Соединенные Штаты Америки — держава, ориентированная на господство на
море. Против географии не попрешь, США отделены океанами от основных
экономических, ресурсных и производственных центров планеты. Чтобы не
скатиться до статуса регионального государства, американцам необходимо
иметь возможность создавать перевес в силах в любом участке мирового
океана.
Во второй половине ХХ века задачу доминирования в мировом океане
решали авианосные ударные группы с авианосцем в качестве флагмана.
Мощное соединение позволяло проецировать силу туда, где американцам
мерещился недостаток демократии, но все хорошее когда-нибудь кончается. И
вот уже даже рупор американской пропаганды журнал National Interest
задается вопросом: а не подошла ли к концу эпоха авианосцев? Посмотрим,
чем же руководствуются журналисты этого издания, чтобы делать такие
прогнозы.
Повод для беспокойства
Основная сила американского авианосца — это его самолеты. Сейчас
основу парка составляют F/A-18 Hornet и F/A-18E/F Super Hornet с боевым
радиусом около 700 километров. При этом дальность действия современных
противокорабельных ракет заметно больше. National Interest приводит нам
данные китайских ПКР: 1700 километров у DF-21D и более 3000 у DF-26.
Видимо, перспективу военного столкновения с Китаем в США теперь
рассматривают со всей серьезностью. Впрочем, сейчас не об этом. Как мы
видим, чтобы нанести удар посредством своих самолетов, авианосцу США
придется войти в зону действия противокорабельных комплексов противника.
Появление в больших количествах перспективного F-35 проблемы не
решит. Корабельная модификация этого истребителя-бомбардировщика пятого
поколения обладает боевым радиусом всего около 1100 километров, чего
тоже недостаточно для удара из-за пределов дальности китайских ПКР.
Проблему, конечно, могут решить подвесные топливные баки, но тогда F-35
резко превращается из малозаметного ударного самолета в хорошо заметную
мишень.
Таким образом, роль «плавучего аэродрома», которую американские
авианосцы играли последние несколько десятилетий, становится опасной.
Беспилотное решение
Вернуть авианосцам утраченные позиции, по мнению National Interest,
могли бы беспилотники. MQ-25A Stingray — перспективный малозаметный
беспилотный топливозаправщик американских ВМС. Эта машина так и не стала
ударным беспилотником, не потянула задач беспилотного разведчика и уже
было отправилась на покой, но ради сохранения выгодного проекта MQ-25A
решено было превратить в летающий танкер. Правда, дальше решения дело
пока не продвинулось.
Однако если США все-таки решатся пересмотреть роль авианосца в
современном флоте, то у National Interest есть рецепт: база для
беспилотных разведчиков. Все-таки в США существует тренд на применение
беспилотников везде, где можно и нельзя. Предполагается, что авианосцы
станут разведывательными платформами, обеспечивающими наведение крылатых
ракет, запускаемых с других кораблей. Прояснить перспективы такого
подхода для читателей Слова и Дела мы попросили военного эксперта, директора журнала «Арсенал Отечества» Алексея Петровича Леонкова.
У беспилотника есть свои плюсы и есть свои минусы. Беспилотник
хорошо работает по статичным целям, потому что угол обзора у него не
такой большой, как у самолета дальнего радиолокационного обнаружения. В
качестве вспомогательного средства он будет полезен, если они точно
знают, где расположена цель. Но против беспилотника тоже есть оружие.
Например, наши корабли, которые сейчас поступают на вооружение,
оснащаются современными комплексами ПВО, которые такой беспилотники
обнаружат и уничтожат. Поэтому говорить, что беспилотники смогут решить
проблему американских авианосцев, я бы не стал. Потому что «чудо-оружие»
проблемы не решает, решает комплекс мер.
Таким образом, переориентировать все десять имеющихся в наличии
авианосцев и один еще не вступивший в строй на работу разведчиков у
американцев вряд ли получится. Нечто подобное подозревают и журналисты
National Interest, прочащие авианосцам судьбу линкоров.
Российские перспективы
Рассматривая проблему американских авианосцев, не стоит забывать, что
один корабль этого класса есть и на вооружении России. Столкнется ли он
с подобными проблемами? В целом — да. Но в нашем случае ситуация
несколько иная.
Наш авианосец выполняет немного другие задачи, чем американский.
Авианосцы США — это ударная сила, а наш авианосец является
вспомогательным средством флота. Основное усилие у нас сейчас делается
на подводные лодки и корабли нового поколения: фрегаты, корветы и малые
ракетные корабли. То есть Адмирал Кузнецов будет скорее обеспечивать
вопросы разведки и поддержки с воздуха. Но оборона нашего авианосца
сейчас будет пересмотрена, — считает Алексей Леонков.
Получается, что ТАРКР «Адмирал Кузнецов» по-прежнему сохраняет
актуальность. Правда, пытаться переплюнуть американцев и строить еще
более мощные авианосцы десятками, видимо, не стоит. Впрочем, никто и не
собирался.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+