Не к ночи упомянутый
телеканал и сопутствующие ему интернет-ресурсы недавно разразились
очередным стоном на тему того, что наши бомбардировщики продолжают
летать и бомбить цели в Сирии. На фоне того, что по российским дорогам
все еще можно ездить только на танках, а пенсионеры продолжают массово
умирать от голода. Понятно, что выборы на носу и все такое, и, несмотря
на то, что на выборах этим господам не светит ничего, кроме олимпийского
участия, отработать заказ надо. То есть, поныть с умным видом и от души
на предмет неправильного использования средств.
Хотя
в студии этого канала я не обнаружил среди плачущих ни одного человека в
форме, стало интересно. Умеют они так поставить тему, что волей-неволей
задумываешься, если не о том, насколько они правы, то хотя бы о том,
насколько они врут. Потому быстренько накидав основные проблемы,
озвученные господами на зарплате в долларах, полез в дебри интернета,
искать ответы на форумах, где как раз летучие товарищи обсуждают
подобные вещи.
Оказалось, что таких "теплых и
ламповых" форумов хоть отбавляй. И вот что вышло на деле. Думаю, что все
получилось довольно логично, так как ответы на незаданные вопросы брал
из мнений людей, так или иначе связанных с работой авиации.
Так стоит ли вообще гонять Ту-22М в Сирию? Попробуем разобраться.
Первое.
Начнем с того, что зададим простой вопрос: а зачем вообще все эти
движения? Для чего существует Авиация в целом и бомбардировочная в
частности?
По моему мнению, все, что происходит в любом роде
войск, посвящено одной-единственной задаче: быть готовым к выполнению
приказа, в случае поступления оного. Это касается абсолютно всех, без
исключения.
Другой вопрос в том, что авиация, наверное, один из
самых затратных родов войск. Немудрено, ибо подготовить летчика (а
особенно хорошего летчика) и, например, оператора ЗРК - вещи все-таки
разные. Это понятно.
Плюс ко всему, на одного летчика приходится
как минимум 10-15 (а может и больше) человек обслуживающего персонала.
Инженеры всех мастей, специалисты по регламентным работам, оружейники и
прочие спецы высокой категории. А если к этому добавить батальоны
обслуживания, охрану и прочий наземный персонал, то эту цифру можно
увеличить как минимум, втрое.
И это нормально. Ибо самолет - это квинтэссенция сложности, как оружия.
Но
даже в мирное время (в особенности, кстати), вся эта масса личного
состава требует вложений денег. Его (личный состав) надо одеть, обуть,
накормить и все прочее. Слава кому надо, с этим в авиации сегодня
проблем нет. Почти нет.
А какой самый главный критерий отдачи?
Как оценить качество капиталовложений? Отдача проста: высокое качество
подготовки летных экипажей и гарантированная способность выполнить
поставленную задачу. Точка.
При СССР это называлось "Постоянная боевая готовность". Не думаю, что сегодня смысл изменился хоть насколько-то.
Значит,
для выполнения задач и получения отдачи нужно что? Правильно, полеты,
полеты и еще раз полеты. Программы подготовки летчиков, налетов на
классность, ввод в строй после перерывов (наблюдал это в Халино: отгулял
отпуск - вперед, за штурвал, вспоминай, если что забыл), всё это
требует одного - полетов. Полетов по кругу в районе аэродромов в простых
и сложных метеоусловиях, полетов в зоне, полеты на маршруты от 2 до 5
часов. Плюс отработка ударов по целям.
Здесь все понятно даже
человеку, далекому от авиации. Данные движения заложены в бюджет
Министерства обороны. Керосин жечь приходится по любому, спирт, кстати,
тоже. Как я понял, в Ту-22М до 100 литров этой милой жидкости по
системам болтается.
Полеты. Понятно, что количество мест у нас в
стране, куда можно слетать и отбомбиться, у нас ограничено. И в этом
плане Сирия - вполне себе новый маршрут. Ничем не отличающийся от любого
другого в плане составляющих. И, если все это устроить в рамках учений,
то стоимость копеечная. Дополнительные расходы в виде командировочных
персоналу при работе с аэродромов подскока тоже не особенно бьют по
бюджету.
А отдача в виде выполнения БЗ вкупе с политической
составляющей - вот тут уже очевидная прибыль. Уничтожение террористов и
их инфраструктуры - вещь полезная, особенно учитывая тот факт, что
уничтожают-то их систематически и регулярно.
Второе. Расходы на вооружение.
Чем
в основном долбят басмачей Ту-22М? Авиабомбы ФАБ-500... Как изделие,
разработана в 1932 году. Да, прошла кучу модернизаций, в 1954, 1962,
1978 и 1989 годах. Но суть ее осталась неизменной еще с 1941 года.
Неуправляемо лететь сверху вниз и внизу устраивать бадабум. Вопрос
точности прицеливания и расчета падения. Да, кроме ФАБ-500 наши
используют авиабомбы других калибров, но суть от этого не меняется.
Данных
боеприпасов произведено не просто много. А между тем, у каждого
боеприпаса есть свой срок хранения. По окончании которого его
(боеприпас) надо утилизировать. Что по стоимости сопоставимо с
производством нового. Остается только вопрос того, что можно
утилизировать путем разборки и прочего, а можно выбомбить. На полигоне
или на головы басмачам. Учитывая наличие политического фактора, второй
вариант более выгоден.
Сам по себе способ посыпать противника
бомбами с большой высоты применялся давно, еще во Вторую Мировую. Но
если вспомнить, для эффективного претворения в жизнь этого метода
американцам и англичанам потребовались воздушные армады из сотен
бомбардировщиков. А цели, достигнутые ковровыми бомбардировками, были
более чем сомнительны. Но об этом лучше меня рассказали бы выжившие
жители Дрездена, Киля, Гамбурга и Токио.
На нынешних Т-22М3
установлена новая система прицеливания "Гефест", которая на порядок
увеличила точность наведения на цель, причем с учетом всяческих
метеоусловий и прочих факторов. "Куда изволите? А, квадрат такой-то?
Получите и распишитесь..."
Вот
странно, весь мир смотрит, а господам радетелям недосуг. А стоило бы
посмотреть, с какой точностью выносят все, что нужно, такие древние
штуки, как ФАБ-500. При абсолютно копеечной стоимости изделия,
сопоставимой со стоимостью радетеля.
Обратил внимание, что в
Сирии почти не используется сравнительно новое и дорогостоящее оружие
типа тех же Х-38 и Х-15. Даже старые Х-55. Зачем, если с поставленными
задачами вполне справляются ФАБ-500?
Третье. Здесь совсем забавно.
Многие диванные критики возмущаются тем, что, дескать, что они летают
полупустыми? Бомбер как должен лететь? Увешанный весь на внешке и с
полными бомболюками. Тогда, типа, и будет эффект. А так - тупое сжигание
топлива и не более того.
Внешняя подвеска - это хорошо. На ней
Ту-22М3 может тащить аж 36 бомб ФАБ-250. На снимках и на учениях это
выглядит вполне весомо и грозно. Но наружная подвеска - это еще и
дополнительное сопротивление воздуха, а значит, уменьшение скорости и
радиуса действия.
Третье. Еще один аспект. Максимально
допустимый посадочный вес. Знающие люди говорят, что нереально найти
фото Ту-22М3 с тремя ракетами Х-22, хотя технические данные позволяют
это вполне. Ибо с тремя (это 15 тонн) сесть не представлялось возможным.
И
с бомбами такая же странность. В случае изменения или снятия боевой
задачи, неисправности самолета, возникает логичный вопрос - куда деть
все навешанное? Ладно, если дело будет происходить в Сирии, а если на
нашей территории? Вывалить на головы ближним? Неплохо было бы, особенно
на головы тех, кто не думает, но активно говорит и пишет. Или в срочном
порядке искать местечко, которое в России в ближайшем будущем не
пригодится? Потому как если один Ту-22М вывалит 9 тонн с внешки, про эту
местность точно можно будет забыть на неопределенное время. А если три?
Сирия
далеко, поэтому и летят экипажи в загрузкой только в бомбоотсеках.
Логично, даже для не специалиста в этой области. Это же, черт возьми,
боевое применение, а не маневры! И бомбардировщик должен не просто
взлететь с боевой нагрузкой, но пройти маршрут, прорваться через зону
ПВО противника, отбомбиться и вернуться назад. И, как раз Сирия - это
полигон для отработки подобных действий.
Как по моему мнению,
неспециалиста, применение "Тушек" в полной загрузке может быть только в
одном случае: когда полностью гарантировано применение и возвращение. То
есть, под боком.
Возникает вопрос: мы готовим дальнюю авиацию к
бомбежке наших рубежей? Так что ли? А как же "бить врага на его
территории", и в чем тогда смысл ДА вообще?
Между тем, долетевшие
Ту-22М до Сирии приносят туда "на троих" почти 40 тонн бомб. Как
показывает практика применения - более чем достаточно. Особенно если
учесть работу "Гефеста", который позволяет класть фугасные и
бетонобойные чудовища с точностью, не уступающей корректируемым
авиабомбам.
Таким образом, выходит, что главный вопрос, а именно
выполнение боевой задачи, решается в полном объеме. Если стоит задача
уничтожить объекты, то их надо уничтожить. Это основной показатель
эффективности подготовки летного состава. И, хоть мое мнение и
отличается от мнения умных господ из телевизора, но данный процесс у нас
идет в нужную сторону. Дальняя авиация отрабатывает боевые задачи
(подчеркну, именно боевые, а не учебные) должным образом.
И для
бюджета страны это не столь уж и напряжно. Умение экипажей ДА поражать
цели на больших расстояниях дороже. Особенно если учесть, что один вылет
Ту-22М стоит дешевле, чем изготовление одного "Калибра".
Да, и
потом, такая мысль в голову пришла под конец. Не стоит списывать ФАБы.
Хоть штука и древняя, но у нее есть и один плюс. ФАБ, в отличие от
крылатых ракет, не знает, что такое РЭБ. Не было еще тогда его толком.
Потому и не боится. И, действуя против противника, который обладает
развитой системой борьбы, ФАБ вполне в состоянии решить задачу по
нейтрализации станций РЭБ. А потом уже "калибруй" как угодно, под любой
формат.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: Дальник (11 августа 2016 12:27) Статус: |
Полная бомбовая нагрузка- 69 шт. ФАБ (ОФАБ) 250-270, 33 в г/о и 36 на внешней подвеске или 34 шт. ФАБ-500ТС, 18шт. в г/о и 16 на внешней подвеске. Разделите 34 на два и это будет ни как не 40 тонн бомб.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 10
Рейтинг поста: