Россия разворачивает уникальную "Гармонию"
Минобороны России начало развертывание уникальной подводной системы
гидроакустического слежения, способной сделать «прозрачными» целые
районы мирового океана, обнаружив все находящиеся там корабли, подводные
лодки и даже низколетящие самолеты и вертолеты. В основе уникального
изделия, получившего индекс «Гармония», лежат специальные подводные
роботизированные комплексы, которые выходят из подводной лодки и
разворачивают на дне мощные гидроакустические станции. Полученную
информацию роботы передают на командный пункт управления через спутники.
По мнению экспертов, отдельные элементы системы уже начали
функционировать, а полностью «Гармония» заработает не позднее 2020 года.
В настоящее время начата подготовка к строительству цеха подготовки
роботизированных изделий мониторинга Мирового океана, который будет
расположен в бухте Окольная города Североморска. Работа получила индекс
«Гармония-С».
Давайте узнаем подробнее, какая информация об это сейчас есть ...
Одновременно в населенном пункте Белушья Губа на Новой Земле началось
строительство пункта управления новой системой (индекс «Гармония-НЗ»).
Головным разработчиком «Гармонии» выступает Корпорация космических
систем специального назначения «Комета» (входит в состав концерна
воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей»). Также в работах принимают
участие Центральное-конструкторское бюро «Малахит» и
Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический
аккумуляторный институт «Источник».
В 2014 году «Малахит» получил более 5,5 млрд рублей для выполнения
составной части опытно-конструкторской работы «Гармония-Гараж» и 1,5
млрд на ОКР «Гармония-Галька». «Источник» в рамках работы «Гармония»
создал литий-полимерные аккумуляторы и аккумуляторные батареи для
электропитания подводных технических средств освоения континентального
шельфа.
Что такое «Гармония»
Подробное описание ее работы можно найти в открытых источниках.
Ключевой элемент «Гармонии» — это роботизированные автономные донные
станции (АДС), скрытно устанавливающиеся на морском дне специальными
подводными лодками.
На глубине АДС разворачивает неподвижные многоэлементные, а также
многометровые донные шланговые гидроакустические антенны. Станции могут
вести пассивную гидроакустическую разведку, просто прослушивая, что
происходит вокруг, пытаясь обнаружить характерные шумы узлов и
механизмов кораблей и самолетов. Также АДС может излучать специальный
активный звуковой сигнал, который обнаруживает и классифицирует
надводные и подводные цели.
Несколько АДС объединяются в единую сеть, способную вскрыть подводную и надводную обстановку на площади в сотни километров.
Аппаратура управления донной станции обрабатывает полученную сонарами
информацию и пересылает ее на командный пункт. Для этого в составе
изделия есть специальный всплывающий буй, передающий данные через
спутники связи.
Источник питания АДС — уникальные литий-полимерные батареи, с системой
управления и контроля, максимально адаптирующие потребление
электроэнергии к режимам работы донных станций. При длине чуть более 30
см номинальная емкость одной батареи 28 А/ч, а номинальное напряжение —
от 58 до 80 вольт. Работает источник питания при температурах от -10 до
+45 градусов.
По команде пункта управления АДС самостоятельно сворачивает все антенны, опускает буй связи и возвращается на подводную лодку.
«Саров». Далее «Белгород» и «Хабаровск»
— Носителем автономных донных станций-роботов может служить подводная
лодка специального назначения «Саров», — говорит главный редактор
интернет-проекта Militaryrussia Дмитрий Корнев. — Уже неоднократно
поступала информация, что на «Сарове» идут испытания неких подводных
роботов. Судя по фотографиям это подводной лодки, на нее загружают
многометровые конструкции цилиндрической формы, которые после испытаний с
помощью специальных глубоководных захватов поднимает со дна судно
«Звездочка». Скорее всего, в дальнейшем дизельный «Саров» заменят
атомные «Белгород» и «Хабаровск», строительство которых недавно
началось. Эти лодки вместе с «Саровым» также несколько раз упоминались в
качестве носителей подводных роботов.
Подводная лодка проекта 09851 «Хабаровск» была заложена в июле 2014 года
на заводе «Севмаш» в городе Северодвинске. Лодка должна войти в состав
российского Военно-морского флота не позднее 2020 года. Перестроенная из
подводного ракетоносца проекта 949 (однотипного погибшему в августе
2000 года «Курску») подводная лодка специального назначения проекта
09852 «Белгород» будет передана в состав ВМФ до конца нынешнего
либо в начале следующего года.
— Информации по «Хабаровску» достаточно мало, — говорит Корнев. — Даже
пока официально не опубликован его внешний вид. По «Белгороду»
информации больше. Эта лодка будет носителем спасательных глубоководных
обитаемых и автономных необитаемых подводных аппаратов. Официально она
предназначена для проведения научных исследований в удаленных районах
океана, участия в поисково-спасательных операциях.
Наземная инфраструктура
— АДС — это достаточно дорогие изделия. Поэтому они будут сделаны
многоразовыми, — считает военный историк Дмитрий Болтенков. — Для их
обслуживания необходимы особые цеха, где можно не только заменить
аккумуляторные батареи, но проверить работы сложнейших электронных
систем, а также механических узлов и механизмов станции. Малейшая
неисправность и дорогостоящая АДС будет потеряна.
Можно предположить, что выполнять техническое обслуживание и готовить
роботы-станции специалисты ВМФ России будут на базе Цеха подготовки
роботизированных изделий системы мониторинга мирового океана,
расположенного на территории войсковой части 77360-Н в североморской
бухте Окольной.
Цех это здание размером 80x80 м. Помимо площадки для хранения
крупногабаритных изделий, на территории объекта предусматривается своя
котельная, электростанция, система канализационной очистки, цистерны для
хранения мазута. Для охраны цеха предусмотрен контрольно-пропускной
пункт, наблюдательная вышка, эстакада для проверки машин и караульное
помещение.
А вот пункт управления «Гармонией», строительство которого идет на
территории войсковой части 77510 (Новая Земля), это более скромная
постройка размером 48x18 м. Помимо основного здания, на территории
объекта предусмотрены хранилище имущества на пять машиномест и
контрольно-пропускной пункт.
— Вероятно, уже есть готовые АДС, прошедшие испытания на «Сарове», —
говорит Дмитрий Болтенков. — Также уже есть временный пункт управления и
цех по обслуживанию станций. Первый полноценный носитель АДС —
«Белгород» — будет сдан либо в этом, либо в следующем году. Поэтому хотя
и не в полном объеме, начнет функционировать в следующем году. Учитывая
сроки строительства объектов в Североморске и на Новой Земле, а также
сдачу ВМФ «Хабаровска», можно предположить, что в полном объеме система
заработает в 2020 году.
А что сейчас есть у США и в каком это может быть виде
Средства оперативной разведки ВМС США включали современную
радиоразведку, разведку в ИК-диапазоне, пассивную гидроакустическую
систему и другие средства радиотехнической разведки; полученная с
помощью этих средств информация передавалась в центры обработки. Начиная
с августа 1960 г. стала поступать и ограниченная информация со
спутников фото- и радиотехнической разведки. Делавшая свои первые шаги
спутниковая разведка сумела тем не менее определить местоположение
нескольких советских кораблей, РЛС которых работали на излучение.
Оперативная разведка также регулярно получала информацию об акустических
сигналах от системы СОСУС, и, кроме того, данные о погоде от
центральной метеорологической системы ВМС и сведения из центра контроля
за перемещением кораблей ВМС (орган, появившийся в годы Второй мировой
войны для контроля за перемещением своих кораблей).
К началу 1970-х годов эта система эволюционировала и стала называться —
SIS (Информационная система слежения за океаном, ИССО). Система могла
обнаружить самолеты, готовящиеся к взлету на далеких советских
аэродромах, предупредить о надводных кораблях, намеревающихся сняться с
якоря, и подводных лодках, собирающихся покинуть свои базы. Западные
системы наблюдения могли теперь отслеживать корабли, подводные лодки и
самолеты, находящиеся под водой, на поверхности воды и над водой в
масштабах Мирового океана, и даже находить корабли в районах плотного
морского движения и стратегических узкостей типа Малаккского пролива,
Ла-Машпа, Гибралтара.
С развертыванием в 1971 г. в Роте (Испания) центра ИССО система стала
действовать в Средиземноморье. Центр в Роте стал первым в глобальной
системе центров, предназначенных для предоставления ВМС США и флотам их
союзников обработанных тактических разведывательных данных, добытых из
различных источников. Эти данные были необходимы западным флотам для
действий в прилегающих к центрам ИССО районам Мирового океана. Центр в
Роте стал первым центром подобного рода и имел боевую задачу
обеспечивать разведывательной информацией 6-й флот США, действовавший в
Средиземном море. После него открылся центр в Камисея (Япония), он
обеспечивал ВМС США в зоне Тихого океана. Оба эти центра работали
совместно с центрами слежения за океаном при соответствующих штабах в
Норфолке, Перл-Харборе и Лондоне.
Во время проведения первых советских крупных военно-морских учений
глобального размаха «Океан-70» центр в Роте первым дал оценку действий
советского флота применительно к действиям собственно 6-го флота США в
контексте политической и военной обстановки в прибрежных странах
бассейна Средиземного моря. Имевшаяся система слежения за океаном была в
состоянии классифицировать суда, занятые в торговом судоходстве в
обширных районах океана, и выделять из них небольшие советские
разведывательные корабли, затерявшиеся среди рыбацких флотилий, а также
подводные лодки, у которых на поверхности моря была только рубка.
Современная радиоразведка комбинировала точный анализ передач с анализом
всех форм электромагнитных сигналов, излучаемых с советских кораблей,
подводных лодок и самолетов. Снятие электромагнитных «отпечатков» с
советских кораблей береговыми, корабельными и спутниковыми средствами
позволили американцам идентифицировать и определять местоположение
отдельных советских кораблей даже тогда, когда они включали свои РЛС на
излучение на короткое время. С переходом советской военно-морской связи с
ранее использовавшихся обременительных КВ-частот на спутниковые СВЧ- и
УКВ-диапазоны, имевшие меньшую дальность связи, совершенствовались также
и западные системы перехвата и определения местоположения объектов.
Американские пассивные акустические системы определения местоположения и
слежения, как стационарные, так и установленные на надводных кораблях и
подводных лодках, выполняли гигантскую работу, целью которой было
тотальное слежение за всем океаном. Воздушные средства, могущие вести
слежение с помощью различных средств разведки, например палубный самолет
«Е-2» «Хокай» фирмы «Грумман», получили новые возможности для
наблюдения за многочисленными военно-морскими целями со всех
направлений. «Е-2» «Хокай» фирмы «Грумман» был военно-морским
тактическим вариантом более крупного самолета ДРЛО, использовавшегося в
оперативных целях на театрах войны. Эти системы слежения за океаном
развивались по мере нарастания угрозы, которую представлял собой
набиравший силу советский ВМФ, и постепенно превзошли эту угрозу.
Имевшая невероятные размеры подводная система обнаружения и слежения
СОСУС создавалась путем установки на морском дне пассивных
гидроакустических приемников. Она достигла пика своей эффективности,
когда обновленные компьютеры системы приобрели способность
идентифицировать и классифицировать подводные лодки не только по их типу
и классу, но и по индивидуальным акустическим «отпечаткам». Система
СОСУС вместе с противолодочными патрульными самолетами «Р-3» «Орион»
фирмы «Локхид» и атомными ударными подводными лодками класса
«Лос-Анджелес» дали разведке ВМС США возможность идти нога в ногу с
растущим числом советских БРПЛ классов «Янки», «Дельта» и «Тайфун».
Лодки класса «Тайфун» были вооружены баллистическими ракетами с
дальностью полета 8000 миль; эти ракеты запускались из подводного
положения. И хотя эти ракеты имели увеличенную дальность пуска,
позволявшую советским подводным лодкам поражать цели на континентальной
части США, даже производя пуски из советских территориальных вод,
американская система противолодочной войны в сочетании с истребителями
лодок (американскими подводными лодками класса «Лос-Анджелес»)
предоставляла возможность находить и уничтожать эти советские лодки
повсюду, где бы они ни находились.
Для определения местоположения объектов американцы применяли
пеленгование радиостанций, работающих на КВ-частотах, и получали данные
со спутников радиотехнической разведки, которые вели перехват излучений в
СВЧ- и УКВ- диапазонах. Эти методы разведки получили громадное развитие
в 1970-х годах и стали неотъемлемой частью разведывательной работы в
действовавших самостоятельно авианосных боевых группах. Передовые методы
радиоразведки и акустики, в сочетании с космической разведкой разных
видов, буквально оголили океаны планеты перед тактической и
стратегической разведкой США.
Как отмечали писатели К. Форд и Д. Розенберг, «самой значительной
новацией 1970-х годов следует считать появление осенью 1976 г. новой
системы радиотехнической разведки. Аналитики могли теперь почти в
реальном масштабе времени отслеживать все корабли и другие морские
средства, чье радиоэлектронное излучение перехватывалось
радиотехнической разведкой».
А для подводных разведывательных операций США имели одну из самых
больших в мире систем, о которой стало известно в 1997 г. Дерзкие
операции проводили входившие в эту систему подводные лодки «Хэлибат»,
«Сивулф», «Грейбэк» и «Парче». Лодки прошли модернизацию и с конца
1960-х годов успешно применялись, вместе с дистанционно управляемыми
глубоководными аппаратами («ДУГА»), для наблюдения, фотографирования и
подъема объектов, представлявших ценность для разведки. К перископам
этих лодок были прикреплены специальные устройства, с помощью которых
производился сбор информации и фотографирование в инфракрасном диапазоне
испытаний советских крылатых ракет в Охотском море. Эти лодки подняли
со дна некоторые элементы конструкции советских ракет большой дальности.
В 1967 и 1976 гг. эти американские лодки «украли» две мины у острова
Русский и подняли две атомные бомбы с советского самолета, который упал в
море.
В 1981 г. бывший сотрудник АНБ Рональд Пелтон зашел в советское
посольство в Вашингтоне и сам предложил купить у него некоторые
документы американской разведки. Пелтона попросили сбрить бороду и,
переодев в рабочую одежду, вывели из посольства. Позже его пригласили в
Вену, где он встретился с офицерами управления «К». Ветеран КГБ Черкашин
вспоминает о наиболее значительном откровении Пелтона: «Большая часть
переданной им информации касалась общей деятельности АНБ. Действительно
совершенно секретного в этой информации было мало, пока он, находясь в
заграничной поездке, не «бросил» первую «бомбу»... Это произошло, когда
он передал нам документы, касающиеся операции АНБ под названием «Айви
беллз»... Под этим кодовым именем скрывалась чрезвычайно
изобретательная, страшно дорогая и рискованная операция ВМС США по
прослушиванию советских секретных кабелей связи, проложенных по дну
Охотского моря, которое отделяет материковую Россию от полуострова
Камчатка».
На советском Тихоокеанском флоте знали, что где-то есть утечка секретной
информации, потому что всякий раз, когда производились пуски советских
ракет, в этом районе появлялись американские самолеты. Советы
спланировали операцию «Камбала» и попытались найти американские
подслушивающие устройства, о которых они узнали от Пелтона. 20 октября
исследовательское судно «Тавда» в 6 километрах от побережья Камчатки на
глубине 84 метра обнаружило два контейнера, каждый из которых весил 7
тонн. В этом месте на дне моря были проложены кабели связи, которые
соединяли штаб ТОФа во Владивостоке с базой подводных лодок в
Петропавловске-Камчатском. К советскому кабелю, состоявшему из 120 жил,
были прикреплены 120 записывающих устройств. Американская аппаратура
питалась от батареи на уране-238 и могла передавать информацию на
спутник через антенну, прикрепленную к бую, который периодически
всплывал на поверхность. Советы нашли следы подобного оборудования и в
Баренцевом море, однако само оборудование уже было убрано. Как сказал
Черкашин, раздраженный сотрудник АНБ всего за 35 000 долларов продал
многомиллионный шпионский проект.
Была еще такая история про Секретную операцию «Айви Беллз»
Несмотря на эту неудачу, американская система слежения за океаном, в
драмах и переживаниях, появилась на свет, и ее эффективность
увеличивалась по мере роста советского ВМФ. В 1970 г., в разгар
подготовки к началу функционирования новых разведывательных центров в
Роте и в Лондоне, нормальная работа американских офицеров разведки то и
дело прерывалась кризисными ситуациями на Ближнем Востоке. Всякий раз,
когда ситуация становилась критической, много советских военных
кораблей, некоторые из которых были с морской пехотой па борту, так
позиционировали себя на море, что всегда находились между кризисным
районом и американскими силами. Как пишут Форд и Розенберг: «В целом,
разнообразные новшества и улучшения, пришедшие в 1970-х годах, помогли
создать современную систему слежения за мировым океаном, способную
обеспечить командиров разных уровней управления ВМС США, находящихся в
любой точке планеты, зорким «Божьим оком» для изучения тактической
обстановки. Представлявшая из себя комбинацию воздушной, надводной и
подводной разведок и непрерывно предоставляющая информацию о
местоположении кораблей и судов, ИССО вскоре стала считаться эффективной
разведывательной системой и одной из самых сильных сторон деятельности
военно-морской разведки того времени.
Источник Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|