О создании сверхсовременного самолёта
дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-100
заговорили относительно недавно. В 2010 году генеральный директор
концерна «Вега» Владимир Верба поделился с журналистами, что его
организация отвечает за разработку нового устройства радиолокационной
станции. Тогда он утверждал, что А-100 «встанет в строй» в 2015 году.
Через год после этого заявления было сказано, что в 2016-м самолет
планируют получить ВВС. Носителем судна должна была стать машина Ил-476 с
двигателем ПС-90А-76 с большой дальностью полета и тягой до 14500 кг
каждый. За счёт модернизации конструкции грузоподъемность доведена до 60
т, а максимально преодолеваемое расстояние - до 6000 км.
К сегодняшнему дню стало окончательно
известно, что уникальный российский радар А-100 «Премьер» пройдет боевое
крещение в виде первого полета в марте 2017 года. Ранее были проведены
испытания на наземных стендах, сейчас поднять в воздух придется
Ил-76МД-90А. Целью этого тестирования является налаживание всего
радиоэлектронного оборудования «Премьер», который должен быть перенесен
на Ил-476. И, как заверяют специалисты, если всё пройдёт по плану, то
первый полёт «оригинального» А-100 случится в 2018 году.
В чем особенность?
Авиарадар А-100 способен фиксировать
самолеты противника и наводить на них как истребители, так и зенитные
ракеты. Но главное: он может выявлять все возможные узлы связи и
создавать для тех помехи.
Над созданием ДРЛОиУ трудится ни один
десяток корпораций: Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК),
Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК), холдинг
«Технодинамика» и «Алмаз-Антей».
А-100, по сути своей, представляет из
себя воздушный штаб, экипаж которого руководит всем процессом,
протекающим во время работы. И пока говорить о точных характеристиках
модели не приходится, но делается предположение, что А-100 сможет
обнаруживать объекты на расстоянии 600 км для воздушных суден, и 400 -
надводных. Очевидно, что разработка является решительно закрытой от
посторонних глаз. Тем не менее, с учетом складывающихся тенденций бытует
мнение, что в А-100 используется уникальная технология с применением
твердотельных СВЧ-элементов в антенной решетке. По поводу подобных
новинок военный эксперт Алексей Леонков высказался следующим образом:
«Это не только повышает
дальность обнаружения воздушных, надводных и наземных объектов
противника, но и в разы увеличивает точность определения координат.
Грубо говоря, российские и американские самолеты ДРЛО нынешнего
поколения определяют координаты объекта только по осям Х и Y, а высоту
полета цели, то есть ось Z, рассчитывают математически, исходя из
собственной высоты. Но А-100 сразу будет определять координаты цели по
всем трем осям, а значит, перехватчикам и зенитчикам не придется самим
доразведывать цели, а надо будет просто запустить ракеты».
Американский AWACS не конкурент
Российский А-100 является своего рода
аналогом американской Airbone Warning and Control System (AWACS E-3). Но
цели, которые поставили перед собой разработчики, опережают технические
показатели заокеанского конкурента. AWACS, который считается самым
современным в мире из ныне существующих, так или иначе не оснащен
комплексами радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы. ВВС США
в свое время отказались от станций РЭБ, потому что те подавляли работу
собственного радара, создавая тем самым помехи. В итоге, AWACS снизил
свои боевые показатели, став более уязвимым.
А-100 может применяться не только для
управления истребительной и ударной авиацией, но и являться командным
пунктом для управления видами и родами Вооруженных сил. Новая активная
фазированная антенная решетка (АФАР) в отличие от AWACS будет
отслеживать гораздо больше объектов. Предполагается, что подобным
радаром также оснастят последние танки «Армата». Если ссылаться на пока
не конкретно обозначенные факты, можно заявить, что очередная российская новинка превзошла не только предшествующие модели на отечественном производстве, но и мировом.
Ранее сообщалось, что Министерство
обороны планирует до 2020 года получить не менее 39 А-100. Завод
«Авиастар-СП» утверждал, что производство будет доведено до 18 машин в
год. Но время сдачи А-100 переносились неоднократно. Самые первые
попытки создания были замечены еще в начале 2000-х. В 2010 году было
заявлено, что первый борт окажется в небе в 2015-м, а потом перенесли
это дело на текущий год. Теперь же по причине того, что в качестве
носителя был выбран Ил-76МД-90А, срок смещён на 2017 года. Его
переоборудованием занимаются сотрудники ТАНТК им. Бериева. Удастся ли
уложиться во время, будем судить с наступлением следующей весны.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+