Ударный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник»
после модернизации получит управляемые противотанковые ракеты
увеличенной дальности, рассказал ТАСС генеральный конструктор
коломенского КБ машиностроения Валерий Кашин.
Модернизация
вертолета, которому согласно кодификации НАТО присвоено имя
«Опустошитель», началась в 2009 году. Он предполагает увеличение боевых
возможностей крылатой машины при помощи широкого спектра конструктивных
усовершенствований, к которым относятся повышение функциональности,
ударной мощи, установки более современной авионики.
К
модернизационным мероприятиям относится и замена двигателя, которая была
необходима для того, чтобы обезопасить себя от непредсказуемости
украинских партнеров. Дело в том, что первоначально на Ми-28Н, принятый
на вооружение в 2013 году, устанавливался двигатель ТВЗ-117. Он был
разработан в 70-е годы в ленинградском ОКБ В.Я.Климова. Но его
производство было налажено в Запорожье на заводе «Мотор Сич».
При президенте Украины Викторе Ющенко стало понятно, что от Киева можно
ожидать неприятных неожиданностей по части исполнения контрактных
обязательств. С чем Россия сейчас столкнулась в полной мере. Петр
Порошенко ввел санкции против холдинга «Вертолеты России», а на прошлой
неделе продлил их. Однако еще в 2001 году ОКБ Климова создало новую
версию турбовального двигателя ВК-2500. А в 2014 году был запущен завод
«Петербургские моторы», который начал выпускать семейство новых/старых
двигателей с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Если
мощность запорожского двигателя ТВЗ-117ВМА на чрезвычайном режиме равна
2400 л.с., то у ВК-2500П, который устанавливается на Ми-28НМ, — 2800
л.с. На крейсерском режиме разница в выигрыше 250 л.с.: 1750 л.с. против
1500 л.с. Вполне понятно, что повышение энергонасыщенности машины
позволяет улучшить маневренность и брать на борт больше вооружения и
топлива.
В то же время ВК-2500 более экономичен за счет
использования в нем электронной системы управления. От украинской
архаики двигатель также отличается наличием эффективной противопожарной
защиты.
Использование нового двигателя, новый винт, а также
уменьшение лобового сопротивления позволили повысить максимальную и
крейсерскую скорости на 10−12%. В частности, этому способствует
отсутствие носовой антенны в объемном обтекателе, которая у Ми-28Н
обслуживает противотанковые ракеты «Атака». Эта функция передана
универсальной многорежимной РЛС.
Первый полет Ми-28НМ совершил
29 июля этого года. Сейчас вертолет проходит заводские испытания в
Люберцах, где находится Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля. Они
должны завершиться в конце года. В войсках модернизированный «Ночной
охотник» должен появиться в конце 2017 года либо в начале 2018 года.
«Ночной охотник» за счет его высокой живучести сравнивают с «летающим
танком». Модернизированный «танк» приобрел дополнительную степень защиты
от уничтожения. В отличие от Ка-52 «Аллигатора», в Ми-28Н системами
управления полетом было оборудовано лишь одно место командира экипажа. В
случае его ранения или гибели вертолет был обречен. Теперь такие
системы появились и у оператора систем вооружения. Это дает возможность и
для обучения пилотов.
Высокая живучесть Ми-28НМ обеспечена
рядом средств, известных и использующихся уже довольно давно. Тут и
бронированная кабина экипажа, и бронеплита между пилотом и оператором, и
энергопоглощаемые кресла и шасси, сберегающие экипаж при жесткой
посадке, и отстрел тепловых ловушек и многое другое. К новейшему
средству относится комплекс радиоэлектронной борьбы «Витебск»,
государственные испытания которого завершились в прошлом году. Комплекс
предотвращает поражение вертолета ракетами с любыми типами головок
самонаведения. Инфракрасные ослепляются лазером, сигнал от РЛС
подавляется в широком спектральном диапазоне.
Помимо этого вертолет обладает пониженной заметностью как в радиолокационном, так и в инфракрасном спектре.
Важнейшим обновлением системы управления огнем является существенная
модернизация РЛС Н025, которая устанавливается в сферическом обтекателе
над несущим винтом. Это станция кругового обзора, имеющая два режима
работы: по воздушным и по наземным целям.
Наземные цели — типа
танка или БТР, немодернизированной РЛС Н025 обнаруживаются и
сопровождаются на расстоянии до 15 километров. Более крупные объекты,
например, мост, видны за 25 километров. При поиске воздушных целей
антенна производит круговое сканирование в секторе 60 градусов в
вертикальной плоскости. Самолеты и вертолеты обнаруживаются за 15
километров, зенитные ракеты и боеприпасы «воздух-воздух» — за 5−6
километров.
У обновленной станции эти характеристики выше.
Собственно, и базовая станция появилась сравнительно недавно. В 2012
году начались ее испытания. Чуть позже она начала устанавливаться на
экспортную модификацию вертолета — Ми-28НЭ. Однако все это время
проходили испытания, доводки и улучшение параметров. До серийного
производства дело дошло только сейчас.
Авионикой Ми-28НМ
управляет более мощный, чем прежде, бортовой компьютер с существенно
более высоким быстродействием. Это позволило использовать в управлении
всеми системами модернизированного вертолета новые, более эффективные,
алгоритмы. Что сказалось даже на пилотировании вертолета, которое, как
заявил главком ВКС Виктор Бондарев, стало проще и удобнее для пилотов.
Максимально автоматизировано и выполнение боевых задач. Чему
способствует, например, внедрение «электронной кабины». Она предполагает
выдачу всей необходимой пилоту и оператору информации в наиболее
наглядном и удобном виде. В частности, этому способствует использование
нашлемной индикации.
Разумеется, модифицированная машина будет
способна делать в воздухе те же самые уникальные фигуры, что и «простой»
«Ночной охотник»: петлю Нестерова, бочку, переворот Иммельмана
(половина восходящей петли с переворотом на 180 градусов для выхода в
горизонтальный полет), полет боком, полет назад, разворот с угловой
скоростью до 117 градусов в секунду. А, может быть, и нечто большее.
«Ночной охотник» оснащен ракетами, позволяющими поражать как наземные
цели, так и воздушные. К противотанковому вооружению относятся две
ракеты: «Атака» и «Хризантема». Именно о них сообщил ТАСС Валерий Кашин,
говоря об увеличении дальности ударов по танкам и иной наземной технике
противника. Сейчас максимальная дальность запуска этих ракет — 6
километров. После их модернизации в коломенском КБ машиностроения она
должна достичь 8 километров. Было объявлено и о том, что модернизации
будут подвергнуты ракеты «воздух-воздух», в роли которых сейчас
выступают ЗУР «Игла-В».
Летно-технические характеристики
модифицированного вертолета пока не сообщаются. Но можно привести
некоторые из них, основываясь на информации от соисполнителей
модернизационного проекта, а также на сообщении о том, что габариты
машины не подверглись существенному изменению.
Характеристики:
Экипаж — 2 человека
Длина фюзеляжа — 17,05 м
Высота — 3,82 м
Ширина с консолями крыла — 5,88 м
Диаметр несущего винта — 17,2 м
Диаметр рулевого винта — 3,85 м
Двигатель — ВК-2500П
Мощность на чрезвычайном режиме — 2×2800 л.с.
Мощность на взлетном режиме — 2×2500 л.с.
Мощность на крейсерском режиме — 2×1750 л.с.
Максимальная скорость — 340 км/ч
Крейсерская скорость — 290 км/ч.