентов использовать собственные наработки в области связи и
защищённых каналов для передачи данных. В отличие от модернизированных
Ил-86ВКП "самолёт Судного дня", построенный на базе Ил-96-400Т, сможет
принимать до 92 тонн полезной нагрузки. И хотя дальнемагистральный
самолёт разрабатывался для коммерческого использования, 92 тонны
радиоэлектронного оборудования позволят обеспечивать устойчивую связь со
всеми штабами и военными округами.
По словам источника в ОПК,
запас топлива и конструкция производительных авиадвигателей позволят
новой "воздушной крепости" летать на расстояние до 11 тысяч километров.
Третье поколение ВзПУ с учётом уже внедрённых в промышленное
производство решений окажется на голову эффективнее Ил-86ВКП. Во-первых,
такое понятие, как "ограниченная дальность полёта", практически
исчезнет: новый спецборт без особых проблем сможет махнуть через всю
страну.
Во-вторых, по сравнению с предыдущим ВзПУ новый самолёт
на базе Ил-96-400Т длиннее почти на десять метров, что позволяет
разместить на свободном участке фюзеляжа дополнительное оборудование или
предметы для быта членов экипажа. В-третьих, современная элементная
база, выпуск которой предприятиями российского ВПК уже налажен, позволит
на несколько порядков снизить габариты и массу специального
оборудования для связи и передачи данных. Эксперты утверждают, что в
связи с этим новый самолёт могут оснастить дополнительными топливными
баками, с использованием которых дальность беспосадочного перелёта
воздушного командного пункта значительно возрастёт и составит 13 тысяч
километров вместо 11. Сообщается также, что, вобрав в себя весь опыт
отечественной науки и современную электронику, новый самолёт на базе
Ил-96-400Т в ближайшем будущем сможет заменить все эксплуатируемые
самолёты подобного типа.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+