Что есть расхваленный THAAD, который американская оборонка столь активно навязывает своим условным союзникам? Начнём с того, что как показывает практика, союзников в понимании Госдепа нет и быть не может, есть лишь те, кто получат оплеуху первым. Судя по действиям видно, что за Пентагон щёку в результате подставит кто-то другой, и отдуваться в первую голову придётся условным союзникам. Интересно выглядят системы ПРО, натыканные штатами по всему миру для противодействия мифическим угрозам. Само собой, что под предлогом защиты от надуманной угрозы России ракеты располагаются так, чтобы обеспечить защиту территории США. Проблема в том, что шахты расположения ракет, способных поражать межконтинентальные баллистические ракеты всегда становятся одной из первых целей в случае военного конфликта. Само собой, что первичная система перехвата МБР располагается в Европе и на Дальнем Востоке, охватывая Россию в полукольцо. Страны, согласные размещать подобные комплексы хоть и не всегда носят напрямую русофобские настроения, однако, как ни странно, «деловые» предложения от Пентагона поступают именно тем государствам, которые находятся между США и Россией.
В Европе систем ПРО натыкано немало, как передвижных, так и стационарных, и в большинстве своём они вооружены ракетами SM-3. Причём располагаются они как на суше, так и в море, однако есть немаловажный нюанс. Во-первых, самих ракет изготовлено не так уж много, во-вторых, сколь ни хорошей была бы многофункциональная боевая информационно-управляющая система, её интеграция идёт не столь быстро, как хотелось бы генералам Пентагона. Забавно, что создание её стартовало ещё в 1969 году, а первый образец появился в 1983, когда ею был оснащён ракетный крейсер «Тикондерога». На первый взгляд, число кораблей, оснащённых системой, внушает уважение, однако из заявленных в официальных источниках восьмидесяти боевых кораблей океанскими является едва ли половина. Остальная же часть удаляется от берега на незначительное расстояние, и осуществлять первичный перехват не может чисто физически.
Сама ракета SM 3 хоть и способна поражать ракеты вероятного противника (по заветам мистера Клэнси России и Китая с Северной Кореей), а так же стартовать за очень малое время, действительно хороша. Беда в том, что их всего около полутора сотен, когда только в России находится 526 развёрнутых стратегических носителей ядерного оружия, не говоря уже о Китае, который ещё в 2009 году имел на боевом дежурстве 180 ядерных боеголовок, и, конечно, Корее, которые весьма активно наращивают свой ядерный потенциал.
Конечно, информация, известная всему миру не проходит мимо ушей пентагоновского генералитета, и работа по противодействию ведётся, но, опять же, не столь успешно, как хотелось бы. Расположенные на дальнем востоке комплексы в принципе способны защитить США, если не брать в расчёт несколько нюансов. Первый, и один из самых важных – массированные пуски ракет. Перенасытить данными любую компьютерную систему, даже саму «умную», не так уж сложно, а операторов расчетных комплексов не так много. В общем и целом, «вычислительных» звеньев в боевой цепи много, а сбой всего одного из них сведёт все усилия остальных на нет. Ещё один нюанс в наличии АПЛ, находящихся в «режиме тишины», всплывающих изредка для связи с штабом через антенну с минимальной отражающей способностью, а следовательно крайне сложно обнаружимых. А ещё, само собой, стоит помнить, что ядерный взрыв в океане приведёт к цунами, и если ядерная боеголовка со сбитой ракеты окажется не уничтоженной в результате попадания ракеты перехватчика, то взрыв в пучине морской отправит волну, от которой пострадают все.
Так что, что хвалёный THAAD, что иные системы ПРО — отнюдь не панацея от возможных атак. А сколь Америка не раздувай оборонный бюджет, полноценной защиты не получится в принципе. А уж высокие показатели того же THAAD’а на испытаниях хоть и пускают пыль в глаза, однако «рекорды» установлены в поражении целей, имитирующих ракеты Р-17, которые разрабатывали в конце пятидесятых.
Автор: Алексей Хмелёв