Летающая мощь ВМФ: чем вооружена морская авиация России
100 лет исполняется со дня первой победы русских морских летчиков в
ходе Первой мировой войны. 17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 года
четыре гидросамолета М-9 с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота
защитили от германского авианалета русскую военно-морскую базу на
острове Сааремаа (ныне - территория Эстонии). Два кайзеровских самолета
были сбиты, русские гидропланы вернулись без потерь.
Морская
авиация - род сил ВМФ России, предназначенный для поиска и уничтожения
противника, прикрытия группировок кораблей и объектов от ударов с
воздуха, а также для ведения воздушной разведки.
Морская авиация
функционально подразделяется на несколько родов: морскую ракетоносную,
противолодочную, истребительную, разведывательного и вспомогательного
назначения. В зависимости от места размещения условно делится на
палубную и авиацию берегового базирования.
В составе ВМФ РФ в
настоящее время находится один авианосец - тяжелый авианесущий крейсер
"Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". На нем базируются:
Ожидается,
что в ближайшее время на крейсере будут базироваться ударные вертолеты
Ка-52К "Катран". В разработке находятся проекты перспективного авианосца
и универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев.
На вооружении береговой авиации ВМФ России:
дальние противолодочные самолеты Ту-142 (модификация стратегического бомбардировщика Ту-95);
противолодочные самолеты Ил-20 и Ил-38;
истребители-перехватчики МиГ-31;
транспортные самолеты Ан-12, Ан-24, Ан-26;
вертолеты Ка-52К, Ми-8, Ми-24, Ка-31 и другие.
Истребительная авиация
Су-33
Российский палубный истребитель
четвертого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под
руководством Михаила Петровича Симонова, ранее известный как Су-27К (по
кодификации НАТО: Flanker-D).
Первый полет Су-27К состоялся 17
августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил
взлет и посадку на авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов".
Принят на вооружение 31 августа 1998 года и с тех пор является основным самолетом палубной авиации ВМФ России.
Самолет
управляется одним пилотом, имеет на вооружении встроенную 30-мм пушку
ГШ-30-1, управляемые ракеты класса "воздух-воздух", неуправляемые
ракеты, а также авиабомбы.
Максимальная скорость истребителя составляет 2300 км/ч, практический потолок - 17 000 метров, дальность полета - 3000 км.
Из 26 серийных машин 4 самолета потеряны в авариях.
Су-33 входят в состав крейсера "Адмирал Кузнецов".
МиГ-29К/КУБ
Российский
палубный многоцелевой истребитель четвертого поколения, являющийся
дальнейшим развитием МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum-D).
Истребители
палубного базирования представляют собой многофункциональные
всепогодные машины поколения 4++. В их задачу входит противовоздушная и
противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по
наземным объектам противника.
МиГ-29К могут базироваться на
авианесущих кораблях, способных принимать самолеты массой свыше 20 тонн,
оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также
на наземных аэродромах.
Самолеты вооружены управляемыми ракетами
РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя, противокорабельными ракетами Х-31А и
Х-35, противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми
авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.
Максимальная скорость полета составляет 2300 км/ч, практический потолок - 17500 м, дальность полета - 2000 км.
Планируется, что в дальнейшем основу палубной истребительной авиации России составят самолеты МиГ-29К/КУБ.
Истребители
МиГ-29К/КУБ введены в состав корабельного палубного авиаполка, несущего
службу на крейсере "Адмирал Кузнецов", не вместо имеющихся у него Су-33
и Су-25УТГ, а в дополнение к ним и будут применяться совместно с ними.
Ударные и учебно-боевые самолеты
Су-24
Всепогодный фронтовой
бомбардировщик. Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по
наземным и надводным целям, в том числе на малых высотах.
Первый полет прототип (Т-6) совершил 2 июля 1967 года. Принят на вооружение ВВС СССР 4 февраля 1975 года.
Серийно строился в 1971-1993 годах в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске. Всего выпущено около 1400 самолетов.
Максимальная
скорость - 1400 км/ч, практическая дальность - 2850 км, практический
потолок - 11 тысяч метров. Экипаж - 2 человека.
Вооружение - пушка
калибра 23 мм, на 8 точках подвески самолет может нести ракеты
"воздух-поверхность" и "воздух-воздух", неуправляемые и корректируемые
авиационные бомбы и снаряды, съемные пушечные установки. На борту может
нести тактические ядерные бомбы.
Порядка 120 модифицированных единиц планируется заменить на Су-34 к 2020 году.
Су-25УТГ
Учебно-тренировочный
самолет на базе учебно-боевого штурмовика Су-25УБ. Отличается от него
отсутствием прицельного оборудования, блоков системы управления оружием,
пушечной установки с пушкой, балочных держателей и пилонов,
бронеэкранов двигателей, радиостанции связи с сухопутными войсками,
блоков и элементов системы обороны.
Первый летающий образец был создан на базе Су-25УБ (Т8-УТГ1) в начале 1988 года.
В 1989-1990 годах была выпущена первая партия из 10 самолетов.
В 1991-1995 годах была построена вторая и последняя партия из пяти Су-25УТГ.
Максимальная скорость - 1000 км/ч, практическая дальность - 1850 км, практический потолок - 7000 метров. Экипаж - 2 человека.
Стоит
на вооружении в 279-м корабельном истребительном авиационном полку
авиации Северного флота, а также смешанного авиакрыла 859-го центра
боевого применения и переучивания летного состава в Ейске.
Противолодочные самолеты
Бе-12
Противолодочный самолет-амфибия (по кодификации НАТО: Mail).
В
октябре 1960 года самолет осуществил свой первый полет, а с 1963 года
стал поступать на вооружение авиации ВМФ. Создан в ОКБ имени Г. М.
Бериева.
На самолете-амфибии установлен комплект целевого
оборудования, позволяющего вести поиск и борьбу с подводными лодками
противника.
Максимальная скорость - 550 км/ч, практический потолок - 12100 метров, максимальная дальность полета - 4000 км.
По состоянию на 2015 год на вооружении морской авиация ВМФ РФ состоит 7 самолетов Бе-12.
Ил-38
Противолодочный самолет, разработанный в ОКБ имени С. В. Ильюшина на основе пассажирского Ил-18В (по кодификации НАТО: May).
Самолет
предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными
кораблями поиска и уничтожения подводных лодок, морской разведки,
поисково-спасательных операций и постановки минных заграждений.
Первый полет выполнен 27 сентября 1961 года. Всего построено 65 машин.
Экипаж
- 7 человек. Максимальная скорость - 650 км/ч, максимальная дальность
полета - 9500 км, практический потолок - 8000 метров.
Вооружен противолодочными торпедами, противолодочными бомбами и морскими минами.
В
2015 году "Авиационный комплекс им. Ильюшина" завершил выполнение
контракта на ремонт и модернизацию пяти самолетов Ил-38 до уровня
Ил-38Н.
Ту-142
Российский дальний противолодочный самолет (по кодификации НАТО: Bear-F).
Применяется
для дальней океанской разведки, визуальной или радиотехнической, для
дежурства в системе поисково-спасательной службы, и только потом, для
поиска и слежения за атомными подводными лодками с баллистическими
ракетами.
Первый Ту-142 завод № 86 в Таганроге выпустил в 1975 году. Последний самолет Ту-142М3 покинул сборочный цех в 1994 году.
Всего в 1968-1994 годах было изготовлено около 100 экземпляров Ту-142 различных модификаций.
Экипаж - 9 человек. Максимальная скорость - 855 км/ч, практический потолок - 13500 метров.
Вооружен
взрывными сбрасываемыми источниками звука, торпедами, противолодочными
авиационными ракетами, противолодочными и практическими бомбами, а также
морскими минами.
Для обороны применяется стрелково-пушечная
кормовая установка с двумя пушками АМ-23 или ГШ-23Л, а также комплекс
средств радиопротиводействия.
На вооружении ВМФ России стоит по одной эскадрилье на Северном и Тихоокеанском флотах.
В 2013 году стало известно, что в России разрабатывается новый противолодочный самолет на замену Ту-142М3.
Транспортная авиация
Ан-12
Военно-транспортный самолет, разработанный в ОКБ им. О. К. Антонова (по кодификации НАТО: Cub - "Юнец").
Первый
Ан-12 взлетел в Иркутске 16 декабря 1957 года. Самолет зарекомендовал
себя как очень надежный аппарат, способный работать в сложных
климатических условиях и неприхотливый в обслуживании.
Самолет
активно применялся в военных целях, в чрезвычайных ситуациях, для
переброски военной техники и личного состава, также для пассажирских и
грузовых перевозок, поиска и спасания космических объектов, экипажей
пилотируемых космических кораблей и воздушных судов, терпящих бедствие.
Артиллерийское
вооружение самолета состоит из пушечного вооружения ПВ-23У, которое
включает в себя кормовую башню ДБ-65У с двумя 23-мм пушками АМ-23,
электросистему дистанционного управления башней и
прицельно-вычислительный блок.
Кроме того, может нести на борту до 70 осколочно-фугасных или зажигательных авиабомб калибра 100 кг.
Максимальная скорость полета - 660 км/ч, практический потолок - до 10 000 м, дальность полета - до 5530 км.
Ан-26
Военно-транспортный
самолет, разработанный в ОКБ им. О. К. Антонов (по кодификации НАТО:
Curl - "Вихрь", в народе - Горбатый, Фантомас, Настя, Настенька).
Является модификацией исходной модели Ан-24.
Экипаж самолета - 6 человек. Может нести на борту 38 человек личного состава или до 30 десантников.
Максимальная скорость - 540 км/ч, дальность полета - до 2660 км, практический потолок - 7300 м.
Также может оснащаться авиабомбами калибром до 500 кг.
Вертолеты
Ка-27
Корабельный противолодочный вертолет (по кодификации НАТО: Helix - "Спираль").
Предназначен
для решения задач противолодочной обороны флота с базированием на
кораблях различного класса, в том числе на авианесущих кораблях.
Вертолет
способен обнаруживать современные подводные и надводные цели,
передавать данные о них на корабельные и береговые пункты слежения, а
также атаковать их с применением бортового вооружения.
14 апреля 1981 года был принят на вооружение.
Для
уничтожения подводных лодок к вертолету могут подвешиваться
противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и свободнопадающие
противолодочные авиабомбы ПЛАБ калибра 50 и 250 кг.
Экипаж - 3 человека, максимальная скорость - 270 км/ч, практическая дальность полета - до 900 км, практический потолок - 5000 м.
Перспективный вертолет морской авиации, который разрабатывается на смену многоцелевому Ка-27, получил шифр "Минога".
Ка-52К
Ка-52
- многоцелевой ударный вертолет, является модернизацией "Черной акулы".
Разработан в Москве конструкторским бюро ОАО "Камов".
Предназначен
для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники,
живой силы и вертолетов противника в любых погодных условиях и в любое
время суток.
Может обеспечивать огневую поддержку десанта, производить патрулирование и сопровождение военных колонн.
Первый полет совершил 25 июня 1997 года. Серийно производится с 2008 года.
Ка-52
- вертолет с соосным расположением несущих трехлопастных винтов, двумя
газотурбинными двигателями, прямым крылом, развитым вертикальным и
горизонтальным оперением и убирающимся в полете трехопорным шасси.
Ка-52К - вертолет корабельного базирования.
Экипаж
состоит из двух человек. Максимальная скорость - 300 км/ч, практическая
дальность - 1 тыс. 160 км, практический потолок - 5,5 тыс. метров.
Оснащен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами до 2 тыс. кг на 4 узлах подвески.
По
словам замминистра обороны Юрия Борисова, Ка-52, продемонстрировавший
свои высокие боевые качества в ходе сирийской кампании, имеет серьезный
модернизационный потенциал.
В 2015 году Россия заключила контракт с
Египтом на поставку 46 вертолетов Ка-52 "Аллигатор". Также могут
поставить корабельные Ка-52К "Катран", разработанные под вертолетоносцы
типа "Мистраль".
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+