Активное кораблестроение развернулось под Архангельском, а также на донских берегах. Настоящей колыбелью российского флота по праву считается Воронеж. Именно в Воронеже было учреждено первое российское Адмиралтейство, а в 1696 году появилась первая в государстве школа навигацких наук. В исторических материалах сохранились свидетельства о том, что Воронеж является ещё и первым российским городом, в котором был поднят главный символ русского флота – Андреевский флаг. Речь идёт о поднятии Андреевского флага на построенном в Воронеже 58-пушечном линейном корабле «Гото Предестинация», который несколько лет назад был воссоздан по первоначальным чертежам, и который сегодня представляет собой музей с богатой тематической экспозицией.
Кстати, когда речь заходит о первом поднятии Андреевского флага (а было это в 1700 году), то необходимо уточнить, что первоначально крест Андрея Первозванного появился у древка полотнища – на так называемом кантоне (крыже) – в левой верхней четверти адмиральского стяга. Со временем голубой крест на белом фоне занял всю площадь военно-морского флага России. Интересным историческим эпизодом можно считать тот факт, что в течение почти 15 лет после Октябрьской революции графическое изображение Андреевского креста использовалось и флотом Советской России и СССР. Речь идёт о гюйсе Императорского Военно-морского флота России, в котором изменения коснулись центральной части, где появилась красная звезда с серпом и молотом.
Возвращаясь к кораблестроению в эпоху начала созданию Русского флота, необходимо коснуться тот самой экспозиции, которая представлена на точной копии петровского корабля со сложной судьбой – «Гото Предестинация». Экспозиция интересна не только любителям флотской истории, но и людям, интересующимся ретроспективной картографией. На корабле-музее, в частности, представлена копия карты Тартарии, вокруг существования которой (имеется в виду это территориальное образования) сегодня идут жаркие дискуссии.
В экспозиции музея представлены панорамы строительства кораблей на берегах Дона. В частности, рассказывается об использовании для создания мачт высоких идеально прямых сосен, которыми славятся и по сей день леса земли Воронежской.
За короткий срок Россия превратилась из государства с полным отсутствием военного флота в морскую державу, что позволило не только защищать свои интересы на морских подступах, но и прирасти территориями. Наличие достаточно числа кораблей позволило русским мореплавателям открывать и исследовать новые земли. В частности, по указу Петра I в 1724 году была организована экспедиция на восток, которая подтвердила существование пролива между Евразийским и Североамериканским материками, открытого в 1628 году Семёном Дежнёвым, а также позволила исследовать Чукотку и Камчатку. В ходе экспедиции были составлены подробные «генеральные» карты северо-восточной Азии. Фактически это была первая в России научная экспедиция, организованная от имени государства, и воплощённая выдающимися учёными и мореходами, среди которых был Витус Беринг – человек, вклад которого в развитие флота и в подтверждение важности наличия крупного флота для такой страны как Россия трудно переоценить.
История Военно-морского флота России – это и история славных побед. Яркие страницы вписали в историю ВМФ легендарные военные флотоводцы – Фёдор Апраксин, Фёдор Ушаков, Павел Нахимов.
Фёдор Матвеевич Апраксин по праву считается одним из основоположников Русского флота. В 1717 года генерал-адмирал Апраксин назначается императором Петром на пост главы Адмиралтейств-коллегии. Подчинявшаяся Сенату коллегия объединила в себе функции сразу нескольких существовавших на тот момент в России флотских организаций, включая Приказ морского флота, Морской комиссариат, канцелярию флота, а также флотскую провиантскую, мундирную и лесную службы (наименование служб обеспечения). Именно Апраксин во время нахождения Петра в Европе занимался контролем судостроения в России, включая упомянутые воронежские верфи.
Памятник генерал-адмиралу Апраксину в Выборге:
Военно-морской флот России сегодня – это основа морского потенциала страны. Он обеспечивает безопасность морских границ России и оказывает поддержку союзникам, в частности в борьбе с международным терроризмом. Деятельность российских военных кораблей в мировом океане в последнее время превратилась для западных СМИ в самое настоящее «реалити-шоу». Взять ту же авианосную ударную группу, в составе которой к берегам Сирии идёт ТАРК «Адмирал Кузнецов». Западная пресса не знает, в каком ключе подать информацию о дальнем походе кораблей Северного флота России.
То публикуется бессодержательная (если не сказать – глупая) ирония по поводу дыма над палубой авианосца, то вдруг публикации сменяются нотами «об угрозе государствам НАТО». Все эти «чувственные метания» и потоки западного сознания говорят только о том, что российский флот по праву вернулся на международную арену и готов выполнять любые задачи по защиту интересов России.
С днём рождения, ВМФ!