Авианосец «Шторм» изменит военно-морскую стратегию России
Фото: Politrussia.com
Видео: Politrussia.com
Военное руководство России, судя по всему, всерьез задумалось над масштабной
корректировкой военно-морской стратегии. Об этом свидетельствует как минимум
активизация работы над проектом перспективного российского авианосца «Шторм», сообщения
о котором только в 2016 году несколько раз буквально взрывали медиасферу. Что
привнесут готовящиеся изменения в деле обеспечения безопасности нашей Родины и
с какими трудностями это может быть сопряжено?
Масштабная модель авианосца проекта 23000 «Шторм» впервые была показана
широкой публике на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015», прошедшем
в городе Кубинка Московской области в июне 2015 года.
С тех пор в СМИ время от времени попадают «осколки» информации, касающиеся
тех или иных аспектов создания суперкорабля. Но будучи по отдельности лишь
маленькими информационными крупинками, все вместе они свидетельствуют о том,
что работа над ним не стоит на месте.
Что мы уже о нём знаем?
Проект 23000 «Шторм» был разработан Крыловским государственным
научно-исследовательским центром. До публичной демонстрации на «Армии-2015» модель корабля успели показать специалистам в закрытом режиме на военно-морском
салоне в Санкт-Петербурге в 2013 году.
Строительство новейшего российского авианосца ориентировочно может начаться в
промежутке между 2019 и 2025 годом. До 2030-го он уже должен быть в строю.
По своим основным параметрам он приблизительно равен новейшему американскому
суперавианосцу «Джеральд Р. Форд».
Водоизмещение – около 100 тысяч тонн, что примерно соответствует аналогичному
параметру американца. Ориентировочнаядлина – 330 метров (всего на 7 метров короче американского коллеги). Ширина – 40 метров (на 1 метр уже новейшего авианосца США). Осадка – 11 метров (против
12-ти американских). Скорость у обоих кораблей – порядка 30 узлов. А вот что
касается авиакрыла, то тут российский перспективный авианосец явно выигрывает:
90 летательных аппаратов против 75.
Авиагруппа должна будет состоять из истребителей МиГ-29К и перспективных
палубных Т-50. Кроме того, в нее войдут самолеты дальнего радиолокационного
обнаружения и, вероятно, многоцелевые вертолеты Ка-27.
Велика
вероятность, что с воздуха российский авианосец будет прикрывать корабельная версия,
пожалуй, самого совершенного в мире зенитно-ракетного комплекса С-500. В
дополнение к нему «Шторм» будет оборудован и противоторпедной защитой. Также
для увеличения живучести планируется разделить пункты управления кораблем и
летательными аппаратами.
Силовая установка нового корабля должна стать гибридной. Основная – атомная – будет
совмещаться с резервной газотурбинной. По предварительной информации,
российский авианосец должен получить атомный реактор «РИТМ-200», такой же, как на самом мощном ледоколе мира «Арктике»,
который недавно был спущен на воду в Санкт-Петербурге. Фактически «Арктика»
протестирует перспективное «сердце» авианосца в северных льдах, после чего оно
уже с учетом выявленных и устраненных проблем появится у перспективного суперкорабля.
Что сразу бросается в глаза в новом проекте, так это удивительно свободная палуба,
что для советских моделей авианосцев совершенно нехарактерно. Построенные в
СССР тяжелые авианесущие крейсеры имели мощное ракетно-артиллерийское
вооружение и могли действовать, условно говоря, самостоятельно. Американские же
авианосцы последних десятилетий – это просто плавучие аэродромы, которые в
обязательном порядке сопровождаются целой эскадрой. Вместе с другими кораблями
они формируют целую авианосную ударную группу (АУГ).
Полноценные
АУГ сегодня есть только у США. Нечто подобное с большими оговорками
собирала Франция и может собрать Россия. В ближайшее время такая
возможность, опять-таки с оговорками, появится у Китая.
Авианосец в составе группы сопровождает 8-10 кораблей охранения (крейсер,
эскадренные миноносцы, фрегаты, многоцелевые подводные лодки) и суда
обеспечения.
Так вот, на палубе у «Шторма», как и у американских авианосцев, «ударный
компонент» практически отсутствует. И поэтому так свободна его палуба. Это, с
одной стороны, радикально усиливает его авиационную мощь, а с другой –
обязывает действовать в составе АУГ. И для того, чтобы российская авианосная
ударная группа стала полноценной, еще многое предстоит создать. Для начала –
палубную версию Т-50. Столь мощный корабль есть смысл оснащать именно
многоцелевыми истребителями пятого поколения.
После этого стоит задуматься об отсутствующих в России самолетах ДРЛО.
Первую подобную машину разрабатывали в 80-е годы XX века для строящегося в Николаеве тяжелого
атомного авианесущего крейсера «Ульяновск». Но Союз распался, авианесущий
крейсер гордые украинцы порезали на металл, и самолет оказался никому не нужен.
Время идёт, технологии не стоят на месте, и теперь его придется создавать
буквально с нуля.
Хорошо бы было также пополнить потенциальную российскую АУГ новейшими кораблями. Но работа в данном направлении уже идет.
Что касается подводных лодок, то тут нужны либо атомные многоцелевые, либо как
минимум воздухонезависимые дизель-электрические, которые у нас активно доводят
до ума.
Например, сегодня заканчиваются
комплектования Черноморского флота подлодками проекта 636.3 «Варшавянка». И ужеесть
намерение построить несколько таких субмарин для Тихоокеанского флота.
Есть вопросы к строительству и самого авианосца. В СССР тяжелые авианосные
крейсеры строили исключительно в Николаеве. В РСФСР соответствующих мощностей
создано не было. Соответственно, для строительства авианосца нужно создать
новую или приспособить имеющуюся инфраструктуру.
Сегодня на роль строителя объективно могут претендовать три предприятия: «Балтийский
завод» и ОАО «Северная верфь» в Санкт-Петербурге, а также северодвинский «Севмаш».
Последний имеет опыт модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец «Викрамадитья» для индийских ВМС.
Пока что сухого дока соответствующих размеров нет ни у одного из вышеперечисленных заводов.
Хотя в апреле 2016 года в СМИ появилась
информация, что строительство перспективного авианосца будет возможно на
одной из верфей Санкт-Петербурга, однако нужно понимать, что обеспечить его –
задача непростая, нетривиальная и дорогая.
Более того, у перспективного российского авианосца нет еще и причала. Его также придется строить
практически с нуля в месте, где будут иметься все необходимые коммуникации для
снабжения корабля и где можно будет эффективно защитить корабль с суши, моря и
воздуха частями сухопутных войск, береговой охраны и ПВО.
Новый российский авианосец, по логике вещей, должен будет входить в состав
Северного флота.
Во-первых, Арктика для нас сегодня – это зона перспективного развития и потенциального
столкновения интересов. Во-вторых, из Северного Ледовитого океана между
Исландией и Скандинавией можно легко выйти в Атлантический океан.
Поэтому удобное место базирования придется подбирать на Севере, а там таких не
так уж и много.
Однако стоит держать в уме, что для достижения баланса России следовало бы в
нынешней военно-политической ситуации задуматься над тем, чтобы иметь два
авианосца и, соответственно, две авианосные ударные группировки – вторая очень
пригодилась бы стране в Тихом океане. Ведь именно дальневосточные моря уже
сегодня превращаются в зону самых острых международных противоречий и в место, где
с самой большой долей вероятности может начаться третья мировая война.
Однако насколько формирование двух
АУГ будет нам по силам в обозримом будущем?
Стоимость одного отечественного авианосца эксперты оценивают в сумму от 350
миллиардов до триллиона рублей. Создание авиакрыла, судостроительной
инфраструктуры и причалов – в ещё большую сумму. Выходит весьма дорого.
Тем не менее без авианосца крупной державе сегодня нельзя. Несмотря на то,
что из-за развития современных подводных лодок и береговых противокорабельных
ракетных комплексов роль авианосцев в последние годы заметно снижается, их
возможности сложно переоценить при участии большого государства в локальных и
региональных конфликтах. А именно к «цепям» из таких конфликтов сводится
сегодня глобальное противостояние.
Politrussia.com
При
этом необходимо соблюдать баланс: Россия в первую очередь сухопутная
держава, поэтому фанатично строить авианосцы для нее нет никакого
смысла. Да и корабли подобного типа в большом количестве – явный признак
агрессивной политики государства. Российская Федерация же – мирная
держава с оборонной доктриной, которая тем не менее не готова
поступаться собственными интересами. Именно для их защиты и нужно в
составе флота иметь парочку авианосцев.
Хорошо, что у нас есть военная база в Сирии, судя по всему, не исключено и
использование авиабазы в Иране – стоит только уладить неожиданно возникшие
противоречия. Но такие тепличные условия могут быть предоставлены далеко не
всегда и не везде.
С тем, чтобы понять, что такое авианосец в боевых условиях, к берегам Сирии в
скором времени отправится наш единственный тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал
Кузнецов». Строго говоря, с учетом наличия в нашем распоряжении сухопутных
аэродромов в регионе, а у берегов – кораблей с «Калибрами», в приходе корабля
сильной необходимости нет. Но зато экипаж крейсера и пилоты палубной авиации
смогут получить бесценный опыт в боевых условиях – что вдвойне ценно.
Возможно, полученный опыт позволит нам ответить на вопросы – достаточно ли
российскому флоту для решения поставленных перед ним задач «компактных» и
универсальных ТАКРов или все же нам необходимы именно авианосные ударные
группировки с авианосцами, аналогичными американским. Если мы окончательно
осознаем необходимость в АУГах, то это станет непростым испытанием и для
отечественной науки, и для промышленности. Зато мы получим мощное средство
укрепления безопасности нашей страны и защиты наших интересов по всей
территории земного шара. А заодно бесценный производственный опыт и серьезный стимул
для научного развития.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #4 написал: ufpb (9 сентября 2016 13:54) Статус: |
Остро встал вопрос кто хозяин на Северном полюсе. А в ближайшие лет 150-200 также возникнет вопрос, а чей Южный полюс? По Морскому праву Южный материк принадлежит открывателю - России. И нужно будет это право защитить. Или кто-то сомневается, что Южный континент не содержит в себе богатства? Это сейчас действуют всякие моратории, а в будущем?
» #3 написал: IlyaS (9 сентября 2016 11:32) Статус: |
И с чего же Вы загрустили? Радоваться надо, что страна имеет возможность построить авианосец такого класса. Да, гонка вооружений никого не вдохновляет. Не мы начали угрожать и трясти перед носом "кулаками" у "партнера". Что сидеть и ждать пока тебя размажут по-вашему?
Новый российский авианосец, по логике вещей, должен будет входить в состав Северного флота. Во-первых, Арктика для нас сегодня – это зона перспективного развития и потенциального столкновения интересов. Во-вторых, из Северного Ледовитого океана между Исландией и Скандинавией можно легко выйти в Атлантический океан.
Выходит авианосец должен быть ледокольного типа чтобы контролировать Арктику? И как в таком случае он будет действовать в более теплых морях? Легко пройти между Исландией и Скандинавией будет тогда, когда пропустят. С той стороны то ж не дураки сидят и так же как и мы готовят "Убийцу авианосцев".
...А заодно бесценный производственный опыт и серьезный стимул для научного развития.
И на что же этот "опыт" пойдет? Производство нового оружия и выработку нового опыта? и так до бесконечности... Грустно!
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 558
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 408
Рейтинг поста:
Например, на производство супер танкеров и контейнеровозов ледокольного типа
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 4496
Рейтинг поста:
И с чего же Вы загрустили? Радоваться надо, что страна имеет возможность построить авианосец такого класса.
Да, гонка вооружений никого не вдохновляет. Не мы начали угрожать и трясти перед носом "кулаками" у "партнера".
Что сидеть и ждать пока тебя размажут по-вашему?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2203
Рейтинг поста:
Во-первых, Арктика для нас сегодня – это зона перспективного развития и потенциального столкновения интересов. Во-вторых, из Северного Ледовитого океана между Исландией и Скандинавией можно легко выйти в Атлантический океан.
Выходит авианосец должен быть ледокольного типа чтобы контролировать Арктику? И как в таком случае он будет действовать в более теплых морях?
Легко пройти между Исландией и Скандинавией будет тогда, когда пропустят. С той стороны то ж не дураки сидят и так же как и мы готовят "Убийцу авианосцев".
И на что же этот "опыт" пойдет? Производство нового оружия и выработку нового опыта? и так до бесконечности...
Грустно!