В программе
возобновления строительства стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев
Ту-160 особое место занимает проект выпуска обновленных турбореактивных
двигателей. Перспективные самолеты Ту-160М2 предполагается оснащать
двигателями НК-32 т.н. второй серии. Выпуск подобных двигателей в
исходной версии был завершен в 1993 году. В настоящее время выполняются
различные работы, которые в ближайшем будущем позволят возобновить
сборку модернизированных двигателей.
Как сообщает издание
«Известия» 15 августа, завершены работы по ремонту и модернизации одного
из испытательных стендов, которые будут использоваться при дальнейшей
реализации имеющихся планов. Спецстрой России и ПАО «Кузнецов» (г.
Самара), входящее в состав Объединенной двигателестроительной
корпорации, завершили работы по восстановлению и обновлению одного из
имеющихся испытательных стендов, предназначенных для проверки двигателей
различных типов.
Неназванный источник в Объединенной
двигателестроительной корпорации рассказал «Известиям», что
испытательный стенд после завершения ремонта и модернизации прошел
необходимые проверки, показав работоспособность. В настоящий момент
решается вопрос лицензирования и паспортизации обновленного комплекса.
После завершения этих процедур испытательный стенд можно будет вновь
использовать в новых проектах.
Ту-160 в полете. Фото Wikimedia Commons
Сообщается,
что недавно отремонтированный испытательный стенд представляет собой
П-образную систему с воздухозаборной шахтой и глушителем выхлопа
вертикального типа. В ходе недавних работ на стенде были заменены все
элементы электрооборудования, кроме того, появились новые трубопроводы
различного назначения. Проектом модернизации также подразумевается
использование новых средств пожаротушения. В рамках обновления
специалистам Спецстроя и «Кузнецова» пришлось заново переложить все
основные коммуникации, а также смонтировать около 4 тыс. единиц
различного оборудования.
После завершения всех необходимых
процедур и получения требуемых документов восстановленный испытательный
стенд вновь будет использоваться ПАО «Кузнецов» для проверки новых
изделий. Эксплуатация стенда должна быть возобновлена в самое ближайшее
время. Уже к концу текущего года ОДК планирует не только возобновить
испытания, но и завершить сборку установочной партии двигателей НК-32
второй серии.
Планы промышленности и министерства обороны на этот
год стали известны в первой половине февраля. Так, в ходе своего визита
на предприятие «Кузнецов» заместитель министра обороны Юрий Борисов
заявил, что в гособоронзаказе присутствует не только ремонт существующих
двигателей, но и выпуск новых. Одновременно с обслуживанием двигателей
типа НК-32, НК-25 и НК-12 планируется начать выпуск улучшенных НК-32 с
повышенными характеристиками. До конца 2016 года Минобороны планировало
получить от предприятия-изготовителя первую партию модернизированных
двигателей. В рамках установочной партии было заказано пять изделий.
Для
выполнения имеющегося заказа ПАО «Кузнецов» нуждалось в модернизации
производств, не получавших должного обслуживания на протяжении
нескольких последних десятилетий. Сообщалось, что в феврале должна была
завершиться реконструкция испытательного стенда №9. Ремонт стенда №1
планировалось вести до апреля. К настоящему времени все строительные и
монтажные работы на этих объектах успешно завершены, что позволяет
возвратить их в эксплуатацию. К концу года будет введен в эксплуатацию
новый корпус гальванического производства. Это производство получит
набор современного оборудования, полностью соответствующего существующим
нормам безопасности труда и экологическим стандартам.
В течение
нескольких следующих месяцев ПАО «Кузнецов» совместно с другими
предприятиями Объединенной двигателестроительной корпорации должно будет
изготовить полный набор необходимых комплектующих, а затем собрать пять
двигателей НК-32 второй серии установочной партии. При испытаниях новых
изделий будут использоваться реконструированные стенды, которые в
настоящее время проходят последние проверки и готовятся к вводу в
эксплуатацию.
В дальнейшем предполагается развернуть
полномасштабное производство новых двигателей в количествах, необходимых
для переоснащения имеющихся самолетов Ту-160 и строительства всех новых
стратегических бомбардировщиков улучшенной версии. Количество требуемых
изделий пока остается неизвестным. В настоящее время
Воздушно-космические силы России располагают 16 самолетами Ту-160, на
которых в общей сложности установлено 64 двигателя НК-32. Развертывание
строительства бомбардировщиков Ту-160М2 потребует выпуска большего
количества двигателей – вплоть до нескольких сотен, в зависимости от
количества заказанных самолетов.
По имеющимся данным, целью
разработки двигателя НК-32 второй серии является изменение исходного
проекта, разработанного в начале восьмидесятых годов, с использованием
современных технологий, материалов, узлов и агрегатов. Имеются сведения о
планах по доработке отдельных элементов конструкции двигателя, а также
об использовании электронно-цифровой системы управления. За счет таких
нововведений могут быть повышены основные технические характеристики
двигателя. Кроме того, ожидается заметное повышение эффективности работы
на различных режимах, в том числе и оптимизация расхода топлива, что
сможет повысить дальность полета.
Изделие НК-32 представляет
собой двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой. В
составе компрессора имеются трехступенчатый вентилятор, пять ступеней
среднего и семь высокого давления. Центральную часть двигателя занимает
кольцевая многофорсуночная камера сгорания. Конструкция турбины состоит
из двух ступеней низкого давления, а также одной среднего и одной
высокого давления. Позади турбины размещена форсажная камера. Степень
повышения давления в двигателе составляла 26,8. Степень двухконтурности –
1,4. Температура газов перед турбиной – 1300°C. Использовалась
электрическая система управления с гидравлическим дублированием.
При
длине менее 7,5 м и максимальном диаметре 1,785 м двигатель НК-32 весит
3,65 т. Максимальная тяга без использования форсажа определена на
уровне 14000 кгс. При использовании форсажной камеры – 25000 кгс. В
случае с бомбардировщиком Ту-160 подобные характеристики четырех
двигателей позволяют доводить взлетный вес до 275 т, а также развивать
скорость до 2200 км/ч. Показатели расхода топлива обеспечивают
максимальную дальность без дозаправки до 18950 км.
Двигатель НК-32. Фото Kuznetsov-motors.ru
В
ходе текущей модернизации предполагается повысить основные
характеристики двигателя путем применения новых комплектующих и
агрегатов. Кроме того, планируется использовать новую систему
управления, позволяющую дополнительно оптимизировать работу двигателя в
зависимости от текущего режима и требуемых параметров.
Возобновление
производства двигателей НК-32 является частью более крупной программы,
подразумевающей ремонт существующих стратегических бомбардировщиков и
строительство новых. Ее целью является обновление имеющегося парка
техники с использованием современных систем, а также дальнейшее
строительство новых самолетов, изначально оснащаемых оборудованием с
высокими характеристиками. Также должна проводиться модернизация систем,
отвечающих за применение вооружений.
По имеющимся данным, в
начале следующего десятилетия планируется достроить и передать войскам
первые бомбардировщики Ту-160 новой серии. По разным данным и оценкам,
при строительстве этой техники речь может идти о нескольких десятках
самолетов. Выпуск таких ракетоносцев позволит заменить физически
устаревающую технику, а также усилить стратегическую авиацию. Кроме
того, модернизированные Ту-160 новой серии позволят сохранять и
увеличивать ударный потенциал Воздушно-космических сил до появления
достаточного количества перспективных авиационных комплексов дальней
авиации ПАК ДА.
Согласно последним данным, Объединенная
двигателестроительная корпорация завершила часть работ по восстановлению
и обновлению имеющихся объектов, необходимых для выполнения текущих
заказов. С использованием отремонтированных стендов ПАО «Кузнецов» в
самом ближайшем будущем будет выполнять испытания новых изделий НК-32
модернизированной версии. Уже в конце текущего года установочную партию
из пяти двигателей планируется передать заказчикам. В дальнейшем выпуск
двигателей, по-видимому, будет продолжаться в течение длительного
времени. При помощи этих двигателей сначала будет осуществляться ремонт
существующих самолетов, а затем их будут использовать при строительстве
новых ракетоносцев.
По материалам сайтов:
//izvestia.ru/
//tass.ru/
//ria.ru/
//aex.ru/
//kuznetsov-motors.ru/
//bmpd.livejournal.com/