22 июля 2016 года
жители Воронежа, оказавшиеся в одном месте Левобережного района, смогли
наблюдать довольно редкое для сегодняшних дней явление. С ВПП авиазавода
поднялся и ушел в сторону Москвы громадный лайнер, раскрашенный в
российские цвета. Наблюдавшие это были, скажем так, удовлетворены
увиденным. Просто потому, что о проблемах ВАСО не в курсе только
ленивый. А тут демонстрация того, что завод все еще жив.
Улетевшим
самолетом был Ил-96-300, построенный по заказу специального летного
отряда "Россия", первого из двух оставшихся в мире эксплуатантов этой
модели.
Мы уже недавно (после очередной
катастрофы "Боинга") рассказывали об этом самолете. Сегодня несколько
повторюсь, ибо вроде бы наметилось движение в сторону возрождения
производства этой замечательной во всех отношениях машины.
Все-таки пара слов об истории, для того, чтобы освежить память.
История
проста до невозможности. Ил-96 - продолжение и дальнейшее развитие
Ил-86, нашего первого отечественного аэробуса. За его создание ОКБ
Ильюшина в свое время получило Государственную премию. И самолет был
вполне хорош, как впрочем, все пассажирские самолеты ОКБ Ильюшина. И
надежен, о чем говорит тот факт, что за все время (пусть и небольшое)
эксплуатации 106 Ил-86 и 29 Ил-96 в авариях и катастрофах, которых было
немного, не погиб ни один пассажир.
В истории самолета, правда,
был нюанс в отношении двигателей. От запланированного НК-56 пришлось
отказаться из-за загруженности Куйбышевского завода военными заказами в
пользу пермского двигателя ПС-90, который был заведомо слабее. Пришлось
значительно переделывать планер под этот двигатель, что повлекло
ухудшение как летных характеристик, так как главному конструктору
Новожилову пришлось уменьшить длину фюзеляжа, сократить площадь крыла и
пассажироемкость самолета.
Транспортный вариант Ил-96Т спасло
появление ПС-90А-2, но это произошло уже много позже. Но Ил-96Т в
производстве с 2009 года, чего о его пассажирском коллеге не скажешь, к
сожалению.
Борьба с 86-м и 96-м началась не вчера. Многие
европейские страны вдруг закрыли свои аэропорты для наших самолетов,
мотивируя это высоким уровнем шума. В ОКБ Ильюшина не сидели сложа руки,
и искали пути решения проблемы. И нашли.
В 1991 году между ОКБ
Ильюшина заключило контракт с британскими компаниями «Пратт энд Уитни»,
как с производителем авиадвигателей, и «Коллинз», производителями
авионики.
Результатом стало появление в 1993 году Ил-96М,
который отвечал всем западным требованиям. Самолет мог брать на борт 435
пассажиров и везти их на расстояние до 13 000 километров. И вполне
естественно, самолет был сертифицирован для полетов, как в России, так и
в Европе и даже США. Неплохое начало, прекрасная перспектива.
А
дальше? А дальше началась политика. Дальше в дело вмешался "Боинг",
которому русский конкурент был абсолютно ни к чему. Только этим, да
желанием прибрать к рукам российский авиарынок, можно объяснить
последовавшие события.
То, что представители "Боинга" в те
времена купили оптом все правительство, и господина Христенко в
частности, кто-то может не поверить. Но факт, что как только началось
производство первых Ил-96-300 для "Аэрофлота", наше правительство
"вдруг" отменяет таможенные пошлины с ввозимых в Россию иностранных
самолетов. Не всех, но вместимостью более 300 человек.
В
штаб-квартире "Боинга", наверное, сутки после этого пили за здоровье
наших властей. А потом в открытые ворота пошли бывшие в употреблении
767-е и за ними европейские "Аэробусы". ОКБ Ильюшина и ВАСО получили не
просто удар, это был фактически нокдаун.
Здесь еще надо
рассказать и о том, насколько все-таки имел место беспредел в те годы.
Как наш народец зарабатывал себе копеечку в ущерб государству (и нам,
кстати). В 2000 году был выделен лизинговый кредит "Аэрофлоту" в размере
219 млн. долларов. На закупку 7 экземпляров Ил-96-300 и 10-ти Ту-204.
И
здесь аэрофлотовские деляги показали себя во всей красе. Результатом
стала покупка на эти деньги шести "Илов" и... четырех подержанных
"Боингов 767". Ту-204 "пролетели" в прямом смысле этого слова. Да, по
фактам этих безобразий проводились проверки разного уровня, но
результатов они не принесли.
Ну а добил Ил-96 в 2009 году, как я
уже писал, великий деятель Витя Христенко. Он заявил со своего высокого
кресла, что конкурировать с лучшими авиапроизводителями мира
бессмысленно, и производство никому не нужных самолетов надо
останавливать.
"Фух!" - сказали отечественные авиаперевозчики и
бросились за откатами при покупке подержанных "Боингов" и "Эйрбасов". И
неудивительно, что в 2014 году "Аэрофлот" быстренько списал оставшиеся
Ил-96, которым, кстати, еще летать и летать можно было бы.
Но
зачем? Ведь не секрет, что все аэродромные и техническое службы в наших
аэропортах нацелены на "Боинги" и "Эйрбасы". Получается, абсолютно
незачем обучать летный и технический персонал летать и обслуживать
отечественную технику. Ее же нет...
Напоминает, если честно, старый советский анекдот насчет икры в гастрономе. Ее нет в продаже, потому что никто не спрашивает.
И
нас, потребителей, зачастую кормят абсолютной брехней в отношении наших
самолетов. Да, легковые автомобили мы так и не научились делать, хотя
очень к этому стремимся уже лет 40. Но самолеты, простите, у нас всегда
были на высоте.
Ложь первая. Ил-96 потребляет больше топлива.
Если
посмотреть на цифры, то да, больше. Но простите, эти 7-9% - не такая уж
и существенная разница. Особенно если перейти к пункту 2.
Ложь вторая. Безопасность самолетов от "лучших производителей".
Здесь
по цифрам пройти сложно, потому что да, "Боингов" летает много больше. И
наворачиваются они с завидной регулярностью. Илы не падают, но и нельзя
сказать, что летают. Ил-96 эксплуатирует отряд "Россия" и кубинская
компания "Cubana".
Но статистика говорит, что "Боинг-767" со своими
двумя двигателями в случае отказа одного - авиамогила для всех. Что
показывает та же статистика. 23,8% катастроф "Боинга" вызвано именно
отказом движка. Ил-96 способен лететь с двумя двигателями из четырех. Не
факт, что нормально, но сесть сможет, не воткнувшись в грунт на десяток
метров. А "Боинг"?
Ложь третья. "Боинг" дешевле в эксплуатации.
Защитники
идеи закупки "Боингов" проповедуют идею, что "Боинг" аж на 25% дешевле в
эксплуатации. Вот уж точно брехня, дело даже не в цифрах. А в том, куда
пойдут эти деньги. Конечно, лучше отправить 100 тысяч долларов в
Америку, "Боингу", чем потратить 118 тысяч, оставив их в России. Без
вопросов, конечно, поддержать "Боинга" очень патриотично и выгодно.
Вопрос только - кому?
Ложь четвертая. "Боинг" дешевле в покупке.
О,
да! Конечно, "Боинг", которому лет 10-12, дешевле. Но если посмотреть
официальные цифры, то новый 767-й стоит 180 миллионов долларов. Против
92 миллионов у Ил-96. Вопросы?
Даже если и стоит в обслуге и по
топливу Ил-96 подороже, три новых Ил-96 в любом случае будут выгоднее,
чем три потасканных "Боинга".
Но тут дело не в экономике совсем.
Дело в счетах, на которые регулярно приходят бонусы и премии от
заокеанских "партнеров". Дело в том, что все наши авиаперевозчики
куплены на корню за те самые зеленые бумажки с портретами. И поэтому за
эти бумажки они будут биться за дело "Боинга" с той же яростью, как их
деды и прадеды били тех же "партнеров" за штурвалами Илов. Не
пассажирских.
Вроде бы картинка нарисовалась печальная. Да, у
ВАСО сегодня, как и у ОКБ Ильюшина не то что не лучшие времена, я бы
сказал - хуже, наверное, быть уже не может. Илы никому не нужны,
совместный проект с ОКБ Антонова тоже почил по политическим причинам.
Но, как это иногда бывает в сказках, вдруг появился добрый волшебник в пятнистом вертолете.
Угадали, кто это? Правильно, Шойгу. Кто ж еще?
Министерство
обороны дает шанс на выживание. Да, не в мировом масштабе, как этого
хотелось бы, но вполне приличный шанс на сохранение уникального завода и
коллектива. И на работу на благо страны.
Дело в том, что
несмотря на окончательный крах Ил-96−300, "ильюшинцы" не сдались. И
спроектировали и построили новый самолет: Ил-96-400. Это чудо может
вместить уже не 300, а 435 пассажиров. Двигатели ПС-90А-1 позволяют
пролететь с максимальной нагрузкой 10 000 км. Кстати, кубинцы уже
нарисовались в Воронеже, приценивались. Но это ж кубинцы, что они в
самолетах понимают? Они до сих пор на Ил-96-300 летают...
Но суть
не в том. На базе пассажирского самолета был создан транспортный,
96-400Т. И вот им и заинтересовалось наше Минобороны. Точнее, тем, что
называется Ил-96-400ТЗ. Топливозаправщик.
До сих пор на
вооружении ВКС России стоит топливозаправщик Ил-78М, который по сути
своей детище Ил-76. Он способен переместить 40 тонн топлива на
расстояние в 3000 км. Что хороший показатель, Ил-78 использует не только
Россия, но и Индия, Пакистан, Китай.
Но Ил-96-400ТЗ способен
перевезти 65 тонн на 3500 километров. Почувствуйте, как говорится,
разницу. Плюс новая авионика, которая, вполне понятно, на три головы
выше того, что разрабатывалось в 80-х годах прошлого века.
Министерство
обороны даже озвучило цифру в 30 топливозаправщиков. И есть некая
надежда, что соседи тоже решат закупить такую машину взамен Ил-78М.
Особенно индусы, которые любят тратить деньги на хорошие вещи ("Рафали"
не в счет).
Кстати, Ил-96−400ТЗ с помощью несложных операций
можно трансформировать в обычный транспортный самолет с
грузоподъемностью в 92 тонны. Что тоже и полезно, и практично. Два в
одном, лом и монтировки прилагаются в комплекте.
А в качестве
бонуса в Минобороны озвучили совсем уж ошеломительную вещь: есть планы
приобретения до 2024 года еще и 14 пассажирских Ил-96-300 или 96-400.
Зачем столько не совсем понятно, но какая разница?
Знаете, похоже
на какую-то сказку со счастливым концом. Стучать - пальцы отбить,
плевать - округу заплевать, лишь бы не сглазить. Такое развитие сюжета
после краха программы по 96-300 и Ан-148, наметилось не просто улучшение
ситуации. Свет в конце тоннеля, если хотите.
Исходя из всего
рассказанного, мы решили, что было бы совсем хорошо попасть на завод,
чтобы на месте ознакомиться с ситуацией. И направили запрос на
аккредитацию. Так что ждем результатов, и вполне возможно, что у нас
выйдет ознакомить всех с ситуацией из первых рук.