Американский авианосец – это боевой
корабль, оружием которого являются более 70 самолетов и вертолетов,
сведенных в одно авиационное крыло. 10 многоцелевых авианосцев,
оснащенных ядерной силовой установкой (АВМА), и 9 авиакрыльев (Акр)
авианосной авиации представляют собой главную ударную силу ВМС США в
боевых действиях с применением неядерного оружия. К 10 АВМА типа «Нимиц»
(CVN 68) скоро присоединится и первый из 11 АВМА новой серии типа «Дж.
Форд» (CVN 78).
Владыки океанов любят тепло
Основные задачи авианосцев – завоевание господства на море и
превосходства в воздухе, нанесение ударов по береговым объектам,
оказание непосредственной авиационной поддержки наземным силам. С
окончанием холодной войны и утратой противника на море американские
авианосцы стали использоваться в основном для действий по наземным
объектам в странах, как находящихся в состоянии войны с США, так и не
воюющих против США. Высокая мобильность авианосцев позволяет им быстро
прибывать в заданный район подъема авиации, перемещаясь со скоростью
более 900 км в сутки. Мобильность авианосца обеспечивают применение
оружия по прибрежным зонам, где проживает подавляющее большинство
населения мира. О техническом ресурсе авианосцев свидетельствуют такие
цифры. АВМА типа «Нимиц» за 50 лет в составе флота рассчитан максимально
на 6 тыс. суток пребывания в море, прохождение 3 млн морских миль,
выполнение 500 тыс. вылетов/посадок самолетов и вертолетов.
Производительность авианосца – это способность его авиакрыла за
определенное время выполнять такое количество вылетов, которое
необходимо в боевых условиях для выполнения всего комплекса задач
(наступательного и оборонительного характера, боевого и тылового
обеспечения), а в обычное время для поддержания должной выучки летного
состава. Конечная производительность авианосца – это число уничтоженных
или нейтрализованных воздушных, морских и наземных объектов при
гарантированном выживании этого корабля.
Интенсивность
использования авианосцем своих летательных аппаратов (ЛА) зависит от
многих факторов, в том числе от его конструкции, боеспособности корабля и
его авиакрыла, метеоусловий, качества оружия, состава авианосной
ударной группы (АУГ), противодействия противника.
Как
конструкция корабля связана с его производительностью? Чем больше длина и
ширина корабля, тем больше его водоизмещение (у «Нимица» полное
водоизмещение 88 тыс. т, у «Дж. Форда» – 90,7 тыс. т) и меньше бортовая и
килевая качка (при бортовой качке более пяти градусов и килевой более
одного градуса полеты не проводятся). Чем больше площадь полетной и
ангарной палуб, тем больше места для парковки и ремонта самолетов и
вертолетов (примерно половина может разместиться в закрытой ангарной
палубе, другой приходится находить себе место на парковочных местах
открытой всем ветрам и осадкам полетной палубы), для размещения
подъемников летательных аппаратов (их четыре), аэрофинишеров (их четыре,
обеспечивают посадку с темпом один самолет в 45–60 секунд), катапульт
для взлета с носового и углового участков полетной палубы (у АВМА типа
«Нимиц» четыре паровых катапульты обеспечивают взлет трех-четырех
самолетов в минуту; у АВМА типа «Дж. Форд» три электромагнитных
катапульты).
Чем больше водоизмещение, тем больше авианосец
разместит ГСМ, боеприпасов, продуктов питания, запчастей (АВМА может
нести до 8,1 тыс. т ГСМ и до 2,7 тыс. т боеприпасов и пополняет их
запасы раз в шесть-семь суток) и тем меньше станет зависеть от
сравнительно тихоходного универсального транспорта снабжения. Практика
показала, что авианосцы водоизмещением 80–90 тыс. т могут использовать
свою авиацию на Атлантике, на Тихом океане, в Индийском океане 90% всего
времени (остальные 10% приходятся на сильный ветер, видимость, осадки,
волнение моря, температуру воздуха). Американские авианосцы – существа
теплолюбивые, предпочитают как можно реже заходить за Полярный круг. Они
избегают сильного волнения моря из-за большой метацентрической высоты.
Они уходят от сильного ветра, потому что взлет и посадка самолетов
F/A-18C ограничена скоростью ветра над палубой в 18 и 10 м/с
соответственно.
Насыщенность авианосца оборудованием многих
видов влечет за собой необходимость частых заводских ремонтов. Это
обстоятельство ощутимо сказывается на производительности Акр авианосца в
течение всей жизни корабля (всего срока пребывания корабля в составе
флота): для достижения безаварийности авианосец типа «Нимиц» оказывается
на заводе на различных видах ремонта и обслуживания в среднем через
каждые 1,5 года. Ремонт и обслуживание на заводе длится по 30–59 суток
(CIA), по 120–130 (SRA), по 135–190 (PIA), 245–610 суток (DPIA), по
975–1280 суток (ROH), на которые приходится 25–30% всей жизни авианосца и
из-за которых на пребывание в море ему остается только 33% – 6 тыс.
суток.
Боеспособность
Боеспособность авианосца –
это укомплектованность корабля и его авиакрыла материальными
средствами, укомплектованность корабля и его авиакрыла личным составом,
подготовленность личного состава корабля и его авиакрыла. Существует
несколько категорий боеспособности авианосца по этим показателям (высшая
С1, приемлемая С3, низшая С5). Укомплектованность авиакрыла
материальными средствами означает в том числе и поддержание их в
соответствующем техническом состоянии. Например, в ходе военной операции
США против Ирака в 2003 году количество технически исправных (МС)
самолетов и вертолетов авианосной авиации превышало 75% и находилось на
уровне 78,8–92,1 по всем типам участвовавших в операции летательных
аппаратов. Наверное, здесь уместно напомнить о существующих в ВМС США
межремонтных сроках для корпуса ЛА (планера) и авиационных двигателей. В
2015–2017 финансовых годах при годовом налете в авиации флота и морской
пехоты США около 1 млн часов на более чем 4000 летательных аппаратов,
имеющих до 8000 авиационных двигателей, ежегодно планировалось
отправлять в заводской ремонт до 1800 авиационных двигателей и до 400
планеров.
Подготовленность экипажей определяется рядом
требований. При укомплектованности тактической авиации в 1,54 экипажа на
каждый летательный аппарат и среднем ежемесячном налете каждого экипажа
в 18 часов средний годовой налет может составить 216 часов на экипаж и
333 часа на каждый ЛА. Экипаж истребителя-штурмовика обязан уметь
выполнять следующие задачи: взлет с авианосца, пилотирование в любых
метеоусловиях, дозаправка в воздухе, посадка на авианосец; воспрещение
(то есть недопущение противника к авианосцу в море и изоляция района
боевых действий на суше и в море); ведение боевых действий в войне на
море; эскортирование (сопровождение других самолетов); боевое
патрулирование в воздухе; перехват из положения дежурства на палубе;
маневрирование в воздушном бою; подавление обороны противника;
непосредственная авиационная поддержка; выполнение обязанностей
передового авиационного наводчика; использование авиационных средств для
обнаружения наземных целей; использование оружия класса «воздух–земля»;
использование авиационных средств для обнаружения воздушных целей;
использование оружия класса «воздух–воздух»; выживание; управление (то
есть выполнение команд, отдача команд, передача и прием докладов о
выполнении команд) и поддержание связи; постановка мин; умение
действовать совместно (то есть во взаимодействии с наземными силами и с
авиацией ВВС, морской пехоты и сухопутных войск). Очевидно, что летчики
Акр АВМА отличаются от других умением взлетать с использованием
катапульт и совершать посадку с использованием аэрофинишеров. В
отношении боевой подготовки стоит отметить, что при ежегодном расходе на
нее в ВМС около 100 тыс. авиабомб на авианосную авиацию приходится
подавляющая часть этого расхода. Что касается отработки функций
противовоздушной и противоракетной обороны авианосца его авиакрылом, то
трудно сказать, учитывается ли тенденция к снижению значимости
маневрирования в бою (в одном из исследований 2015 года утверждалось,
что в 1965–2014 годах в мире имели место 1450 воздушных боев, при этом в
большинстве боев использовались ракеты большой дальности при
минимальном маневрировании их носителей).
С боеспособностью авианосца связана и его боеготовность.
Боеготовность авианосца – это обязанность боеспособного корабля начать
боевые действия через определенное время после отдачи приказа на эти
действия. Боеготовым в период холодной войны считался авианосец,
способный выйти в море и начать боевые действия в течение одних суток
после получения приказа и непрерывно находиться в море до трех недель,
или же авианосец, способный выйти в море и начать боевые действия в срок
до четырех суток после получения приказа и находиться в море (быть
«развернутым») не менее 56 суток. В начале нашего века было предписано,
что из 12 авианосцев в срок до 30 суток должны выйти в море или
находиться в море шесть, а в срок до 90 суток – восемь авианосцев.
Наличие 10–11 авианосцев и проявившиеся в последнее время проблемы
(увеличение длительности ремонта авианосцев, задержка с постановкой на
ремонт) могут затруднить выполнение таких нормативов.
Главная ударная сила плавучих аэродромов
Авианосная авиация – это более 1100 самолетов и вертолетов, сведенных в
однородные авиакрылья. На основе входящих в их состав эскадрилий
сформировано в регулярных силах девять номерных сводных авиакрыльев
авианосной авиации (CVW). Такое авиакрыло является разнородным по
составу и многоцелевым по существу, поскольку включает в себя четыре
эскадрильи истребителей-штурмовиков (до 12 единиц F/A-18C/E/F в каждой),
одну эскадрилью самолетов РЭБ (4 единицы EA-18G), одну эскадрилью
самолетов ДРЛО и управления (4 единицы E-2D), две эскадрильи вертолетов
(до 15 противолодочных MH-60R и многоцелевых MH-60S), один отряд
транспортной авиации (2 самолета С-2), всего более 70 машин. Каждое
авиакрыло закреплено за определенным авианосцем, самолеты и вертолеты
авиакрыла перелетают с береговых авиабаз на авианосец, когда он выходит в
море, и улетают с него перед возвращением авианосца в порт приписки.
Авианосная авиация – это не одноразовое, а многоразовое оружие корабля.
Например, F/A-18E/F рассчитан на 6 тыс. часов использования в воздухе
(с ремонтом и модернизацией на 9 тыс.) при среднем расчетном ежегодном
налете в 350 часов. Самолет F/A-18C выполнял по 4,5 вылета в сутки на
учениях и по два вылета в сутки в боевых условиях, а его пилот делал по
два вылета в сутки в учении и в боевых действиях. В ходе военной
операции в 2003 году 12 самолетов F/A-18E/F из состава 115-й
истребительно-штурмовой эскадрильи АВМА «Авраам Линкольн» (CVN 72) за 16
суток совершили 560 вылетов. Этот самолет при максимальной взлетной
массе в 30 т (пустой весит 14 т) и посадочной массе не более 19,5 т
(включая до 4 т оружия) может нести до 8 т бомб, ракет и снарядов,
вмещает 6,5 т топлива внутри и 7 т в пяти баках на пяти узлах внешней
подвески, имеет максимальную скорость 1915 км/ч. Обладая 11 узлами
подвески, он способен нести избранное количество бомб и ракет на
дальность до 1250 км без дозаправки в воздухе, определяемую массой
оружия и топлива на борту.
Производительность палубной авиации
АВМА по числу вылетов можно условно разделить на четыре вида: расчетную,
максимальную, повседневную и оперативную.
Расчетная
производительность Акр авианосца измеряется числом взлетов/посадок,
которые будут выполнены с авианосца/ на авианосец за все время
нахождения данного корабля в составе флота. Поскольку каждый АВМА
рассчитан на 50 лет жизни и на выполнение 500 тыс. взлетов/посадок за 6
тыс. суток нахождения в море, то для авианосца типа «Нимиц» расчетное
среднее число вылетов составляет за год жизни корабля 10 тыс., за сутки
жизни корабля – 27,4 и за сутки нахождения в море – 83,3 вылета
самолетов и вертолетов. Из 500 тыс. вылетов чуть больше 22% (свыше 110
тыс.) придутся на вертолеты и чуть меньше 78% (до 390 тыс.) – на
самолеты, кстати, такое процентное соотношение временами совпадает с
соотношением количества вертолетов и самолетов на авианосце.
Максимальная производительность – это способность Акр авианосца
непрерывно в течение одних–шести суток совершать возможно большее число
полетов в интересах выполнения поставленных задач, работая примерно в
два раза интенсивнее нагрузки в 120–130 вылетов. Пока не побит рекорд
АВМА «Нимиц», установленный на учении в 1997 году. Его авиакрыло,
усиленное летно-техническим и обеспечивающим составом, в течение четырех
суток выполняло по 250 вылетов в сутки, из них по 200 вылетов
истребителей-штурмовиков, истребителей и самолетов РЭБ.
Повседневная производительность – это интенсивность полетов Акр во время
нахождения на авианосце в море (без учета полетов Акр во время
базирования его самолетов и вертолетов на береговых аэродромах США) в
условиях проведения обычной боевой подготовки и участия в
систематических боевых действиях и в военных операциях. В 2014 году АВМА
«Карл Винсон» (CVN 70) отметил проведение 230-тысячной посадки с
использованием аэрофинишеров за 32,5 года пребывания в составе флота.
Следовательно, среднее число самолето-вылетов составило за год жизни
корабля 7077 (при расчетных 7800) и за сутки жизни – 19,4 вылета (при
расчетных 21,4), а это значит, что за 50 лет его самолеты, действуя в
таком темпе, смогут выполнить до 360 тыс. самолето-вылетов (при
расчетных 390 тыс.). В том же 2014 году с АВМА «Джордж Буш» (CVN 77) за
273 суток его развертывания с посещением шести иностранных портов и
прохождением 73 400 миль было выполнено 12 524 вылета, из них 9689
самолетами (77,4%) и 2835 вертолетами (22,6%). При среднем числе вылетов
за сутки в море более 49 его Акр за 6 тыс. суток в море могло бы
выполнить до 300 тыс. вылетов (при расчетных 500 тыс.).
Как
видно из приведенных примеров, повседневная производительность (по числу
как всех вылетов, так только самолето-вылетов) по крайней мере у
некоторых авианосцев пока отстает от расчетной, создавая впечатление,
что действует «экономия» на ресурс эксплуатации авианосцев в ожидании
более бурного будущего. При повседневной деятельности Акр авианосца
выполняло свыше 70% вылетов в светлое время суток и до 30% в темное
время. При среднем уровне аварийности в авиации флота США за 2004–2014
годы в 0,88 на 100 тыс. часов налета потери летной техники авианосцами
во время нахождения в море в результате чрезвычайных происшествий были в
несколько раз ниже этого уровня.
Оперативная
производительность – это интенсивность использования авиации авианосца в
активный период военной операции. В годы холодной войны считалось, что
авиакрыло авианосца в ходе боевых действий может за летные сутки при 12
часах полетов и 12 часах восстановления боеспособности с циклом полетов в
1 час 40 минут в восьми группах при 15–17 самолетах в группе выполнять
по 120–130 вылетов (с пятью-шестью летными сутками и с одними-двумя
сутками отдыха и восстановления боеспособности в неделю). В военных
операциях с 1991 года было подтверждено, что в ходе боевых действий при
15–16 часах полетов в сутки авианосец иногда совершает до 140 вылетов в
сутки максимально (до 90 вылетов ударных самолетов), по 120–130 вылетов в
сутки несколько дней подряд в течение недели (максимально в 12 группах
при 8–20 самолетах в группе), по 100–110 вылетов в летные сутки в
течение месяца. Вот цифры по АВМА «Теодор Рузвельт» (CVN 71). В военной
операции против Ирака в 1991 году его авиакрыло за 39 летных суток
совершило 4149 вылетов, из них 1624 (39%) на удар, 1240 (30%) на
завоевание превосходства в воздухе и 1285 (31%) на боевое и тыловое
обеспечение. Средний темп вылетов в летные сутки составил 106, а
максимальный – 140 вылетов. В военной операции против Югославии в 1999
году его авиакрыло, имея 72–74 летательных аппарата, за 56 летных суток
совершило 4270 вылетов, в том числе на удар 1580 (37%), применив свыше
800 т боеприпасов по 535 объектам (88 стационарных, 447 тактических).
Средний темп полетов составил 76 вылетов в летные сутки.
Одной
из причин снижения оперативной производительности стало увеличение в
арсенале авианосца количества высокоточного оружия (ВТО). Для поражения
объектов стало требоваться меньше боеприпасов и, следовательно, вылетов.
Доля примененных в военных операциях США и их союзников высокоточных
боеприпасов по их количеству по отношению ко всем использованным
боеприпасам возросла с 8% в 1991 году до 35, 57 и 68% в 1999, 2001 и
2003 годах соответственно. Количество примененного авианосной авиацией
ВТО возросло с долей процента в 1991 году до 37, 93 и 95% соответственно
в 1999, 2001 и 2003 годах. Парадоксом оказалось то обстоятельство, что
для ВТО с вероятностью попадания в цель в то время 0,7–0,75 (сейчас не
более 0,98 при надежности выше 0,95) просто стало не хватать объектов
поражения.
В любых условия и при любой погоде
Авиаторы авианосца летают одинаково хорошо при любых условиях
освещенности. Высокая подготовленность летного состава авиакрыла
авианосца к действиям ночью позволяла ему при длительности периода
полетов 15–16 часов в сутки действовать вплоть до завоевания
превосходства в воздухе преимущественно в темное время суток, а затем
переходить либо на только ночной или только дневной режим полетов, либо
на смешанный график вылетов. На оперативную производительность влияет и
нагрузка на технический и обслуживающий состав, поскольку трудно
перекрывать существующие нормативы как технического обслуживания на
каждый час полета самолета, так и подвески боеприпасов на самолеты и
вертолеты. Во время систематических боевых действий самолеты авианосца
выполняли до 97% запланированных боевых вылетов.
Взглянем на
оперативную производительность авианосного ударного соединения (АУС). В
военной операции 1991 года против Ирака пять АВМ и один АВМА США за 42
календарных суток выполнили около 18 тыс. вылетов (42% на удар, 27% на
завоевание господства в воздухе, 31% на обеспечение) со средним числом
вылетов в сутки 430 на АУС и 72 на один авианосец (в последний день
войны АУС осуществило около 600 вылетов). Из 252 возможных суток для
авианосцев АУС летными оказались только 201 сутки (80%). Таким образом,
средняя оперативная производительность одного авианосца АУС составила 90
вылетов в летные и 72 в календарные сутки. В военной операции 2003 года
против Ирака авиационная группировка ВМС США, в которую одновременно
входили два АВМ и три АВМА, за 30 календарных суток совершила 8945
вылетов, показав меньшую по сравнению с 1991 годом производительность.
Какова же производительность авианосца по числу поражаемых объектов,
количеству и качеству применяемого оружия и его массе? Официально
сообщалось, что авианосец может поразить в одни сутки то 680, то 1080,
то 380 объектов. Возможность поражения с 1994 года 680 объектов в сутки,
видимо, потребовала подтверждения проведением ранее уже упомянутого
экспериментального учения АВМА «Нимиц» в 1997 году. Появившаяся с 2007
года возможность поражения 1080 объектов в сутки на удалении до 370 км,
возможно, обосновывалась таким расчетом: авианосец делает 250 вылетов,
из них 180 на применение оружия, каждый из 40 боеготовых
истребителей-штурмовиков доставляет к цели по шесть единиц ВТО, совершая
по 4,5 вылета в сутки). Объявленная в 2013 году способность авианосца
совершать ежесуточно по 95 вылетов с применением 380 авиабомб массой по
900 кг, вероятно, исходит из такой предпосылки: авианосец делает в сутки
120 вылетов, из них 95 на применение оружия, каждый из 38 боеготовых
истребителей-штурмовиков несет по четыре единицы ВТО, совершая по 2,5
вылета). Разумеется, все эти цифры (680, 1080, 380) являются правильными
только при определенных условиях, в том числе без учета противодействия
противника.
В военной операции 1991 года АВМА «Теодор
Рузвельт» за 39 летных суток израсходовал 2450 т боеприпасов (в среднем
по 63 т в сутки), а расход шести авианосцев за суммарные 201 летные
сутки составил 12 тыс. т (в среднем почти по 60 т на один авианосец в
сутки). В систематических боевых действиях за время одного развертывания
длительностью шесть–девять месяцев авианосец когда-то расходовал по
700–800 т, а, например, в 2015 году мог применить 226 т боеприпасов
(судя по публиковавшимся сообщениям, в 2014–2016 годах в ходе
систематических боевых действий авианосец иногда выполнял во время
развертывания по 2050–3250 боевых вылетов). Интенсивность использования
высокоточного оружия зависела от конкретных обстоятельств. В 2014 году
АВМА «Джордж Буш» (CVN 77) затратил всего лишь 232 высокоточные бомбы и
ракеты, а в 2016 году АВМА «Гарри Трумэн» (CVN 75) применил 1598 единиц
ВТО, побив прежний рекорд АВМА «Теодор Рузвельт» (CVN 71) в 1074
высокоточных боеприпаса. В военной операции 2003 года за 30 календарных
суток пять авианосцев применили 5297 бомб и ракет, из них 5068
высокоточных (средний расход на один авианосец – 34 высокоточных
боеприпаса в сутки). За первые 71 сутки военной операции против
Афганистана в 2001 году два АВМА в календарные сутки при 4–80 вылетах
применяли 4–150 бомб и ракет (в среднем оба использовали 63 таких
боеприпаса в сутки). С учетом некоторого округления цифр получается, что
оба авианосца из почти 4 тыс. вылетов на удар выполнили 2250 вылетов на
применение оружия по 4500 намеченным объектам при нацеливании каждого
применявшего оружие самолета на один–пять объектов (в среднем на два
объекта). Примечательно, что в 84% вылетов на применение оружия
достигалось уничтожение/повреждение хотя бы одного объекта (в 16%
вылетов имел место промах), а в 80% – в среднем двух объектов. При этом
масса использованного оружия была где-то между 1500 и 2000 т при общем
количестве высокоточного оружия в 93%.
Как видно, объявленные
возможности авианосца по максимальному числу вылетов, единиц
применяемого оружия, пораженных объектов за определенный период времени
отличаются от реально показанных в боевых действиях в отдаленных от США
регионах.
При полетах на применение оружия сказывается
зависимость Акр авианосца от дозаправки самолетов в воздухе. Во время
военной операции 2003 года против Ирака командир одного авиакрыла как-то
жаловался, что из-за нехватки самолетов заправочной авиации (СЗА) он
может осуществлять на указанную ему дальность только 20 вылетов вместо
72. О слабости заправочной авиации авианосцев в то время свидетельствуют
такие цифры. На 232 самолета истребительно-штурмовой авиации (ИША) всех
авианосцев приходилось 52 СЗА; за время этой операции ИША выполнила
5568 вылетов, а самолеты-заправщики – 2058 вылетов, передав всего 4200 т
топлива (без учета экстренных дозаправок над авианосцем при возвращении
на него самолетов авиакрыла). На выручку авианосной авиации всегда
приходили СЗА ВВС США типа КС-10 и КС-135. Однако, как оснащение
нескольких самолетов F/A-18F авианосца съемным топливозаправочным
оборудованием (самолет-заправщик может передать не более 11,3 т
топлива), так и столь желанные услуги СЗА ВВС приводят не только к
выигрышу в увеличении либо боевого радиуса (до 1500 км), либо времени
нахождения на барражировании для действующих на применение оружия
самолетов ИША и РЭБ авианосца (до четырех часов), но и к проигрышу в
виде сокращения числа таких полетов. Поэтому испытываемый беспилотный ЛА
авианосного базирования станет только самолетом-заправщиком.
Победы и потери
На оперативную производительность авианосца влияют не только расчетные
вероятности поражения объекта одним авиационным боеприпасом, расчетное
количество потребных боеприпасов для уничтожения объекта, но и расчетное
число боеприпасов и самолетов в вылете на уничтожение объекта с учетом
потерь от противодействия противника. О потерях авианосной авиации во
время войны против Вьетнама сейчас уже не вспоминают. Забыто и то, как в
какие-то периоды холодной войны считалось, что при действиях против
главного противника потери штурмовиков авианосца составят 10–20% на
вылет. В «колониальных» войнах с 1991 года боевые потери авианосной
авиации оказались меньше ожидавшегося урона в один самолет на тысячу
вылетов. Наличие на берегу запасных самолетов в виде фонда для подмены
или восполнения потерь (на восьми авианосцах может быть максимум 384 из
584 закупаемых самолетов F/A-18E/F) обеспечивает достаточно быстрое
пополнение убыли авианосца в летной технике. Укомплектованностью в 1,5
экипажа на один самолет достигается быстрое восполнение потерь и в
летном составе авианосца. Что касается самого авианосца, то пока его
«бессмертие» гарантируют при возникновении чрезвычайной обстановки
корабли охранения (один-два крейсера, два–пять эсминцев, одна-две
подводные лодки), свое авиакрыло и свои же средства самообороны.
Сравним действенность авиации всех видов вооруженных сил в военных
операциях США и их союзников (все цифры округлены). В 1991 году во время
краткосрочной войны США и их союзников против Ирака при почти 21 тыс.
вылетов бомбардировочной, истребительно-штурмовой и истребительной
авиации было применено 29 тыс. авиационных боеприпасов (бомб и ракет)
массой около 15 тыс. т по 20 тыс. точкам прицеливания для
уничтожения/повреждения такого же числа объектов. Тогда для
уничтожения/повреждения одного объекта требовалось в среднем 1,5
авиационных боеприпаса (с их общей массой в 750 кг). За период с августа
2014 года по август 2016 года при ведении боевых действий в Ираке и
Сирии против сил халифата авиация США и их союзников выполнила 20 тыс.
вылетов на применение оружия с использованием 55 тыс. авиационных
боеприпасов для уничтожения/повреждения 30 тыс. объектов. В активный
этап военной операции 2001 года в Афганистане авианосная авиация США
добивалась уничтожения/повреждения объектов с наименьшим количеством
затрачиваемого оружия на объект.
В отношении перспектив
производительности нового американского авианосца сообщалось, что число
вылетов его ударной авиации увеличится на одну треть. Следовательно,
авианосец типа «Дж. Форд» станет отличаться от АВМА типа «Нимиц» большей
максимальной и оперативной производительностью. Если «Нимиц» с
усиленным личным составом выполнял максимально 250 вылетов в сутки, то
«Дж. Форд» без такого усиления с обычной укомплектованностью личным
составом сможет выполнить максимально 270 вылетов. Если авианосец типа
«Нимиц» был рассчитан на обычную оперативную производительность в
120–130 вылетов в сутки, то авианосец типа «Дж. Форд» запланирован на
160 вылетов в сутки.
Как видно, производительность
американского авианосца за какой-то отрезок времени по числу вылетов,
количеству применяемого оружия и поражаемых объектов зависит от многих
внутренних и внешних факторов, включая условия и требования обстановки.