В России создан первый ударный беспилотник
Корпорация «Иркут» начала испытания беспилотного
летательного аппарата (БПЛА) в рамках опытно-конструкторской работы
«Прорыв» (ранее был известен как проект «Як-133»).
Аппарат
способен вести разведку и при необходимости уничтожать объекты
противника, оставаясь при этом незаметным для его радаров. Новинка
построена по оригинальной аэродинамической схеме и внешне сильно
отличается от традиционных летательных аппаратов.
В дальнейшем
новейший беспилотник будет оснащен не только управляемыми ракетами
класса «воздух-земля» и бомбами, но и оптико-электронными системами,
комплексами радиотехнической разведки и даже радиолокатором.
Как
отметил собеседник «Известий» в авиастроительной отрасли,
аэродинамическая схема новейшего беспилотника (сочетание геометрической и
конструктивной схемы летательного аппарата) очень сложная, содержащая
много уникальных технических решений, ранее не применявшихся ни в одном
из серийных летательных аппаратов.
«На этапе проектирования шли
дискуссии между представителями Центрального аэрогидродинамического
института имени Жуковского (ЦАГИ), „Иркута" и ОКБ Яковлева, в ходе
которых высказывались мнения, что аппарат такой формы вообще не сможет
летать», — рассказал «Известиям» один из участников проекта.
«Сомнения
развеялись только после того, как в августе состоялся первый
испытательный полет. Всё прошло отлично, конструкторов поздравили».
Состав
вооружения беспилотника пока до конца еще не определен, но уже сейчас
известно, что стационарные цели БПЛА будет уничтожать бомбами с
лазерными и оптическими головками самонаведения, а также корректируемыми
по сигналу ГЛОНАСС.
«Уникальная аэродинамическая схема дрона
позволяет сделать БПЛА невидимым для вражеских радаров даже в тот
момент, когда он применяет оружие или ведет разведку, но и достаточно
маневренным и скоростным, — рассказал авиастроитель. — Для того, чтобы
новейший беспилотник с выбранной аэродинамической схемой смог полететь,
пришлось проделать очень сложную работу по комплексированию БПЛА, к
которой, в частности, привлекались специалисты из Роскосмоса».
Термин
«комплексирование» означает сведение работы всех систем и подсистем,
установленных на борту летательного аппарата, в единый комплекс. По
словам собеседника «Известий», используя современные технологии, можно
заставить летать и выполнять маневры даже табуретку, но остается
проблема, как при этом управлять таким изделием.
«Все системы
летательного аппарата должны действовать в комплексе, как единый
организм. Если пилот, к примеру, начинает выполнять маневр, то все
бортовые системы — навигационная, управления двигателями и т. д. — с
учетом конструкции летательного аппарата и его характеристик —
оптимизируют свою работу так, чтобы без срывов выполнить заданный
маневр, — пояснил представитель авиастроительной отрасли.
— В
современных летательных аппаратах несколько тысяч различных систем и
подсистем, контролирующих и управляющих сотнями параметров полета, и
пилот не может самостоятельно следить за работой каждой. Поэтому
современные летательные аппараты оснащаются информационно-управляющими
системами (ИУС), заставляющими работать самолет в комплексе».
Самая
важная часть комплексирования — прописать алгоритмы и математические
формулы, задающие логику и параметры работы всех систем летательного
аппарата, которые, превратившись в специальную программу, и
закладываются в ИУС летательного аппарата.
«Беспилотные технологии
в России сейчас развиваются весьма активно как в государственной
промышленности, так и в частном сегменте, — констатирует руководитель
направления AeroNet Национальной технологической инициативы Сергей
Жуков.
— Если говорить о планерах, то мы сейчас примерно на уровне
мировых стандартов в части БПЛА малых размеров и имеем некритичное —
меньше трех лет — отставание в части сверхлегких композитных конструкций
для беспилотников больших размеров. Если говорить о системах навигации и
управления, то наши разработки не уступают зарубежным аналогам, но
минус в том, что выполнены пока на иностранной элементной базе.
По
силовым установкам мы несколько отстаем, но могу констатировать, что
сейчас у нас ведутся разработки в области локализации производства
поршневых и турбореактивных двигателей, так что эту нишу отечественная
промышленность закрывает усиленными темпами.
По обработке данных
мониторинга мы создаем собственные проблемно-ориентированные продукты и
уже выводим их на мировой рынок. А по интеграции в общее воздушное
пространство мы, возможно, даже опережаем мировой уровень на 1–2 года» Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|