«Адмирал Кузнецов»: вместо Тартуса — в Севастополь
Недавно председатель комитета Совета Федерации по обороне и
безопасности Виктор Озеров заявил, что после уже предрешенного
преобразования нашего 720-го пункта материально-технического снабжения в
сирийском порту Тартус в полноценную военно-морскую базу там сможет на
постоянной основе встать даже единственный российский тяжелый
авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов». Случиться это может,
считает Озеров, через полтора-два года. По мнению сенатора, хотя Тартус и
далеко от России, зато держать там авианосец с военно-политической
точки зрения важнее, чем в Заполярье.
В разговоре с «СП» бывший
первый заместитель главнокомандующего ВМФ РФ адмирал Игорь Касатонов
назвал эту идею странной. Понятно почему: продолжительное базирование
столь крупного корабля вне национальной территории создало бы слишком
много абсолютно неразрешимых проблем. Начиная от неизбежной тогда
регулярной ротации экипажа «Адмирала Кузнецова» численностью почти в
2000 человек, необходимости практически безостановочного ремонта, а
иногда — и докования этого корабля. И кончая обеспечением тренировок его
авиакрыла на наземных тренажерах в Крыму и под Ейском. Как палубным
самолетам перелетать туда и обратно из Сирии? Через воздушное
пространство Турции? Или кружным путем — через Ирак и Иран?
Словом,
с переносом места постоянного базирования «Адмирала Кузнецова» с
Кольского полуострова в сирийский Тартус совершенно точно ничего не
получится. Заманчивая идея устроить так, чтобы единственный наш
авианосец вообще никогда не покидал беспокойные воды Средиземного моря,
на практике неосуществима. Но некое рациональное зерно в высказывании
сенатора Озерова все же, похоже, присутствует. Северный флот на самом
деле — не лучшее место для такого корабля. И попытаться сделать так,
чтобы его причал был оборудован где-нибудь существенно южнее, стоило бы.
Почему?
Во-первых, главное оружие любого авианосца — самолеты и
вертолеты. Но на Севере, как известно, полярная ночь длится едва ли не
полгода. Что превращает взлеты и посадки истребителей с палубы в крайне
рискованное занятие. Делать перерыв в полетах продолжительностью в
несколько месяцев, пока солнце не появится над сопками и не
развиднеется? Это грозит неизбежной утратой профессиональных навыков
пилотов, каждый из которых и без того — штучный специалист.
Пока
из этого тупика найден единственный выход. На время полярной ночи
«Адмирала Кузнецова» флот старается регулярно выпихивать в Средиземное
море именно и исключительно в осенне-зимний период. Что подтверждает и
статистика.
Хроника этих походов такова: первая боевая служба
крейсера там началась 23 декабря 1995 года, а завершилась 22 марта
1996-го. Потом — казавшиеся бесконечными многолетние ремонты, опасно
затянувшиеся из-за хронического недофинансирования флота в то время.
Второй
поход крейсера в теплые края был назначен на конец 2000 года, но
отменен в связи с гибелью атомной подводной лодки «Курск» и участием
ТАВКРа в спасательной операции.
Снова в Средиземноморье авианосец отправился только 5 декабря 2007 года. В базу вернулся 3 февраля 2008 года.
Третий поход — с 5 декабря 2008 года по 27 февраля 2009-го.
Четвертый — с 6 декабря 2011-го по 17 февраля 2012-го.
Пятый — с 17 декабря 2013-го по 17 мая 2014-го.
На
нынешнюю боевую службу у Сирии «Адмирал Кузнецов» из Мурманска вышел 15
октября. Скорее всего, провоюет он недолго. Уже объявлено, что в
феврале 2017-го его ждут в Северодвинске для ремонта и модернизации. Так
что самое позднее — в середине января ТАВКР двинется из Средиземного
моря домой.
Комментарий к этой хронике, как представляется, может
быть только один: вряд ли кто-то способен считать нормальным положение,
при котором единственный авианосец страны по прямому назначению
используется не в момент, когда в нем где-либо возникает стратегическая
нужда, а лишь в соответствии с продолжительностью светового дня на
широте Североморска. Но так будет всегда. По крайней мере, до поры, пока
основным пристанищем «Адмирала Кузнецова» остается стенка 35-го
судоремонтного завода в Мурманске. И это, повторяю, первый повод
задуматься: а там ли мы базируем свой единственный ТАВКР?
Второй
аргумент таков. Два с половиной десятилетия эксплуатации авианосца за
Полярным кругом показали, что ему там, мягко говоря, неуютно. Потому что
в тех суровых краях крайне сложно и энергозатратно обеспечивать хоть
сколько-нибудь нормальный быт и службу на гигантском корабле высотой с
27-этажный дом и длиною в 300 с лишним метров. Семь его палуб, 3857
различных жилых и служебных помещений, четыре тысячи километров кабелей,
12 тысяч километров труб различного назначения требуют постоянного
ухода. Но уход этот сложно обеспечить, когда зимой в каютах и кубриках
температура воздуха в 15 градусов считается за счастье. Когда моряки
всеми правдами и неправдами стараются обогреться с помощью запрещенных
на любом корабле электрогрелок. Когда по переборкам стекают, а с
подволока капают на головы капли конденсата.
Вот мнение на этот
счет бывшего начальника Главного штаба ВМФ адмирала Валентина
Селиванова: «Вы не можете себе представить стоянку авианосца на Севере.
Авианосец — это десятки тысяч тонн стали, сотни тысяч квадратных метров
палуб, кают, ангаров, отсеков. Обогреть это всё своими силами в условиях
северной зимы просто нереально! Там на четвертую-пятую палубу ступи —
по колено воды из-за отпотевания. Он же весь замерзший… Не должен
авианосец зимовать на Севере. Он там погибает».
И это при том, что
к моменту перебазирования «Адмирала Кузнецова» на Северный флот там
постарались максимально учесть печальный опыт его предшественников —
тяжелых авианесущих крейсеров «Киев» и «Адмирал Горшков». Те причалов не
имели вообще. Стояли на бочках на рейде Североморска. Их котлы и
генераторы год за годом молотили в круглосуточном режиме, пока один за
другим не сожрали сами себя.
Для «Адмирала Кузнецова» плавпричал
приготовили в Ура-губе, в трех километрах от гарнизона подводников в
Видяево. С берега подавали энергию, пар и пресную воду. Но все равно
выходило плохо. Чему сам автор сам стал свидетелем, когда в середине
1990-х годов прилетал на крейсер в составе комиссии Министерства обороны
РФ и Главного штаба Военно-Морского флота. Наверное, потому что в
Заполярье хорошо авианосцу и не может быть. По крайней мере, даже
перевод ТАВКРа из Видяево в Мурманск обстановку на нем изменил мало.
Разве что с ремонтом постоянно выходящих из строя приборов и механизмов
стало попроще, поскольку нынешний его причал, как уже сказано, на
территории 35-го судоремонтного завода.
Но если согласиться, что
Заполярье не лучшее место для базирования авианосца, то куда его девать?
Да, у России есть Дальний Восток, где природные условия покомфортней.
Однако до Средиземного моря и до северной Атлантики, куда пока только и
посылали «Адмирала Кузнецова» на боевую службу, оттуда далековато. Как
ни думай, ничего лучше Севастополя в голову не приходит.
Те, кому
это кажется ненаучной фантастикой, не спешите ссылаться на известную
конвенцию Монтре, регулирующую правовой режим использования черноморских
проливов и запрещающую проход через них авианосцев. Да, только этот
документ и избавляет пока Черное море от появления в нем американских
плавучих аэродромов. Но «Адмирал Кузнецов» сегодня единственный в мире
авианосец, который не подпадает под упомянутые ограничения. Что,
собственно, в 1991 году и позволило ему беспрепятственно пройти Босфор и
Дарданеллы по пути из Севастополя на Северный флот.
Дело в том,
что пункт В приложения II конвенции дает такое определение подобным
боевым кораблям: «Авианосцами являются надводные военные корабли,
которые, каково ни будь их водоизмещение, предназначены или устроены
преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных
судов. Если военный корабль не был предназначен или устроен
преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных
судов, то устройство на этом корабле палубы для спуска или взлета не
будет иметь последствием включение его (корабля) в класс авианосцев».
Исходя
из этих договоренностей, ТАВКР «Адмирал Кузнецов» вообще не авианосец.
Его назначение и спектр боевого применения шире, потому что кроме
палубных истребителей крейсер несет на борту 12 противокорабельных
крылатых ракет комплекса «Гранит», 4 шестиствольные пусковые установки
ЗРК «Кинжал», 6 шестиствольных автоматических корабельных артустановок
АК-630, два комплекса противоторпедной защиты «Удав». И потому конвенция
российскому «адмиралу» не указ при проходе в Черное море и обратно.
Хоть каждый день шастай. На зависть всяким там «Гарри Трумэнам» и
«Джорджам Бушам».
Да, главная база Черноморского флота нынче
совершенно не готова к приему этого огромного корабля. В Севастополе
много чего нет для него. Оборудованного причала, например. Поэтому в
свое время построенные в Николаеве и проходившие испытания в Севастополе
тяжелые авианесущие крейсера «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Адмирал
Горшков» ставили кормой к огромному плавпричалу, ошвартованному у
Угольной пристани. Как временное пристанище такой вариант годился, но
«Адмирала Кузнецова», появись он в Севастопольской бухте для постоянного
базирования, не обеспечит.
Нет в Севастополе и сухого дока,
способного принять авианосец. Сухой док, который принадлежит
Севморзаводу имени С. Орджоникидзе, раза в полтора меньше требуемого.
Сам Севморзавод, некогда спускавший на воду огромные плавкраны типа
«Витязь», за четверть века украинского владычества пришел в полный
упадок и способен чинить разве что мелкие катера, яхты и шаланды. Но и
док, и стационарный причал можно построить до конца 2018 года. Наверное,
и восстановить судоремонтный завод — тоже.
Почему до 2018-го?
Потому что именно на такой срок рассчитана модернизация ТАВКРа в
Северодвинске. И до ее окончания вопрос перебазирования никто ставить не
будет.
Но что мы приобрели бы, вернись «Адмирал Кузнецов» в
Севастополь? Первое — еще один мощный ударный надводный боевой корабль,
которых так не хватает сегодня Черноморскому флоту. Если не принимать во
внимание тоже скоро уходящий на модернизацию в Северодвинск гвардейский
ракетный крейсер «Москва», то кроме недавно построенного в Калининграде
фрегата «Адмирал Григорович» в эту категорию там и зачислять нынче
абсолютно некого. Два других новых черноморских фрегата — «Адмирал
Эссен» и «Адмирал Макаров» — еще неизвестно когда выйдут из Балтийска.
Второе.
Тренажерный комплекс для летчиков палубной авиации будет буквально в
двух шагах от российского авианосца — в Новофедоровке под Евпаторией.
Третье.
Ходу до Средиземного моря от Крыма — пара суток. Что немаловажно в
случае возникновения на Ближнем Востоке новых кризисов вроде сирийского.
Четвертое.
Когда авианосец в главной базе, два дополнительных палубных авиаполка —
273-й и 100-й отдельные истребительные — в определенных условиях могли
бы оказаться нелишними в системе противовоздушной обороны полуострова.
Понятно,
что до 2014 года мы даже не обсуждали эти военно-технические и
военно-политические расклады, поскольку Крым ходил под Украиной. Но
сегодня, когда полуостров почти внезапно вернулся в Россию, кто нам
мешает обдумать и эту тему?
Источник Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|