Атомная подводная лодка специального
назначения БС-64 «Подмосковье» после ремонта и модернизации покинула
акваторию северодвинского завода «Звездочка» и вышла на ходовые
испытания. Об этом 24 октября сообщила пресс-служба предприятия, которое
входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация». «В
морских условиях экипаж корабля и сдаточная команда „Звездочки" выполнят
цикл проверок всех систем и механизмов атомной подводной лодки и
отработают плановые задачи, подтверждающие проектные характеристики
субмарины», — заявили на предприятии.
Таким образом, АПЛ
специального назначения «Подмосковье» вышла в море впервые после
16-летнего перерыва, связанного с переоборудованием из стратегического
ракетоносца К-64 проекта 667БДРМ в носитель сверхмалых подводных лодок —
атомных глубоководных станций (АГС) и необитаемыми подводных аппаратов.
По сути, новый корабль создан по заказу сверхсекретного Главного
управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны России.
Переоборудование стратегического ракетоносца К-64 в носитель подводных
аппаратов началось аж в 1999 году. Работы неоднократно
приостанавливались — то из-за пересмотра техзадания, то по причине
недостатка финансирования. О деталях нового проекта по причине
чрезвычайной секретности известно очень мало. А именно: что из корпуса
прежней АПЛ был вырезан ракетный отсек. Его заменили отсеком специальной
конструкции с разъемами и шлюзовыми переходами для малых подводных
лодок, носителем которых стало «Подмосковье». Здесь же расположены
комфортабельный отсек для гидронавтов и научно-исследовательская часть.
За счет вставки нового отсека длина подлодки несколько возросла.
В настоящее время в составе ВМФ находится единственный атомоход
специального назначения - подлодка «Оренбург», в 1996—2002 годах также
переоборудованная из ракетоносца проекта 667БДР.
Обратим
внимание, что решение о переоборудовании двух ракетоносцев в носители
подводных аппаратов было принято в 90-е годы, когда после распада СССР
флотская составляющая нашей ядерной триады опасно уменьшилась, расходы
на оборону были урезаны, а строительства новых морских носителей
баллистических ракет даже не предвиделось. Тем не менее,
военно-политическое руководство страны распорядилось поставить два
атомохода стратегического назначения к «заводской стенке» и вообще снять
с них ракетное вооружение. Чем был вызван такой шаг?
Понятно,
что главное оружие «Оренбурга» и «Подмосковья» теперь не ракеты. Тем не
менее, очень многозначительный факт: более десятка офицеров 29-й
отдельной бригады подлодок Северного флота, которая выполняет задачи в
интересах ГУГИ и к которой теперь приписаны обе субмарины спецназначния,
носят звания Героев Российской Федерации. Для справки: вплоть до 1986
года сверхмалые АГС или «малыши», носителем которых отныне станет и
«Подмосковье», вообще не числились в составе ВМФ, а входили в состав
подразделения Генштаба, связанного с ГРУ.
Особо подчеркнем, что
любые новости, касающиеся ГУГИ, на Западе давно рассматривают только
что не под микроскопом. Скажем, даже упоминание океанографического
исследовательского судна «Янтарь» проекта 22010 (шифр «Крюйс») в СМИ
вызывает бурную реакцию тех, кого принято называть нашими потенциальными
противниками. Именно потому, что и это судно подчиняется тому самому
таинственному ГУГИ.
В начале октября в иностранной прессе
активно обсуждалась «неизвестная и подозрительная деятельность» «Янтаря»
в районах, через которые проложены международные подводные кабели связи
в восточной части Средиземного моря недалеко от сирийского побережья. В
частности, за рубежом немеденно обратили внимание, что российское судно
«зависало» в точках, где проложены турецкий подводный кабель связи
Turtcyos-2, соединяющий турецкую провинцию Хатай с непризнанной Турецкой
Республикой Северного Кипра. Там же — международный подводный кабель
связи IMEWE, соединяющий Европу, Ближний Восток и Индию.
Американское издание The Daily Beast заметило, что появление судна ГУГИ в
этом районе странным образом совпало с усилением нестабильности
интернет-трафика в некоторых странах. Что, по мнению издания, могло быть
вызвано работой находившихся на «Янтаре» глубоководных аппаратов типа
«Русь» и «Консул».
Но вернемся к АГС атомоходов специального
назначения. БС-64, предположительно, призвана взаимодействовать с АГС
проектов «Кашалот», «Палтус» и «Лошарик». А точнее — является носителем
(лодкой-маткой) того или иного «малыша».
Принцип их совместной
работы таков. Носитель скрытно доставляет мини-подлодку (АГС), которая
имеет малую скорость хода, в нужный район. После чего отсоединяет ее для
автономной работы. Помимо носимой глубоководной станции, на
«Подмосковье», судя по открытым данным, будет находиться и автономный
необитаемый аппарат «Клавесин-1Р».
Наиболее известной в СМИ АГС
является пр. 10831 АС-12 «Лошарик», которая получила это неофициальное
название из-за специфической формы корпуса, представляющего собой
несколько соединенных друг с другом титановых сфер. По некоторым данным,
станция не несет на борту никакого вооружения, но способна погружаться
на глубину до шести километров и считается самой бесшумной и неуязвимой
ПЛ российского флота. Оснащена различным оборудованием для глубоководных
работ. В частности, использовалась для сбора геологических образцов на
шельфе в Северном Ледовитом океане. Работы производились на глубине
2,5−3 километров.
Но какие задачи выполняют такие лодки на
сверхглубинах, с которыми не могут справиться исследовательские суда с
гражданскими аппаратами на борту? Даже знаменитые
научно-исследовательские глубоководные аппараты «Мир», приписанные к
Институту океанологии им. П. П. Ширшова РАН?
Отметим, что
бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко, год назад заявлял, что основная задача атомных глубоководных станций —
борьба с натовскими «закладками» на российских подводных кабелях —
линиях связи. «АГС также могут подключаться к подводным кабелям, лежа на
дне довольно продолжительное время. И содействовать в обеспечении
скрытности боевого патрулирования АПЛ Северного флота — так сказать,
„воздействуя" на гидроакустическую противолодочную систему США SOSUS.
Что касается других задач, то действительно эти лодки неоднократно
проводили операции в море по подъёму секретного оборудования с
потерпевшей крушение авиации, а также спутников», — говорил Кравченко.
В дальнейшем ВМФ планирует также получить еще одну АПЛ спецназначения —
К-139 «Белгород» проекта 949А. О ее достройке по специальному проекту
было объявлено в начале 2012 года.
После испытаний БС-64 «Подмосковье» в составе флота заменит лодку «Оренбург» отмечает
научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— Официально атомоходы специального назначения нужны для исследований
глубин и проведения работ по ремонту глубоководной инфраструктуры. Все
остальное — из области догадок и предположений, учитывая объяснимую
секретность темы вокруг ГУГИ, АГС и их носителей. Из открытых данных
известно, что АГС «Лошарик» принимала участие в экспедиции
«Арктика-2012», где помогала корректировать бурильные работы, которые
проводились с двух дизель-электрических ледоколов на шельфе Менделеева в
Северном Ледовитом океане.
Также можно предположить, что одно
из предназначений атомохода и его АГС — подъем с глубины интересных
артефактов, а также — проверка своих и чужих линий связи.
—
У США есть подобные аналоги?
— В настоящее время, видимо, нет. Американцы работают по-другому. У них
есть глубоководные аппараты, с помощью которых они еще в 60-е годы
искали возле побережья Испании потерянные ядерные бомбы с разбившегося
В-52. Но у них носителями таких аппаратов выступают надводные
исследовательские суда. Соответственно, возможности американских
глубоководных станций, по сравнению с российскими АГС, ограничены. В
этом смысле российская техника не имеет аналогов.
—
Судно
«Янтарь» тоже имеет на борту глубоководные станции. Насколько корректны
суждения американцев о возможных задачах, которые «Янтарь» якобы
выполнял в восточном Средиземноморье?
— Сложно сказать.
Оптико-волоконные кабели действительно прокладывают по дну, поскольку
большой объем информации через спутники все-таки не передать…
Возможно, действительно порвался сирийский кабель, и наши специалисты
его исправляли. Кроме того, вполне можно допустить, что «Янтарь», как бы
парадоксально это ни звучало, мог выполнять геологоразведочные работы.
Известно, что еще в 2013 году Дамаск подписал соглашение с компанией
«Союзнефтегаз» о развитии шельфового бурения в территориальных водах
Сирии. В частности, одной из точек, где планировались соответствующие
работы по изысканию, назывался район возле Тартуса — недалеко от места,
где проходит турецкий кабель.
Учитывая обстановку в регионе,
гражданские суда туда сейчас вряд ли пойдут, да и сирийцам платить особо
нечем. А так можно было совместить, так сказать, боевую подготовку с
приятными для нашего союзника вещами.
Наконец, можно допустить,
что какой-то интересный объект в том районе упал в море — либо
российский, либо иностранный. И надо было его оперативно поднять.
Военный историк Александр Широкорад считает,
что американцы хорошо секретят специализированные подводные лодки с
носителями АГС, формально относя их к исследовательским. По крайней
мере, так было раньше.
— Это подтверждает история засекреченной
американской глубоководной подлодки NR-1 времен «холодной войны». В
2013 году ВМС США выставили на обозрение в музее подводного флота в
Гротоне ее останки — она выведена из состава флота в 2008-ом и
утилизирована.
Как писали американские СМИ, в ВМС США
используется сквозная нумерация кораблей, назначаемая Конгрессом. Однако
адмирал Хайман Риковер, в 1949—1982 годах руководивший агентством NR по
разработке и применению военных атомоходов, добился, чтобы подлодке
NR-1 не был присвоен номер из общего корабельного списка. Он также сумел
избавить подлодку от надзора, который в США, как правило,
устанавливается за кораблями различными управлениями и бюро. В общем,
субмарина служила на флоте как исследовательское судно, хотя и
участвовала в боевых операциях. Например, в Средиземном море, за что
командир NR-1 (1970−1973) Тоби Уорсон, получил медаль.
— Кроме
того, у меня не получилось найти фотографий подводной лодки «Хэлибат»
после демонтажа ракетной системы Regulus I и переоборудования ее в
ударную подводную лодку класса SSN в 1965 году, — продолжает Александр
Широкорад. — Дело в том, что после таких работ субмарина получила
мощнейший компьютер, подруливающее устройство для улучшения
маневренности, отсек для входа-выхода диверсантов в подводном положении.
Известно, что субмарина принимала участие в операции по прослушке
подводных линий связи ВМФ СССР «Ivy Bells». А также — в операции
«Project Azorian» 1974 года. То есть, в операции по подъему фрагментов
затонувшей в Тихом океане советской дизельной подводной лодки К-129.
В ходе «Ivy Bells», созданный по заказу ЦРУ в 70-х года аппарат для
автоматического съема и записи информации с подводной кабельной линии
связи СССР, получивший название «кокон», был установлен на нашем кабеле
связи в Охотском море, проложенным от Камчатки до Владивостока.
Вообще, с помощью атомоходов-маток и носимым АГС можно решать большой
спектр задач. Борьба с натовскими «закладками» («камбалами») и минами с
помощью манипуляторов на АГС, обнаружение подводных лодок США и
Великобритании — это только малая часть боевых возможностей субмарин
спецназначения.
Видимо, и в настоящее время постановка
«закладок» в интересах разведок также осуществляется сторонами. Но
преимущество наших гидронавтов в том, что после того, как их в заданный
район скрытно доставляет лодка-матка, они отсоединяются и способны вести
автономное плавание до нескольких недель. В том числе — в нейтральных
или чужих территориальных водах.
Такая работа позволяет
обнаруживать ПЛАРБ противника, например, на таком уязвимом направлении
как Арктика. А одна АГС способна с большой производительностью
обследовать обширный район океана, решая именно военные задачи.
Не исключена и работа по подъему золота с затонувших кораблей. За
давностью лет принадлежность многих судов довольна спорная, более того —
сопряжена с определённым риском, учитывая количество охотников за
драгоценностями.