Пожалуй, одно из главных событий, имеющих
отношение к российской оборонке, за последнюю неделю — в Сирии удачно
прошел боевую обкатку новый самолет-разведчик. Речь идет о «долгострое»
Ту-214Р, выпуском которого пыталось и пытается заниматься Казанское
авиационное производственное объединение имени Горбунова.
Неофициальные визиты
На самом деле, о возможном применении в Сирии таинственного и от того
еще более грозного российского «разведчика», СМИ заговорили еще
несколько месяцев назад. Если верить информагентству Regnum, в феврале
2016 года телеканал CNN со ссылкой на некого американского чиновника
сообщил, что новейший российский самолет радиотехнической и
оптико-электронной разведки Ту-214Р якобы прибыл на российскую базу в
Латакии. В репортаже также отмечалось, что самолет-разведчик восхитил
американских специалистов — в том числе и потому, что он «оснащен
всепогодными радарными системами и электронно-оптическими сенсорами,
которые дают аналогичные фотографиям изображения» и вообще, потенциально
дает «русским больше возможностей отслеживать самолеты США в Сирии». В
июле информагентства снова заговорили о появлении в Сирии российского
Ту-214Р, но теперь уже со ссылкой на данные слежения международного
авиатрекера Flightradar 24 — правда, был ли это уже второй такой самолет
или речь шла все о том же, о котором до этого говорил CNN, не
уточнялось. В любом случае, последние события позволяют говорить о том,
что Миноборны РФ признало эффективным боевое применение Ту-214Р во время
операции Военно-космических сил в Сирии. «Самолет показал себя только с
лучшей стороны. Все поставленные командованием задачи были выполнены в
полном объеме, а оборудование работало без серьезных отказов. По итогам
операции машина признана полностью боеготовой», — сообщают «Известия» со
ссылкой на свой источник в ведомстве. А ведь начиналась история этой
новейшей стратегической «машины» достаточно мирно.
Встречая 90-е
Самолет-разведчик Ту-214Р разрабатывался на базе гражданского Ту-214,
который, в свою очередь, был усовершенствованным вариантом
среднемагистрального пассажирского Ту-204. Официально «двести четвертый»
начал разрабатываться в конце 80-х. Но с другой стороны, не менее
верным будет считать началом его биографии и 1973 год, время появления
первых среднемагистральных «тушек», призванных заменить самый массовый
советский реактивный пассажирский самолет Ту-154 (все же помнят фильм
«Экипаж» со Жженовым и Филатовым?). Правда, тот, самый первый (скорее
даже «нулевой») Ту-204 значительно отличался от будущего привычного нам
самолета — по некоторым данным, он даже был трех- а не двухдвигательным и
обладал «переразмеренным» двухпалубным фюзеляжем — вроде как в целях
гибкого реагирования на сезонные изменения плотности пассажиропотока с
помощью маневрирования соотношения пассажирской и грузовой загрузки. Так
или иначе, но в основу «двести четвертого» были положены самые на тот
момент современные решения и научные разработки — самолет получил
электронно-цифровую систему управления двигателями с полной
ответственностью, оборудование с цифровыми вычислителями и многое
другое, чем аналоги предыдущих поколений похвастать не могли. В
конструкции самолета широко применялись алюминиевые конструкционные
сплавы с улучшенными физико-механическими и ресурсными характеристиками,
современные композитные материалы на основе стеклоуглепластиков,
гибридные материалы и т. д. И по сей день, Ту-204 считается, например,
едва ли не единственным современным магистральным самолетом, крылья
которого не требуют наличия противообледенительной системы на несущих
поверхностях.
Переквалификация для президента
Серийно «204-й» начал выпускаться на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске в
1990 году — при том, что полный комплекс его испытаний закончился лишь в
93-м. Всего на сегодня выпущено порядка восьмидесяти самолетов, но
полноценной заменой того самого «сто пятьдесят четвертого» он, увы, так и
не стал. Кто-то объясняет такой парадокс обычным для 90-х смещением
акцентов на пусть подержанную и не совсем качественную, но зато
«импортную» технику. А кто-то ссылается на недостатки технической
поддержки, сложность с запчастями и комплектующими. Впрочем, официально
производство Ту-204 и по сей день не прекращено, а скорее «заморожено»…
Получается, пассажирский Ту-204 был в некотором роде «дедом»
стратегического самолета-разведчика Ту-214Р. А непосредственно «отцом»
его стал Ту-214, отличавшийся от «двести четвертого» увеличенными
взлетной массой (со 103 до 110, 75 тонн) и максимальной коммерческой
нагрузкой (от 21 до 25,2 тонн). Впервые он поднялся в небо в 1996 году —
причем, если первые Ту-214 были собраны по традиции на все там же
ульяновском «Авиастаре», то с 1997 года их производство было перенесено
на Казанское авиастроительное производственное объединение имени
Горбунова. Любопытно, что первым покупателем пассажирского лайнера
Ту-214 была авиакомпания из Хабаровска, что, казалось бы, подтверждало
эффективность использования этого самолета на трассах повышенной
протяженности, но… С апреля 2010 года производство коммерческой версии
Ту-214 было прекращено. Правда, практически одновременно с этим самолет
был выбран в качестве базового для создания целого ряда спецбортов.
Достаточно упомянуть самолеты-ретлянсляторы Ту-214СР, летающие пункты
управления Ту-214ПУ и самолеты-узлы связи Ту-214СУС — все это было
специально разработано по заказу администрации президента России.
Сирия все спишет
Что же касается непосредственно нашего героя — Ту-214Р, самолета для
проведения комплексной оптико-радиотехнической разведки, то контракт на
его создание общей стоимостью в 3,4 миллиарда рублей был заключен еще в
2002 году. По нему первые самолеты-разведчики должны были быть
поставлены министерству обороны РФ (точнее заказчиком выступала
московская войсковая часть, которую связывают с Главным разведывательным
управлением Генштаба), до ноября 2008 года, однако этого не произошло.
Первый Ту-214Р взлетел лишь в 2009 году, да и то, как сообщалось,
«оказался очень нелегким в доработке и доводке».
Соответствующие претензии военные сначала попробовали предъявить
непосредственно к «Туполеву», как исполнителю работ (Казанское АПО
значилось изготовителем), потребовав выплатить 150 миллионов рублей
штрафных санкций. Однако «Туполев» обвинил в срыве казанцев. Те в ответ
заявили, что все зависело от объемов финансирования, к тому же
«Туполев», по их словам, якобы постоянно вносил изменения в конкурсную
документацию. Все же подав в 2012 году в суд на КАПО имени Горбунова,
упомянутая выше воинская часть потребовала за срыв сроков исполнения
заказа штраф в 1,24 миллиарда рублей. В итоге арбитражный суд Татарстана
посчитал эти претензии обоснованными лишь частично — мол, часть вины
лежит не на КАПО, а на других организациях — и снизил сумму штрафа до
180 миллионов рублей.
Известно, что комплекс бортового
оборудования разведчика Ту-214Р включает в себя многочастотный
радиотехнический комплекс МРК-411, в который входят несколько
радиолокационных станций кругового и бокового обзора. Плюс
оптико-электронная система высокого разрешения «Фракция»… Слишком сложно
и «специально»? Попробуем попроще? Осенью прошлого года в СМИ прошла
информация о том, что на Ту-214Р будет установлен сверхсекретный
многочастотный локатор нового поколения, который вроде как позволяет в
любое время суток разглядеть не только наземные объекты, но и сокрытые
на несколько десятков метров под землей.
И последнее. До лета
2016 года сообщалось всего о двух самолетах-разведчиках, собранных на
«горбуновском» АПО в Казани. Но, как заявил на днях президент
Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, после успеха
ТУ-214Р в Сирии, Миноборны все же заключило контракт на поставку еще
одной такой «машины».