» » » Война у телескопа: Министерство Обороны увеличивает "Окно"

Война у телескопа: Министерство Обороны увеличивает "Окно"

27-11-2016, 21:18 | Политика / Оружие и конфликты | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 169)

Война у телескопа: Министерство Обороны увеличивает "Окно"

Для нас с вами, космос - скопление звезд. Для военных - поле битвы. "Звездные войны" начались задолго до появления одноименного фильма в 70-х, и концепции Рейгана по "Стратегической оборонной инициативы" (СОИ).

Когда в 1957 году был запущен "Спутник-1" администрация Эйзенхауэра начала всерьез рассматривать планы США 1949 года по использованию космических спутников в качестве платформы для бомбардировок.

В ответ СССР разработали систему по уничтожению спутников. В августе 1970 года прошли первые успешные испытания. В систему входили наземный командно-вычислительный и измерительный пункт в Подмосковье (Ногинск), специальная стартовая площадка на Байконуре, ракета-носитель и космический перехватчик. Уже в 1979 году комплекс противоракетной обороны был поставлен на боевое дежурство.

США серьезно отставали. Именно поэтому оружия в космосе так и не появилось. Но первые спутники-шпионы ЦРУ запустили новую войну - войну у телескопов.

Системы слежения за космическими объектами были развернуты в СССР, США и Китае. Сейчас в России не только следят за всеми искусственными спутниками Земли 30 стран мира, но и четко представляют, где каждый из 12 тысяч космических объектов может оказаться в тот или иной момент времени.

Расположенный в Подмосковном Ногинске объект — это центр большой сети станций контроля космического пространства (СККП), в систему которого входит уникальный оптико-электронный комплекс распознавания космических объектов "Окно", который не имеет аналогов в мире.

"ОКНО" - оптический контроль небесной области

Комплекс расположен на высоте 2216 м над уровнем моря в горах Санглох (Памир), неподалеку от города Нурек (Таджикистан). Место было выбрано не зря. Здесь практически 365 дней в году небо остается ясным, что упрощает наблюдение за космосом.

Этот объект начинал создаваться еще в 1961 году, но по различным причинам строительство замораживалось. В 1972 году его стоимость оценивали в 120 млн. рублей. Это сейчас цифра кажется смешной, а тогда - неподъемной.

Ученые должны были разработать оптико-электронный комплекс аппаратуры и специальную астрономическую обсерваторию, чтобы обнаруживать высокоорбитальные космические объекты и измерять параметры их движения.

Телекамеры в то время могли бы увидеть объект лишь на расстоянии несколько десятков километров, а необходимо – десятки тысяч. Телевизионную аппаратуру поручили создать Ленинградскому Всесоюзному НИИ телевидения.

Как рассказывал главный конструктор "телевизионной начинки" комплекса Аркадий Верешкин, когда в институт пришло ТЗ на опытно-конструкторскую разработку ТВ-аппаратуры, все стояли на ушах. Говорили, что это задание выполнить невозможно.

В работе принимали участие ленинградский ЦНИИ "Электрон", новгородский ОКТБ "Омега", Московский НИИ прикладной физики, ЛЭИС, ЛИАП, Томский институт автоматизированных систем управления.

Понадобились годы. Например, ЦНИИ "Электрон" начал разработку высокочувствительной передающей телевизионной трубки в 1978 году, а смог сделать ее только в 1983-м. И еще десятилетие ушло на работы по ее совершенствованию.

В 1991 году все технологическое оборудование было практически смонтировано, но разразилась гражданская война в Таджикистане и почти всех рабочих, военнослужащих и членов их семей эвакуировали.

С 1988-го по 1997 год командиром воинской части РФ в Таджикистане, обслуживавшей объект комплекса "Окно", был майор Валерий Тарадай. Он и сохранил объект. Когда министр обороны Иванов этот комплекс увидел, приказал: немедленно возобновить работы.

В октябре 2004 года, после визита президента РФ Владимира Путина в Душанбе, "Комплекс СККП "Окно" стал собственностью России.

В ноябре 2014 завершились госиспытания комплекса. По своим тактико-техническим характеристикам он был способен обнаруживать космические объекты на расстоянии до 40 тысяч километров.

Но, как сказал заместитель командующего космическими войсками Воздушно-космических сил России по испытаниям полковник Андрей Ивашин, после модернизации возможности комплекса по обнаружению космических объектов существенно возросли — теперь он может обнаруживать объекты на расстоянии свыше 50 тысяч километров в зоне обзора.

Работа "Окна" полностью автоматизирована. В режиме реального времени "Окно" выдает достоверную информацию об известных и вновь обнаруженных космических объектах.

Если какое-либо государство ведет перегруппировку своих космических объектов или выводит на орбиту новые аппараты, то "Окно" в состоянии это увидеть и передать в Центр информацию для подробного анализа.

Таким образом "Окно" играет большую роль в обеспечении военной безопасности России.

Помимо "Окна" работают и модернизируются другие системы контроля космического пространства.

Еще один радиооптический комплекс, но уже разведки низкоорбитальных космических объектов расположен на территории Северного Кавказа и носит название "Крона".

"Момент" - радиотехнический комплекс контроля излучающих космических аппаратов расположен в Московской области.

В соответствии с утвержденной в нашей стране госпрограммой вооружения до 2020 года почти на всех отдельных командно-измерительных комплексах будут осуществлены работы по вводу в эксплуатацию новых командно-измерительных систем.

"В Карачаево-Черкесской республике завершена модернизация радиооптического комплекса "Крона". Успешно проведены государственные испытания оптико-электронного комплекса "Прицел" в Алтайском крае"

Как сообщил в субботу Андрей Ивашин, в ближайшие годы на Алтае, Дальнем Востоке, в Бурятии и Крыму будут развернуты новые комплексы российской системы контроля космического пространства.

Например, радиооптический комплекс "Крона-Н", предназначенный для обнаружения низкоорбитальных объектов, создается в районе Находки, а комплекс "Окно-С" создается в районе города Спасск-Дальнего в Приморском крае.

Для сети комплексов контроля радиоизлучающих космических аппаратов "Следопыт" создаются объекты в Московской и Калининградской областях, Алтайском и Приморском краях.

Планируется ввести в эксплуатацию комплекс вычислительных средств четвертого поколения на замену ЭВМ "Эльбрус-2". В результате к 2018 году Главный центр разведки космической обстановки сможет наблюдать объекты размером менее 10 сантиметров.

источник