На сегодняшний день численность боевых
кораблей ВМС Украины составляет 17 единиц. За исключением фрегата
«Гетман Сагайдачный», корвета «Винница» и среднего десантного корабля
«Юрий Олефиренко», главной ударной силой соседней страны на море
составляют малые катера, которые сильны разве что в патрулировании
прибрежных зон. В остальных случаях «москитный» флот Украины обречен на
быструю гибель, поскольку его оборонительный потенциал равен нулю.
Время перемен
Для спасения ситуации в 2005 году
Украина организовала программу «Корвет», по которой начала разработку
собственных военных кораблей по проекту 58250. Правда, собственного в
них оказалось немного: по оценкам проектировщиков, комплектующее
оборудование, производимое в стране, составляет лишь 60% от всего судна,
остальное, включая вооружение и технические средства, придется закупать
у западных стран.
По данным военного ведомства
страны, корабль проекта 58250, хотя и относится к классу «корвет», его
параметры и возможности несколько преобладают общепринятые для класса
стандарты. Судно выглядит больше корвета, но меньше фрегата.
«58250» имеет водоизмещение 2650 тонн и может выполнять не две, а сразу
три боевые задачи (борьба с надводными, подводными и воздушными целями).
Кроме того, в конструкции корабля впервые для Украины применена
стелс-технология.
Каждый год по корвету
К 2020 году Минобороны Украины поставило
задачу принять на вооружение 30 готовых корветов. Планы поистине
наполеоновские, однако из-за отсутствия финансирования, им так и не
суждено было сбыться. Перспективный военный корабль, совместимый со
стандартами НАТО и оснащенный передовым западным оборудованием, обошелся
Украине в астрономические для страны $300 млн. долларов. Учитывая
серьезные проблемы с экономикой, которые с каждым годом только
обостряются, осилить подобный проект у соседней страны нет никаких
возможностей.
По оценкам производителя («Черноморский
судостроительный завод»), на сегодняшний день корпус корабля готов лишь
на 80%, а общая техническая готовность составляет меньше 17%. Поставки
новых образцов вооружения, как и денежных инвестиций, со стороны Запада
сейчас не активны, поэтому о возобновлении постройки говорить не
приходится.
Бесперспективняк...
О том, что у проекта нет будущего,
первыми заговорили депутаты Верховной Рады. Координатор группы
«Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук раскритиковал отсутствие
прогресса в строительстве корабля. Причиной этого, по мнению народного
депутата, стали пропавшие активы экс-президента Виктора Януковича и
«отсутствие энтузиазма у западных коллег».
Несмотря на всеобщий скепсис,
командующий ВМС Украины Игорь Воронченко смотрит в будущее боевого
корабля с оптимизмом. В недавнем интервью одесской газете «Думская» он
заявил, что головной корвет проекта «Владимир Великий» все же будет
достроен. Правда, на вопрос о сроках окончания строительства
вице-адмирал так и не дал конкретный ответ. «Через два – три месяца все
возобновим, конечно, есть определенные проблемы, но все решаемо.
Главное, есть воля руководства страны», - приводит издание слова
Ворониченко.
Таким образом, обновленный флот,
состоящий из современных военных кораблей, отвечающих стандартам НАТО,
остается недосягаемой высотой для Украины. И дело тут вовсе не в
отсутствии возможностей. Главная проблема украинского фиаско –
безответственность, с которой Киев подходит к проекту. Пока политики
ищут виноватых для оправдания собственного расточительства, а в
действиях командующих видны лишь полумеры, недостроенный корвет проекта
58250 так и не увидит свет, навсегда оставшись недостроенным.