Недавняя информация в The Washington Post
о намерениях администрации Барака Обамы предложить России переговоры о
продлении действия договора СНВ-3 хотя и не получила развития в
практических действиях Белого дома, но обозначила реально существующую и
носящую весьма острый характер проблему. Сокращение арсеналов ядерного
оружия и ограничение его качественного совершенствования – настоятельны,
но пути достижения этой цели не столь однозначны, как, например, в
1960-1970-е годы. С тех пор вступили в действие новые факторы, и как раз
их игнорирование Соединенными Штатами и их союзниками не позволяет
рассчитывать на автоматическое согласие России и далее идти по пути
сокращения СЯС.
Необходимость подключения к переговорам и других членов ядерного клуба для суммарного зачета потенциалов – лишь один из таких факторов. Не менее важным российскому руководству
представляется учет взаимосвязи между стратегическими наступательными
(СНВ) и стратегическими оборонительными (ПРО) вооружениями, прописанной в
преамбуле к договору, но игнорируемой американской стороной.
Позицию Россию предельно ясно выразил
замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков: «Мы не можем не принимать в
расчет все более тревожные и беспокоящие нас явления в областях,
оказывающих воздействие на стратегический баланс. Общеизвестна позиция
России относительно неприятия американской инициативы по созданию
глобальной системы противоракетной обороны. Эта инициатива реализуется
динамично, развитие в этой сфере идет в очень многих регионах, включая
европейский и азиатский, что имеет непосредственное отношение к
российскому потенциалу ядерного сдерживания».
Где же проходит линия водораздела? Занося
в преамбулу к договору СНВ-3 положение о взаимосвязи СНВ и ПРО, стороны
тем самым согласились, что оно имеет юридически обязывающую силу и
потому должно выполняться ими в полном объеме. Однако при ратификации
Конгресс США принял резолюцию, где отмечалось, что новый договор не
накладывает ограничений на развертывание систем ПРО, в том числе в
Европе.
Проведя подобную ревизию (а к этому надо
добавить и выход США в 2001 г. из договора с СССР по ПРО 1972 г.),
американская сторона посчитала свои руки развязанными и динамично (здесь
С. Рябков абсолютно прав) ведёт развертывание 3-го и 4-го позиционных
районов ПРО в Европе. Первый из них охватывает регион Восточной и
Центральной Европы, и в рамках его инфраструктура ПРО США (РЛС,
установки противоракет и пр.) уже развертывается в Польше и Румынии. 12
мая этого года на бывшей военно-воздушной базе Девеселу на юге Румынии
начал функционировать первый объект системы евроПРО США. Днем позже
строительство еще одного подобного комплекса было начато вблизи
Редзиково (Польша), в 200 км от границы с Калининградской областью.
Акватория Средиземного, а в перспективе Черного и Балтийского, а также
северных морей будет использована для размещения установок противоракет
морского базирования.
Создаваемая система станет частью
глобального щита от Гренландии до Азорских островов. Уже сегодня она
располагает радаром раннего оповещения в Турции, который передает
объекту в Румынии информацию о местонахождении опасного объекта. В
Германии расположен командный центр, задачей которого является
планирование ударов по ракетам, в Испании расположены четыре системы
уничтожения баллистических ракет, Великобритания работает над
размещением радара с очень большим радиусом действия, позволяя защитить
страны на севере альянса. По оценке заместителя главы Пентагона Роберта
Уорка, его страна считает создаваемую в Европе систему ПРО крайне
эффективной.
4-й позиционный район ПРО США может быть
развернут на севере Европы. К слову, есть и планы создания 5-го –
предположительно в Южной Корее и / или Японии.
Пора планирования и даже закладки
отдельных элементов инфраструктуры завершилась. На последнем саммите
НАТО в Варшаве принято решение о выведении системы европейской ПРО на
начальный уровень боевой готовности.
Мало того что США разворачивают новые
позиционные районы ПРО в Европе, они еще и пообещали союзникам по НАТО
передать эти объекты под их контроль. Кроме того, американская
администрация пренебрегает выполнением и еще одного положения СНВ-3 – о
запрете на переоборудование пусковых установок межконтинентальных
баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок в пусковые
установки для перехватчиков ПРО, как и их обратное переоборудование. В
такого рода действиях российская сторона неоднократно уличала
американцев.
На этом фоне риторически звучит вопрос,
как Россия должна реагировать на предложение пролонгировать действие
СНВ-3. Неужели сделать вид, что все о'кей?
Если у кого-то на Западе есть такие
иллюзии, они напрасны. Неоднократные заверения генсека НАТО Йенса
Столтенберга: «Мы не намерены перехватывать российские ракеты ни в
Румынии, ни в Польше», может быть, и способны ввести кого-то в
заблуждение, но только не российскую сторону, которая имела возможность
не раз убедиться в лукавстве западных «партнеров».
Ничего, кроме улыбки, не могут вызвать и
воспоминания, в которые, отрицая направленность евроПРО против России,
ударился замминистра обороны США Р. Уорк при открытии комплекса в
местечке Девеселу. Говоря о 2009 г., когда он в ранге заместителя
министра ВМС участвовал в обсуждении планов строительства евроПРО,
чиновник пытался убедить слушателей в том, что «Россия никогда не
упоминалась в переговорах, речь никогда не шла о России, это всегда
касалось баллистических ракет из ближневосточного региона в направлении
союзников по НАТО и сил США в Европе».
Г-н Уорк как-то упустил, что на дворе не
2009-й, а 2016 год, с Ирана сняты международные санкции, вопросы
развития его ядерной программы урегулированы и прежняя аргументация
относительно ненаправленности системы ПРО против России уже не работает.
Весьма уместно отреагировал на такие попытки навести тень на плетень
председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор
Озеров: «Непонятно, как теперь, когда по поводу иранской ядерной
программы сняты вопросы, можно объяснять нацеленность этих элементов
ПРО».
Сенатор заявил, что если не будет учтена озабоченность Москвы, то «Россия вряд ли на это (продление договора. – Ред.)
пойдёт». Более того, В. Озеров напомнил о возможности выйти из
договора, и ею непременно воспользуется наша страна, если дальнейшее
развертывание ПРО США в Европе окажется чревато критическим ущербом
безопасности РФ.
В свою очередь, официальный представитель
МИД Мария Захарова заявила, что РФ никогда не уклонялась от совместного
с западными странами поиска средств защиты от воздушного и космического
нападения. «Мы были готовы к тесному сотрудничеству, вплоть до создания
в Европе совместно с НАТО противоракетной архитектуры, которая была бы
построена по принципу секторов», – напомнила она.
Да, мы были готовы, но, поскольку евроПРО
задумана именно для купирования российских СЯС, никто на Западе, и в
первую очередь в США, изначально не собирался сотрудничать с Россией в
создании европейской противоракетной архитектуры. Избран совершенно
другой путь – принудительно накрыть нашу страну глобальным зонтиком. И
после этого еще кто-то рассчитывает на то, что Россия поддержит идею
пролонгации СНВ-3?