Телеканал «Звезда» показал кадры взлета и
посадки на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»
нового ударного вертолета морского базирования Ка-52К «Катран». При этом
крылатая машина была охарактеризована как вертолет нового поколения.
Хоть он и является модификацией сухопутной версии Ка-52 «Аллигатор».
Казалось бы, это явное преувеличение. Потому что прежде сообщалось лишь
о двух модернизационных мероприятиях. Во-первых, сделали у вертолета
лопасти складывающимися, чтобы он не занимал на палубе слишком много
места. Во-вторых, покрыли машину надежным антикоррозионным покрытием,
устойчивым к агрессивной морской среде. Двигатель остался тем же —
ВК-2500. Впрочем, в этом отношении конструкторы решили не искать добра
от добра. Двигатель обеспечивает прекрасные летные качества, которые не
достижимы ни для одного ударного вертолета мира: и по скорости, и по
скороподъемности, и по маневренности.
Однако в отношении
ударных возможностей был совершен значительный прорыв. Так что на новое
поколение «Катран» вполне тянет. Но скорее именно как морской вертолет,
поскольку он приобрел несколько качеств, которыми его предшественники не
обладают. Ка-52К за счет увеличения в несколько раз дистанции поражения
ракетным оружием способен участвовать как в морских ударных операциях,
так и в наземных, не покидая при этом акватории моря. Также он способен
наносить удары, не приближаясь к зоне действия ПВО противника. И,
наконец, у него резко возросли способности проводить дальнюю разведку и
выдавать целеуказание береговым ракетным комплексам.
Собственно
и базовая модель — Ка-52 — тоже совсем новая. «Аллигатор» был принят на
вооружение в 2011 году. А разработку «Катрана» инициировало намерение
Минобороны закупить у французов два вертолетоносца «Мистраль». Потому
что для иноземных кораблей, оснащенных по последнему слову морской
техники, необходимы были и самые современные вертолеты. Более ранние
вертолеты морских модификаций Камова, и Миля на эту роль не подходили.
События в ОКБ Камова начали разворачиваться задолго до того, как был
подписан контакт с французским производителем. Еще в 2009 году во время
визита вертолетоносца ВМС Франции в Санкт-Петербург на его палубу
произвел несколько пробных посадок сухопутный Ка-52. Видимо, с этого
момента и началась разработка «Катрана».
О планах его создания
впервые было объявлено в 2011 году. А полгода спустя первый прототип
новой машины в Баренцевом море совершил посадку на палубу большого
противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков». И дело стремительно
пошло в направлении изготовления опытной партии. В апреле 2014 года был
подписан контракт на поставку 32-х вертолетов, которые предстояло
построить на Арсеньевском авиазаводе.
Когда стало известно, что
Франция отказалась продавать России «Мистрали», от проекта не
отказались. Потому что такой вертолет крайне необходим флоту для
усиления его боевых возможностей.
Первый полет «Катран»
совершил в марте прошлого года. После чего начались испытания и доводка
новой машины. А теперь вот Ка-52К проходят испытания в условиях,
приближенных к боевым, на борту авианосного крейсера «Адмирал Кузнецов».
А теперь о существенных отличиях «Катрана» от «Аллигатора».
Прежде всего, необходимо отметить сокращение длины консолей и их
усиление. Благодаря этому появилась возможность размещать на них большую
боевую нагрузку — до тонны с каждой стороны. В связи с чем Ка-52К
вооружили ракетами противокорабельных ударных комплексов Х-31 и Х-35,
способными уничтожать корабли водоизмещением до 5000 тонн и имеющими
дальность более 200 км. Первая ракета — сверхзвуковая, выдерживающая
скорость в 2 М. Вторая — с повышенной способностью преодолевать ПВО
противника за счет комбинированной траектории и высокой динамики
маневрирования. При этом на предельных дальностях стрельбы система
управления огнем вертолета получает целеуказание от береговых или
корабельных командных пунктов. Для наведения ракеты на цель используется
удаленная подсветка объекта, подлежащего уничтожению.
У
морской модификации вертолета значительно сильнее развиты системы обзора
и поиска целей. За счет установки системы обработки видеоизображений
семейства «Охотник» удалось в полтора раза увеличить «зрение» вертолета
по телевизионному и тепловизионному каналам по сравнению с
«Аллигатором». Система работает круглосуточно и обладает функцией
автосопровождения, благодаря чему стабилизируется привязка поля зрения
видеоканалов к интересующему участку наблюдаемой картины и выдается код
ошибки рассогласования цели относительно линии визирования.
Первоначально предполагалось использовать штатную для «Аллигатора» РЛС
«Арбалет», которая удовлетворяет требованиям по обслуживанию ракетного
вооружения сухопутного варианта. К нему относятся противотанковые
управляемые ракеты «Атака» и «Вихрь», ракеты «воздух-воздух» «Игла-В»,
неуправляемые «воздух-поверхность».
Однако для обслуживания
дальнобойных ракет Х-31 и Х-35 понадобилось использовать новую РЛС —
свежую разработку объединения «Фазотрон-НИИР» Н010 «Жук-АЭ», которая
используется на истребителях МиГ-35. Станция оснащена активной
фазированной антенной решеткой и имеет дальность, достигающую 150 км. В
обозримом будущем предполагается заменить «Жу-АЭ» на «Жук-А» с
дальностью в 200 км.
Но и сейчас превосходство «Жука» над
«Арбалетом» весьма существенное. Он одновременно сопровождает 30 целей, а
не 10, и обстреливает 8, а не 2 цели. И дальность у «Арбалета» — 57 км.
Использование РЛС с характеристиками, существенно превышающими
используемыми в вертолетостроении, добавили «Катрану» еще одну функцию.
Он может использоваться в качестве разведчика со значительной глубиной
проникновения в зону противника. Способен он и выдавать целеуказания
береговым ракетным комплексам, к которым, например, относится «Бал»,
принятый на вооружение в 2008 году. То есть играть роль винтокрылого
средства дальнего радиолокационного обнаружения и управления.
Разумеется, постоянную прописку на «Адмирале Кузнецове» «Катран» не
получит, поскольку никто авианосец переоборудовать под вертолетоносец не
будет. Но, конечно, это не исключает вероятности размещения на палубе
«Кузнецова» наряду с истребителями МиГ-29 и Су-33 пары Ка-52К.
Предполагается, что до появления у нас собственного вертолетоносца
Ка-52К могут базироваться на больших десантных кораблях проекта 1155, в
ангарах которых они способны разместиться. Однако по поставленным перед
данными вертолетами задачам, БПК не самое оптимальное для них
местопребывание, они должны служить на десантных кораблях, каковым и
является «Мистраль».
Существует проект создания отечественного
вертолетоносца, который называется универсальным десантным кораблем
«Лавина». Невское проектно-конструкторское бюро уже успело
продемонстрировать публике его макет. Закладка корабля ожидается в 2018
году. Он задуман как аналог «Мистраля», на котором размещаются 16
тяжелых вертолетов, каковым является «Катран», или 32 легких.
Предполагается, что УДК «Лавина» будет иметь водоизмещение в 24 тыс.
тонн и длину в 180 метров. На нем, помимо вертолетов, как ударных
Ка-52К, так и транспортно-десантных Ка-29, будут размещаться
артиллерийская установка и ракетные средства ПВО. Перевозить он сможет
до 500 десантников и 50 единиц бронетехники — от БТР до танков. Для
высадки десанта на берег предусмотрены 6 катеров. При этом «Лавина» для
своей серьезной комплекции имеет сравнительно небольшую осадку в 5
метров, что позволит кораблю близко подходить к месту высадки десанта.
Впрочем, появиться вертолетоносец может не ранее начала 30-х годов. Но
производящий «Катраны» авиационный завод консервировать их производство
не будет, потому что Египет заказал 46 вертолетов — для вооружения ими
двух «Мистралей». Тех самых, которые Франция отказалась продать России.