В одном из микроблогов сети «Твиттер»
появилась фотография вертолета, который был назван автором вертолетом
радиолокационного дозора Ка-31, эксплуатирующимся на кораблях ВМФ.
Фотография была сделана в районе города Джабла в сирийской провинции
Латакия. Однако эксперты Центра анализа стратегий и технологий в своем
блоге bmpd уточнили, что это несколько иная машина — вертолет
радиолокационной разведки Ка-31СВ, созданный в ОКБ Камова для ВКС и
Сухопутных сил.
Вертолет совсем новый. Хоть о нем уже давно
говорят. И, можно сказать, загадочный. Он известен под наименованиями
Ка-31ВС, Ка-35, Ка-252СВ. Существуют и неправильные, но уже успевшие
укорениться ошибочные наименования — Ка-31Р и Ка-23-Д2. Разработка этой
машины началась в 2000 году в рамках ОКР «Горьковчанин». В 2004 году
появился первый прототип с бортовым номером «231 синий». Он был построен
за счет переоборудования под новую радиолокационную аппаратуру
прототипа вертолета Ка-31. Спустя 2 года появился второй прототип с
бортовым номером «232 синий». На сей раз машина была полностью построена
«с нуля». Именно этот вертолет и был зафиксирован фотокамерой в небе
Латакии.
С момента постройки прототипов много воды утекло.
Успешно завершились заводские испытания. Затем — государственные. Причем
еще до их завершения Министерство обороны в 2008 году заключило
контракт на постройку первой партии из двух винтокрылых разведчиков. В
августе 2015 года Ка-31СВ был принят на вооружение в качестве составной
части Вертолетного комплекса радиолокационной разведки наземных целей
(ВКРРНЦ) 1К130. Однако до сих пор армия располагает только двумя
прототипами.
И вот один из них вдруг обнаруживается в Сирии. В связи с чем вырисовываются четыре сюжета.
Министерство
обороны не перечислило средства Кумертаускому авиационному заводу,
находящемуся в Башкирии. В связи с чем вертолет не был запущен в
производство. Что маловероятно.
4. И
наиболее вероятный сценарий. После принятия вертолета на вооружение на
нем заменили одну из систем на более совершенную, позволяющую повысить
эффективность машины. И теперь обновленный прототип решили испытать в
деле.
Машина, безусловно, не только полезная, но и необходимая в
Сухопутных войсках для обнаружения наземных целей. При этом вместо нее
не удастся использовать уже готовый вертолет Ка-31. Поскольку он
используется в системе ПВО кораблей и предназначен для поиска воздушных
целей и надводных кораблей противника и целеуказания для перехватчиков
авианесущих крейсеров.
Однако оба вертолета конечно же,
функционально похожи друг на друга. В обоих используется крупноформатная
антенна с фазированной решеткой, расположенная под фюзеляжем. Во время
обычного полета антенна прилегает к фюзеляжу, при работе РЛС —
открывается вниз на 90 градусов. При этом шасси убирается. Правда, на
фотографии Ка-31СВ, засветившегося в Сирии, антенны не видно, она
находится в сложенном положении.
Идея оснастить радаром
базирующийся на корабле вертолет возникла сравнительно недавно. Первыми
на нее вышли англичане, которые во время сражения с Аргентиной за
Фолклендские острова понесли неоправданно высокие потери из-за
отсутствия возможности своевременно обнаруживать атаки неприятеля.
Советский Союз на основе чужого негативного опыта в начале 80-х годов
начал создавать вертолет радиолокационного дозора Ка-31. В техническом
отношении это оказалась непростая задача, в связи с чем вертолет
поступил на вооружение лишь в 1995 году. Одна из основных сложностей
заключалась в том, чтобы обеспечивать устойчивый полет, когда массивная
антенна под фюзеляжем вращается с периодом в 10 секунд. Задачу решили,
создав специальный пилотажно-навигационный комплекс, позволяющий
стабилизировать вертолет без участия пилота. Он также может выполнять
роль автопилота, осуществляя патрулирование по заранее намеченному
маршруту.
Помимо этого конструкторы столкнулись с целым рядом
проблем, которые оказались новыми в вертолетостроении. Так, для
обеспечения работы мощной РЛС потребовалось установить дополнительную
силовую установку.
В результате работы камовцев и их
субподрядчиков по части электроники и электротехники были достигнуты
вполне солидные результаты. Ка-31 обнаруживал низколетящие истребители
на удалении до 150 километров, а надводные патрульные катера — до 250
километров. При этом одновременно сопровождалось 20 целей. РЛС была
способна обнаруживать и противокорабельные ракеты, благо у всех натовцев
они имеют дозвуковую скорость.
Однако история Ка-31 оказалась
примерно такой же, как и у Ка-31СВ. Вертолет, принятый на вооружение в
1995 году, в серию не пошел. Плодом напряженного труда стали два
прототипа. Правда, в конце тысячелетия вертолетом заинтересовались
индийцы. И Кумертауский завод сделал для них 9 машин. В настоящий момент
есть заказ еще на 5. Также охотно закупают Ка-31 китайцы. У российского
Министерства обороны в 90-е годы денег на закупку необходимой техники
не нашлось. И лишь в середине нулевых проект реанимировали. Был обновлен
комплекс БРЭО, и в 2012 году в ВМФ поступили два серийных вертолета
модификации Ка-31Р.
Как уже было сказано, Ка-31СВ обладает
спецификой по отношению к Ка-31Р, поскольку работает с наземными целями.
Поэтому он оснащен своей собственной РЛС и антенной, адаптированной к
выполнению стоящих перед вертолетом задач. Но при этом характеристики
РЛС не разглашаются.
Главное оборудование Ка-31СВ —
радиотехнический комплекс разведки наземных целей Л381 — разработано в
Нижнем Новгороде в Научно-исследовательском институте радиотехники
(НИИРТ). Его важнейшим элементом является РЛС 15Ц100.10.
Навигационное оборудование работает со спутниковыми системами
ГЛОНАСС/GPS. Есть вспомогательный газотурбинный двигатель ТА14−031.
Вертолет оснащен комплексом активной защиты от атаки зенитных ракет
«Президент-С».
За неимением информации о радиотехнических характеристиках вертолета приводим лишь его летные характеристики.
Рабочая высота — до 3500 м
Экипаж — 2
Максимальная взлетная масса — 12500 кг
Максимальная скорость — 280 км/ч
Крейсерская скорость — 220 км/ч
Дальность — 600 км.
Необходимо сказать, что Ка-31СВ, с точки зрения идеологии построения
«винтокрылого ДРЛО», не уникален. Параллельно с созданием Ка-31, морской
модификации, во Франции разрабатывался вертолет Aerospatiale SA.532
Horizon, предназначенный для работы с наземными целями. Но при этом был
изготовлен только один прототип, который
принял участие в
«Войне в Заливе», продемонстрировав высокую эффективность обнаружения
целей и целенаведения. Французский вертолет снабжал ценной информацией
штаб 18-го корпуса армии США. SA.532 Horizon совершил 24 вылета,
обнаруживая на большом расстоянии иракские РЛС и колонны бронетехники.
После этой эффектной премьеры вертолет запустили в серийное
производство. Причем он работает в составе комплекса, в который также
входят командный пункт и беспилотники. Российский комплекс ВКРРНЦ 1К130
также состоит из трех элементов, два из которых не разглашаются: 23Д2
(вертолет), 9С925, 1И140. Логично предположить, что и Ка-31СВ также
работает в контакте с БПЛА.
И в заключение необходимо сказать,
что у вертолета радиоэлектронной разведки есть определенные достоинства
по сравнению с самолетом ДЛРО. Пусть вертолет и имеет меньшую «мощность»
— то есть меньше обнаруживает и сопровождает целей и на меньшем
расстоянии, зато обладает большей автономностью использования. Может
базироваться на переднем крае. Более оперативен и мобилен. Способен
перемещаться, повторяя передвижения противника.
И для России
ситуация тут особенно острая. Поскольку у нас никак не появится
полноценный самолет ДЛРО А-100, то его отсутствие необходимо
компенсировать вертолетами. Которые и дешевле, и требуют для постройки
меньше времени.