Стратегическое командно-штабное учение «Кавказ-2016» показало, что Российская армия готова к решению самых непредвиденных задач на различных театрах военных действий. Солдаты и офицеры отмобилизованы, моральный дух на высоком уровне. Но насколько отвечает новым вызовам наша боевая техника? Какие новые образцы ВВСТ в разработке, готовы к запуску в серию? На эти и другие вопросы «ВПК» ответил начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Александр Шевченко.
– Александр Александрович, насколько известно, новые образцы автобронетанковой техники прошли испытания в Арктике и южных широтах. Каковы итоги?
– Впервые за последние пятнадцать лет по решению министра обороны Главное автобронетанковое управление МО РФ (ГАБТУ) подготовило и провело такие экспедиции. Прошло уже четыре подобных испытания, сейчас завершается пятая экспедиция – техника возвращается с юга, из пустыни. Первые два состоялись на северах, в Арктике. В основном опробовалась автомобильная и колесная бронетанковая техника. Для нас это уникальный опыт. Мы возродили все то, что наработано советскими конструкторами и промышленностью. В СССР было очень хорошо поставлено создание техники для специальных условий. И в ходе экспедиции за полярным кругом подтверждена актуальность этих наработок по колесной бронетехнике. Мы также дополнили требования, разработанные в СССР, к новым образцам, которые создаются и в ближайшее время будут приняты на снабжение войск. Две другие экспедиции пришлись на юг, горы и пустыни.
"Как только была показана передовая по своим техническим решениям «Армата», на Западе сразу началась модернизация «Леопардов», «Абрамсов», «Леклерков»”
О результатах могу сказать одно – в следующем году Министерство обороны примет партию грузовых автомобилей в исполнении для особо холодного климата. Это будет крупная партия КамАЗов и «Уралов».
Вскрылись некоторые технические проблемы, но нашей промышленности по силам их решить. Например, возникли вопросы по резинотехническим изделиям. Мы хотим, чтобы они выдерживали температуру не только минус 50, но и минус 60. Борьба идет буквально за каждый градус.
Решается проблема морозостойкости горюче-смазочных материалов, аккумуляторов, систем обогрева и отопления. Промышленность работает в этих направлениях.
Есть результаты в создании нетрадиционных до недавнего времени средств передвижения. Например, мотовездеходы или, как их еще называют, квадроциклы уже приняты на снабжение. Министерство обороны каждый год закупает не менее 200 таких машин для спецназа, арктических подразделений, Сухопутных войск, разведчиков и десантников.
– При прежнем руководстве Минобороны одно время был курс на закупку иностранной техники и вооружения, в том числе бронеавтомобилей «Ивеко». Сейчас, судя по всему, мы делаем ставку на отечественного производителя. Насколько интересна Минобороны линейка машин под общим названием «Тигр», каковы перспективы закупок?
– Направление разработки такой техники действительно интересно. Министерством обороны поставлена задача по модернизации бронеавтомобилей «Тигр» по результатам опытной эксплуатации. Их достаточно много сейчас в войсках, они хорошо себя показали, массово используются.
Коллаж Андрея Седых
Но требования с каждым днем ужесточаются, поэтому будем модернизировать «Тигра» в направлении баллистической стойкости, подвижности, огневой мощи, в противоминном отношении.
По решению Генерального штаба ГАБТУ работает с предприятиями промышленности по улучшению характеристик данной машины. На выставке «Армия-2016» был представлен «Тигр» с 30-мм и другими боевыми модулями различного калибра (7,62 мм, 12,7 мм), многоканальной установкой.
На «круглом столе» мы обсуждали интересный проект модернизации «Тигра», который позволит создать «Тигр-2». Есть определенные наработки. Под эту работу открывается ОКР, и если испытания завершатся успешно, то, несомненно, будут и закупки. Здесь все логически взаимосвязано.
" Будем модернизировать «Тигра» в направлении баллистической стойкости, подвижности, огневой мощи, в противоминном отношении”
Что касается показанного на выставке «Тигра» с 30-мм пушкой и новым необычным боевым модулем, то это результат работы, которая проведена в весьма сжатые сроки. Эта машина даже отстреляла на полигоне. На вооружение она будет принята после завершения испытаний. Если промышленность постарается, то, возможно, уже в 2016 году. Кстати, в ней все узлы и элементы отечественные, в том числе двигатель.
Тенденция последнего времени такова, что модуль, который мы принимаем на снабжение, можем поставить на любой носитель по требованию конкретного заказчика, будь то автомобиль или бронетранспортер. Есть, например, «Тигр» без модуля. В этом несомненный плюс подобной конструкции любой техники.
Если же вспомнить о закупках машин иностранного производства, то все, что делало Министерство обороны, считаю, было правильно. В Вооруженных Силах сегодня находится порядка 200 бронированных автомобилей «Рысь», которые хорошо себя зарекомендовали. Вы видите «Тайфуны», модернизацию «Тигров», «Торнадо» – все это разработано с учетом опыта мирового автомобилестроения. А выводы делайте сами.
– Что с джипом камазовской разработки с 30-мм пушкой? На каком этапе его создание?
– Джип производства КамАЗа с 30-мм пушкой – плановая часть опытно-конструкторской работы «Тайфун». Изначально, три года назад закладывалось, что «Тайфун» 4x4 должен быть отработан теоретически, в рабочей конструкторской документации, но боевой опыт и выполняемые служебные задачи потребовали изготовить такую машину в металле. Что и сделано за очень короткое время. Ее можно было тоже посмотреть на выставке «Армия-2016». Машина обладает высокими характеристиками и будет использоваться как базовое шасси для различных вооружений под конкретные задачи и заказчика. Опытную партию закупят в 2017 году и направят в войска, в частности в подразделения специального назначения для пробной эксплуатации. Это позволит понять, что нужно доработать для принятия на вооружение хорошо зарекомендовавшей себя машины.
– Генеральный директор Уралвагонзавода сказал, что на сегодня модернизировано около тысячи танков Т-72 до уровня Т-72-Б3. Что дальше?
– Эту работу мы начали еще четыре года назад по программе развития бронетанкового вооружения. Таких танков в Вооруженных Силах действительно более тысячи единиц. Надо отметить, что с этой машиной мы попали в десятку по соотношению качество – стоимость. Она имеет хорошие перспективы и будет дальше развиваться. В ближайшее время по гособоронзаказу в Вооруженные Силы поступит более 300 улучшенных Т-72-Б3, доработанных по требованию войск. Совершенствование коснется силовой установки, систем защиты, прицельного комплекса.
– Россия в минувшие годы позиционировала себя больше с танком Т-90. Почему же он поступает в войска в столь малых количествах? Проблемы с финансированием?
– Было время, когда финансирование было не настолько плановое и серьезное, как сейчас. Танк Т-90 – дорогое удовольствие, но мы понимали: это очень хорошая машина и, безусловно, нам хотелось ее иметь. Сейчас на вооружении их несколько сотен, они используются, хорошо себя зарекомендовали и Минобороны никоим образом от них не отказывается. В ближайшее время танки Т-90, выработавшие ресурс, будут отправляться на завод и возвращаться модернизированными. Для этого ГАБТУ разработана специальная программа «Прорыв-3», которую мы обсуждали на форуме. После доработки Т-90 станет еще лучше, чем существующий.
– На базе Т-90 разработана боевая машина поддержки танков (БМПТ), поставки которой начались в Казахстан. Правда, наши коллеги недоумевают, почему она не принята на вооружение у нас самих. Каковы перспективы здесь?
– Это лишний раз подчеркивает отношение к нашей технике. Так что стоит сказать нашим коллегам, что мы уже принимаем ее на вооружение. Это, думаю, сразу поднимет ее в цене, повысит объемы закупок. Вместе с тем по данной машине свое слово еще должен сказать Генеральный штаб, а это вне компетенции Главного автобронетанкового управления. Повторю: машина создана и в любой момент готова выйти на испытания.
– Особое место в названном ряду занимает танк Т-14 «Армата» – последнее детище нашей «оборонки». Он был представлен на форуме «Армия-2016», но о конечных характеристиках по-прежнему мало что известно.
– «Армата» проходит предварительные испытания, и в этом году мы планируем их завершить. После чего танк установленным порядком получит соответствующую литеру, для него откроются новые перспективы.
Коллаж Андрея Седых |
Сегодня машина выходит на госиспытания для приема на снабжение. Закуплена опытная партия Т-14 «Армата». Специалисты изучают машину применительно к войскам, она работает в полевых условиях, идет набор, как говорится, статистических данных. Все, что не соответствует требованиям военных, немедленно уходит в виде извещений в конструкторское бюро или на завод для принятия решений. Государственные испытания «Арматы» завершатся в следующем году.
Напомню, что одной из отличительных особенностей Т-14 является вооружение. Пушка может стрелять любым боеприпасом калибра 125 миллиметров. В этом, кстати, одна из изюминок этой машины. Если будет разработан более современный боеприпас в таком же калибре, танк сможет и его использовать.
В целом опытно-конструкторская работа «Армата» имеет задачу изготовить и представить на испытания три образца военной техники: собственно танк, боевая машина пехоты и создаваемая под них бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ). Уникальность работы в том, что принимается на вооружение не отдельный образец, а целое семейство на единой платформе.
Примерно такая же ситуация по ОКР «Курганец». В соответствии с ней создаются БМП, бронетранспортер, БРЭМ. Все они вышли на предварительные испытания, контракт выполняется. Проверяется качество изготовления в соответствии с конструкторской документацией, осуществляется контроль военных представителей.
Далее госиспытания, которые завершатся в следующем году. Вообще 2017-й станет переломным для нашего танкостроения, мы будем свидетелями принятия на снабжение войск абсолютно нового парка бронетанкового вооружения, которое, полагаю, внесет изменения и в тактику действий на поле боя.
Назову еще боевую машину пехоты «Бумеранг», которая сейчас находится на испытаниях и уже хорошо показала себя, пройдя две тысячи километров. Буквально месяц назад я сам ею управлял. Завершение испытаний и принятие на вооружение ожидается также в 2017 году.
– Но не нарушит ли ваши замечательные планы Министерство финансов? Известно, что Минобороны и Минфин разошлись в оценках выделения средств на ГПВ-2025. Дискуссия вышла на уровень президента…
– Названные работы профинансированы, идут, так сказать, по полному бюджету, поэтому данные статьи не будут сокращены. Министерство обороны в свою очередь все, что положено, перечислило науке и на производство. Что касается ГАБТУ, то оно в первую очередь финансирует перспективные ОКР.
Поэтому, думаю, сокращение финансирования может отразиться на чем-то другом, но только не на развитии вооружения и военной техники. Опытные работы «Армата», «Курганец», «Бумеранг», повторю, полностью профинансированы, мы отдаем им приоритет, потому что это задел на будущее.
– Нет ли в планах Минобороны соответствующих НИР по созданию танков на колесах? В ряде западных армий они зарекомендовали себя неплохо.
" Если колесный танк будет нужен, у нас уже есть очень хорошие наработки”
– Каждая машина рождается из требований, которые задаются формами и способами применения боевой техники. Если такая машина будет нужна, нет сомнений, что наши танкостроители ее сделают.
Но пока за рубежом колесные танки имеют только две страны – США и Италия. У американцев есть проблемы по машине, а наибольших успехов достигли итальянцы. Мы их опыт изучали. Колесный танк – очень высокотехнологичное изделие. Оно требует решения вопросов сочетания огневой мощи и возможностей подвески, тут не все так просто. Кроме того, такие машины имеют довольно узкую сферу применения.
Словом, в ближайшей перспективе перед ГАБТУ подобных задач не стоит, но если они появятся, то я могу гарантировать, что мы их выполним, поскольку у нас есть очень хорошие наработки.
– Сейчас наши так называемые партнеры уделяют большое внимание роботизированной технике. Солдат, офицер как бы уходят с линии огня и все больше становятся операторами, что сокращает потери в боевой обстановке.
– В 2017-м, как уже отметил, мы планируем принять на вооружение целую линейку новых машин. Понимая, что они создаются по уникальным технологиям, нынче начали программу, которая представит рекомендации и наработки по роботизации. Необычность подобной техники в наличии цифровой аппаратуры, что наделяет их уникальными возможностями, создает прочную основу роботизации бронетехники. Для этого начата соответствующая научно-исследовательская работа.
Основа для роботизации создана цифровыми технологиями, заложенными на этапе проектирования тех же «Арматы», «Курганца», «Бумеранга». Речь о том, чтобы создать систему, которая будет самостоятельно принимать решения на поле боя, что достаточно трудно. Для этого надо решить проблемы технического зрения, реагирования на обстановку.
Работа рассчитана на два года, когда может быть создана уже роботизированная «Армата», в которой цифровое устройство самостоятельно решает задачи исходя из объективной обстановки.
Когда машины на платформе «Армата» будут приняты на снабжение, заказчики в лице управлений видов и родов войск смогут задать свои особые требования для создания вооружений под их номенклатуру. Естественно, в этом активное участие будут принимать ГАБТУ, научно-исследовательские институты, специалисты бронетанковой и автомобильной техники.
Повторю: уже через два года может появиться роботизированная «Армата», но я бы не создавал ажиотаж вокруг танка-робота.
– Если говорить о зарубежных производителях техники, то можно ли сопоставить украинский танк «Оплот» с нашим Т-90? В чью пользу такое сравнение?
– Наша машина однозначно лучше по всем параметрам. Такой вывод следует из сравнительных характеристик огневой мощи, защищенности, командной управляемости, подвижности. Но самое главное – это надежность.
– Советская школа танкостроения всегда опережала западную на пять – десять лет. А сейчас мы на каких позициях? Думаем ли о комфорте экипажа, например о кондиционере в танке?
– Разница в концепциях танкостроения, в школах. Она сохраняется. Для нас главное – слияние огневой мощи, защиты, командной управляемости и подвижности. На Западе подход немного другой. Но обратите внимание: как только была показана передовая по своим техническим решениям «Армата», на Западе сразу началась модернизация «Леопардов», «Абрамсов», «Леклерков», создание совместных предприятий для разработки новых образцов бронетехники. В Германии, Франции, США резко встал вопрос об их модернизации. Это говорит о том, что мы попали в цель, разработали передовую машину, и еще вопрос, кто кого догоняет.
«Армата» превзошла западную технику по многим показателям, это действительно передовая машина по примененным в ней конструкторским решениям, о которых еще далеко не все известно даже многим специалистам.
В перспективе «Армата» станет основным боевым танком Вооруженных Сил. Это, поверьте, серьезный прорыв российской школы, которая вновь вышла в лидеры мирового танкостроения и, надеюсь, уже не уступит первенства никогда.